Тарасенко Мария Павловна

Петр Панасейко
         Как я уже говорил, до 5-го класса здания школы у нас находились в разных местах. Нелегко руководить ежедневно учебным процессом в таких условиях. Но к счастью, в нужное время в нужном месте оказался человек, который, взвалив на свои плечи этот тяжёлый груз, нёс его с честью из года в год. Это заведующая учебной частью Мария Павловна Тарасенко. Она жила на соседней с нами улице.

        Строгая, добрая и справедливая;–;именно такой мне запомнилась наша завуч. Помню, как мы с тревогой ждали урок украинского языка, который должна была вести завуч Мария Павловна. Когда закончился первый её урок, у нас, как говорится, от сердца отлегло: наша новая учительница считала ниже своего достоинства повысить голос на ученика, а уж тем более принародно обидеть или унизить его. Она не была «начальницей».

           В пятом классе Мария Павловна преподавала у нас ещё и историю древнего мира. Да так она нас научила, в том числе и меня, что история стала моим любимым предметом не только в школе, но затем и в университете. Я и сейчас, закрыв глаза, мысленно представляю себя в классе за партой, внимательно слушающего рассказы Марии Павловны о Древнем Вавилоне, о Древнем Египте с его загадочными пирамидами, построенными на века, о Древней Греции и олимпийских играх, о храбром рабе Спартаке, поднявшем в Древнем Риме невиданное до того восстание, о Юлии Цезаре, Августе.

          В каком уж классе, не помню, в школе устраивали театрализованное представление к 23 февраля. Мальчишкам предложили одеться в военную форму. Повезло тем, у кого к тому времени в семье кто-то отслужил в армии или сохранилась форма отца. У моего папы форма не сохранилась, больше взять было негде. И что вы думаете, кто мне пришёл на помощь? Правильно, сама завуч школы.

          К тому времени её сын демобилизовался. Моя мама;–;конечно, с её разрешения;–;форму перешила под меня, но даже мне стало жалко, что от прежней формы ничего не осталось. Ради общего дела, а проходил какой-то районный школьный конкурс, наша завуч форму своего сына не пожалела.

         Я долго хранил у себя дома подарочные книги, подписанные завучем Тарасенко и директором школы. Их я получал в качестве награды за хорошую учёбу часто. К сожалению, в связи с переездами они утеряны, но сохранилась на всю оставшуюся жизнь светлая и добрая память об этом удивительном педагоге.