Новые времена 1936

Смирнов Виктор
РЕЦЕНЗИЯ ИЗ КНИГИ «КИНО И ЖИЗНЬ»

Modern Times

До недавнего времени я не понимал фильмов с участием Чарли Чаплина. Мне они представлялись таким нафталином, и их юмор казался настолько устаревшим, что даже если по телевизору было больше нечего смотреть, кроме фильмов с Ч. Чаплином, то я просто выключал этот агрегат. Но однажды в Петербурге мой закадычный друг-петербуржец настойчиво пригласил меня в одно кафе, которое специализировалось как раз по лентам с этим мэтром…

«Новые времена» стал первым фильмом, который познакомил меня с волшебным миром Чарли Чаплина. Сказать, что мне понравилось — это ничего не сказать. В общем, покинул я это кафе уже немного другим человеком (то есть с категорически положительным взглядом на творчество данного артиста), а при выходе из заведения я чуть не опрокинул столик с зелёным чаем…

Начинается фильм с того, как Бродяга, работая на конвейере, с неимоверной, практически сверхзвуковой скоростью затягивает гайки. Бродяга — это беззлобный человек с большим открытым сердцем, в котором затаилась большая нелюбовь к любой монотонной работе… И закручивание гаек ему, естественно, не по душе. Да и не по силам…

Вот и всё описание фильма. Ну дальше, конечно же, его ждут головокружительные приключения, связанные с постоянным поиском самого себя. Но всё дело в том, что единственный вид деятельности, который его устроит, — это праздношатание… А что ему ещё остаётся, он никаким боком не вписывается в эту быстроизменяющуюся действительность (об этом позднее).

Таким образом, положение Бродяги усугубляется ещё и тем, что мир стоит на пороге нового времени, жизнь в Америке становится суровее и страшнее. Труд усиленными темпами механизируется и автоматизируется, что отнюдь не способствует облегчению участи чернорабочих. Получается как раз наоборот — люди, вынужденные подстраиваться под различные агрегаты, сами становятся частями этих бездушных механизмов. И самое лучшее, во что всё это может вылиться — это клиника для душевнобольных.

Все герои Ч. Чаплина — добрые растяпы, вынужденно занимающиеся бродяжничеством и поэтому попадающие в нелепые ситуации, в которые в реальной жизни, даже если очень захочешь попасть, то вряд ли получится. А всё потому, что менталитет таких людей идёт вразрез с обыденной действительностью. Возникает некая дисгармония, приводящая к появлению различных казусов. Только так можно объяснить всё то милое «безобразие», что происходит с Бродягой по ходу фильма. Плюс, конечно, «магия» кинематографа…

Но есть и один плюс такого образа жизни: ни один бездушный человек и ни одна машина никогда не сможет уничтожить какого бы то ни было бродягу — как физически, так и морально. Потому что бродяги хоть и живут в этом мире, но в то же время они находятся своей большей частью вне его. А это самое лучшее подспорье в защите от любых опасных личностей и ситуаций, которые так и норовят сделать и сказать хорошему человеку что-то нехорошее…

Лента «Новые времена» — шедевр мирового комедийного кинематографа, в котором нет ни одной скучной сцены. Это один из тех фильмов, после просмотра которых реально болит лицо.