Колесо это живое существо

Ефим Блувштейн
Проезжал император на своей карете через небольшой город и случилось так,
что сломалось колесо. Послали за мастером и через некоторое время прибыл старенький дед.
Император спросил его:
— Почему ты не прислал сына или у тебя нет детей?
— Есть. Обучал одного и второго, но не смогли они освоить моё ремесло. Колесо должно быть ажурным красивым, но в меру, иначе оно будет ломаться. Найти золотую середину не просто. Сделать колесо, на которое было приятно смотреть, чтобы оно не портило вид кареты и было долговечным, это искусство.
Меня отец в своё время направил к старому мастеру, с которым они десять лет провели в монастыре дзен. Первый год я медитировал. Второй год я ему помогал в ремонте повозок. Медитации продолжались, но по три часа, а не по 8-10 часов как раньше. Мастер заставлял меня после медитации рисовать кареты, повозки, подходил и делал замечания. Он учил меня представлять как постепенно уменьшается толщина колеса и в определённый момент дерево начинает менять форму. К нам привозили много повозок и я через четыре года мог безошибочно определять размеры колеса, при этом они были достаточно красивыми и прочными. Через пять лет отец за мной приехал.
Для меня колесо это живое существо. Мастер учил меня начинать общаться с деревом, почувствовать насколько оно подходит для работы, узнать историю его жизни и пока оно в составе повозки не покинет тебя продолжать с ним общаться. Когда колесо возвращалось после поломки, я чувствовал как оно радо встрече.
 Мне приходилось делать и тяжёлые колёса для повозок, перевозящих камни, где главным являлась прочность. Это были колёса буйволы, а не грациозные колёса кони, но они были по своему красивы и своим видом показывали силу. Мне приходилось выполнять различные заказы на мебель, строить жилище и даже мост через речку.
 Главное, это создавать не набор деревянных мёртвых деталей, а единый живой организм, где всё гармонично, всё служит общей цели и ничего лишнего. Живое постоянно меняется, работает в разных условиях, стареет и имеет свой срок жизни. Для этого мой мастер научил меня решать противоречия в требованиях, которые
возникают не только при изготовлении повозок, но и в отношениях между людьми.
 - Это интересно, - сказал император,- расскажи подробнее.
 - К сожалению, научить этому нельзя, как не получится научить решать коаны в дзен, но общее направление указатели дать можно.
 Сначала надо очистить сознание медитацией. Ум должен быть спокойным, отрешённым от страстей, проблем и желаний. Только такой ум может видеть жизнь в её постоянных изменениях, перетеканиях противоречий из одного в другое, сохраняя красоту и гармонию.

 Император задумался. Я ворочаю целым государством, - подумал он, - с миллионом проблем, а этот человек разговаривает с деревом. Он постигает глубину
настолько, насколько я упускаю.