Чудотворяй иногда

Юрий Докукин
                Чудотворяй иногда…
         Эти слова взяты из канона Пресвятой Богородицы, из 1 ирмоса, где говорится о чуде, которое совершил Господь, но  в  нашей  Церкви иногда появляются  люди  сами творящие «чудеса».

          Все  очень любили диакона Иннокентия, я его тоже очень любил, но в то же время по-доброму завидовал. Невозможно было не позавидовать его уму, энергичности, оптимизму и неугомонности. Был у него и авантюризм, трудно сказать - в меру или в не меру. Я бы назвал его озорством.  Оно  являлось, как я думаю,  одним из  хороших и нужных качеств, особенно, в наше сложное и трудное время. Он никогда не падал  духом и всегда был радостным.  Мы с батюшкой всегда им восхищались. Особенно тем, как он опередил своё время, и стал заниматься издательской деятельностью ещё при советах, что поставило его в ряды борцов за свободу религиозных прав человека.
          Он издавал под носом у органов тысячи экземпляров молитвослова, чем послужил Господу. Подобная авантюра принесла ему достаточное количество денег, а затем и заточение в тюрьму. На допросах, когда диакона  спрашивали, кто  благословил ему заняться издательской деятельностью, то он показал на всех тех, кого уже Господь забрал к Себе и упокоил в Своём Царстве. Его посадили, и он, по нашему мнению, попал в элиту православия. Вы, наверное, думаете, что элита это те, кто находится у власти? Нет. Элита – это те, кто будет рядом с Царём потом, кто здесь страдает, и продолжает служить Господу на Небе после земной жизни. Таких мало, и к ним верующие люди относятся особо благоговейно. Так относились и мы к нашему диакону.
        Время шло неумолимо, он стал болеть, деньги  пролетели, последнее, что у него осталось, была машина «Запорожец». Водить эту машину, по здоровью, он уже не смог, продал её за гроши, и купил на эти деньги  кастрюлю «Цептер» а, как дистрибьютер этой фирмы, пытался нам её продать:
           - Представь себе, отче, ты будешь всегда здоровым! Восемьдесят процентов болезней она не подпустит к тебе! Ты будешь здоров как бык, да ещё прихожанам сохранишь здоровье, - они с радостью купят её у тебя! Ты ещё заработаешь на этом деньги»!
         Но никто не решился купить у него кастрюлю: слишком дорогое было удовольствие.
         Да, старым его назвать было нельзя из-за характера. Он и сам, понимая, что слово «старый» дивидендов ему не принесёт, стал называть себя старцем, тем более, что в священнической среде подобное выражение часто используется в шутливом тоне по отношению  друг к другу. Даже молодёжь, прислуживающая в алтаре, часто использует это слово.
          Святые люди никогда не брали на себя добровольно подвиг старчества. К нему приводила  необходимость по окормлению людей.  Иннокентий  же, был внешне похож на старца, к нему люди тянулись и он кормил себя этим  в голодные дни.  Дело это  весьма прибыльное, т.к. в народе находится весьма большое число людей ищущих старцев и жаждущих чудес ими творимых. Они желали быть ведомыми, особенно, если тот путь, по которому тебя ведут, даёт возможность откупиться от своих грехов деньгами и приношениями старцу. Воля и жертвенность жизни во Христе подменяются следованию воле старца и подношениями ему. А уж такой «старец», в зависимости от приношений, поведёт тебя, овцу послушную,  и никаким волкам не отдаст на съедение.  Он съест тебя сам. Таков принцип младостарчества.
        А Иннокентий обладал достаточным количеством лет, и подобная деятельность была по его неуёмному характеру: любил людей таких,  кто слушал бы его, разинув  рот. Молодёжь храма, видя его болезненную немощь, часто навещала его, а он, с любовью, состригал избыток шерсти с этих православных овечек. Даже настоятель, хотя и не считал его старцем, но по праздникам подкармливал несчастного малой толикой финансов. Пенсион не был велик, но достаточно ощутим.
        Чувствуя к себе особое внимание и любовь, диакон постепенно входил во вкус старчества.
        В наш храм ходил один молодой человек, пришедший не так давно к вере и ревностно пытавшийся добиться высот духовного роста. Он был чист и происходил из  элитной семьи, быстро прошёл всю богослужебную науку, имел хороший голос и слух, а потому ему доверяли читать книгу «Апостол»  за службой, помогать на требах духовенству. Он завоевал доверие, как духовенства, так и у всей молодёжи, помогавшей батюшке в алтаре. Короче говоря, молодой, холостой и завидный жених для девчат храма. Он думал о своей будущей жизни, и присматривал себе кандидатуру для супружества. Искать, конечно, дело  хорошее, только найти подходящую девушку  трудно, ведь это выбор  на всю жизнь. А требования у Андрюши, так его зовут, были завышенные, и искал он не столько любовь, сколько человека, подходящего его убеждениям в православной вере.
        В  миру таких девчат найти нельзя, а возможно лишь  в храме Божием. Он искал, а как вы знаете, тот, кто ищет, тот всегда находит. И он нашёл, причём, не так уж далеко – на клиросе в нашем  храме. Девушка пела в церковном хоре, - и это было, более чем, поэтично. Андрюша подбил к ней клинья, они гуляли, ходили в кино, в кафе, в храмы Божии, разъезжали вместе по монастырям. Идиллия чистой светлой православной любви  в наши времена есть уникальный случай. Они решили пожениться. Впереди был Великий пост, а за ним Светлая неделя и Красная горка, когда играются свадьбы.
        Счастливая молодёжь решила, что без благословения старца, они жениться не будут. Пришли к нему, принесли подношения, чем ублажили старца. И старец благословил:
          - Ты, Ниночка, переезжай жить к Андрюше завтра в квартиру. Будете жить вместе, но только как брат с сестрой. Это время для испытания вашей любви. А вот это молитвенное правило вы обязаны исполнять каждый день.
        И дал такое правило, которое даже в монастырях не слыхивали. Это-то молодым, занятым на работе людям, и во время поста, когда лукавый искушает! Лукавый и искусил, но не так, как обычно. Вряд ли смогла бы молодёжь, любящая друг друга, жить бок о бок в одной квартире в это время, и не соблазниться. Слишком соблазн велик!
        Но тут всё оказалось по-другому: телесную близость молодёжь выдержала, а не выдержала она другого – того молитвенного правила, которое дал старец. Представьте себе: приходит Андрюша с работы усталый, а суженая тоже с работы  усталая. Им бы поглядеть друг на друга, поговорить, пообщаться, отдохнуть, а затем, после вечерних молитв, спать. Благословенная ночь покрыла бы их своим одеялом. Сон благодатный дал бы отдых и телу и уму, а вместо этого правило, в котором и псалтырь, и каноны, и акафисты. Андрей – человек волевой, как муж он должен быть главой семьи, и потому в этой «репетиции» семейной жизни он был твёрд, не отходя от указаний старца. Псалтырь, каноны, акафисты, земные поклоны до изнеможения, и только перед самым сном вечернее правило.
         Пожили наши влюблённые так неделю, две, три и любовь у невесты прошла. Увидела тонкая нежная девушка, что домашний монастырь не для неё. Ей хотелось возлюбленного, а не схимонаха. Пошла она со своим вопросом уже не к старцу, а к батюшке. Батюшка подивился и благословил ей жить не по воле старца, а по собственной воле – как сердце подскажет.  До сих пор она поёт в хоре, а он ходит молиться, но только в другой храм, там и помогает в алтаре. А такая была пара!
        Другой случай из деяний старца Иннокентия или, по-простому,  Кеши. Так его мы вне службы называли. Он был человеком добрым, хорошим и православным, потому его и любили, однако , и озорником  великим. А это его озорство не вмещалось в понимание поведения  православного человека.
        Один прихожанин нашего храма, человек верующий и очень добрый, но немножко с чудинкой, а таких много в нашем мире, стал искать какого-нибудь старца и обратился к батюшке.
          - Ну, уж, если тебе надо с кем-нибудь посоветоваться, то вот тебе - отец Иннокентий,  других я больше не знаю. Запиши его телефон, раз ты настаиваешь, позвони и реши свои вопросы.
        Говоря так, батюшка надеялся, что этот раб Божий пойдёт к дьякону сам. У того была сестра, больная более чем её брат. У неё  так сильно болели ноги, что ходить она совсем не могла, а так как передвигаться и жить ей хотелось, то она передвигалась по квартире ползком. Когда не придёшь, всё она на полу. Звали её Ирина. Батюшка всем своим сердцем желал помочь и диакону, и его сестре. Зная характер диакона, и раба Божьего, с которого взять было нечего, так как у него ничего не было, батюшка считал, что дьякон «подомнёт» его под себя, и тот, по мере сил, будет помогать  по хозяйству  этой своеобразной несчастной семье.
        Но получилось всё наоборот. Старец оказался нужен не самому молодому человеку, а одной его знакомой женщине. Эта женщина, назовём её Татьяной,  занемогла и обратилась за помощью к одной из множества бабок-целительниц.  Та наговорила ей про порчу и что её надо снимать. Взяла деньги, как-то  манипулировала руками, встряхивая ими после каждых пассов, и закончила приём. Татьяна после этого подождала какое-то время, надеясь на помощь знахарки, и поняла, что ничем эта колдунья ей не помогла, а только ухудшила здоровье. Иначе быть не могло, ибо дьявол есть лжец и отец лжи.
        Женщина стала делиться своей бедой со всеми близкими и знакомыми и  в числе их рассказала свою историю этому молодому человеку, который, как оказалось, сильно верил в старцев и немного в Бога. Он-то, и обратился к батюшке, взяв телефон нашего старца, позвонил ему, рассказал историю Татьяны, и о тех грехах, за которые, как она считала, Господь её карал, в том числе и о порче. Дьякон велел прийти ей в строго определённое время.
        И вот Татьяна звонит в дверь, ей открывает сам старец: в подряснике, с крестом в руке, волосы седые распущены и свисают по плечам, борода знатная, вид грозен
          - На колени, блудница! Как тебя земля ещё носит! Но это недолго – вижу, вижу: смерть за тобой стоит, недолго осталось! Кайся, проси у Бога прощения! Как будешь просить, так я и посмотрю, простит ли Он тебя?
        Страшна была встреча, а продолжение ещё страшнее. Каялась «великая блудница», а он всё грозил, и всё время видел бесов и чёрную-чёрную ауру над женщиной. Закончилась исповедь всё тем же – надо было снять порчу, а это требовало с него больших усилий, за которые надо заплатить. Искупать свои грехи приходилось деньгами.
        Стоило женщине прийти домой, так  она  сразу позвонила тому, кто её направил и всё рассказала. Тот позвонил батюшке. Когда батюшка узнал, что сотворил дьякон, он возмутился. В голове такое не могло уместиться. Я же виню себя, ведь вполне мог предвидеть такое. Меня ещё раньше насторожил тот факт, что дьякон спрашивал меня про чин изгнания бесов из требника Петра Могилы. Чин этот существует, но мало кто из батюшек берётся этот чин использовать в своей практике. Во-первых, он сильно большой по объему, а, во-вторых, и это самое главное, чтобы бороться и прогонять бесов, необходимо особое дерзновение и святость, а в наше время, в условиях, которых мы существуем, какой священник может посчитать себя достойным? Есть, правда некоторые, которые отчитывают, но их мало.
        Однажды, Царство ему Небесное, отец Игорь из соседнего храма встретился нам с батюшкой по дороге, и мы спросили его:
          - Ну, как отче, в Вашем храме настоятель изгоняет  или нет бесов?
          - Изгонять-то, изгоняет. Бесноватые кричат и лают, и мяукают, плюются. Бесы сильно трепещут.
          - Вот, это батюшка! Какова духовная мощь!
          - Да, - силён, и не говори, но только изгонять изгоняет, а на следующей неделе опять те же самые и лают и кусаются.
        Чудны дела Твои, Господи! И творить их может не всякий. Святые, которые вылечивали больных, обычно после излечения долго и сильно болели. Просто так ничего не проходит. Не проходит просто так и озорство некоторых клириков Церкви. Господь всё равно взыщет, если не сейчас, то в будущем веке.   Господь и с него взыскал, бедного и несчастного, озорного диакона Иннокентия, а быть может, простил и наградил, на всё Его воля, а мы лучше помолимся о его упокоении.