Чувство хозяина

Владимир Садовник 1
 

Давайте вспомним хотя бы о серьезных географических открытиях. Люди шли, ехали, плыли, прокладывали первыми путь, присоединяли территории, расширяли пространство цивилизации. Чем они при этом руководствовались? Лозунг во все времена был практически один : "Золото (деньги), слава и власть". С тех пор, думаю, мало что изменилось.

Как-то пошел я со своими сыновьями (в ту пору еще маленькими) на ручей. Развели на песчаной косе костер. Минут через десять старший неподалеку устроил новый костер. А потом и младший развел свой огонь. Я думаю, что ребятишки, сами еще толком не понимая своих действий, реализовывали, тем не менее, свое желание быть собственником, распоряжаться явлением по своему усмотрению.

Насколько я понимаю, право на собственность помогает человеку реализовать свою личность, при необходимости защитить себя, получить удовлетворение и даже наслаждение. Человеку, не теряющему  связи с обществом, это право позволяет одновременно от него так или иначе дистанцироваться.
Наоборот, отсутствие права собственности не даёт, по сути, социуму распасться на отдельные кусочки. И социум в таком случае представляет собой  единый организм, где каждый человек выполняет назначенную ему функцию.
Назвать такого человека личностью уже достаточно сложно. Кроме того, по-видимому, будет неправильным утверждение, что здесь коллектив имеет право собственности на своих членов. История показывает, что практически всегда есть тот, кто стоит и над отдельными людьми, и над обществом в целом. В этом случае ему  принадлежит и власть, и собственность.

П. Столыпин в переписке с Л.Толстым заметил, что у человека, по-видимому, есть ЧУВСТВО ХОЗЯИНА. И я с этим  согласен. Человек хочет обладать. Собственностью, имуществом, ценностями и многим другим. Кроме того, для того чтобы удовлетворять свои разнообразные потребности, он должен иметь то, с помощью чего сможет их удовлетворить. А это деньги и власть. Господствующие в обществе стереотипы тоже влияют на наше сознание. Причем не те, что провозглашают с трибуны, а те, о которых говорят на кухне.