Задача критики насилия Вальтера Беньямина, ч. 1

Александр Клейн
Критический разбор статьи «К критике насилия» Вальтера Беньямина (1920-21 г.г.) - Часть 1

«Задача критики насилия может быть описана путем представления отношения последнего к праву и справедливости» – этими словами начинается русский перевод  работы «К критике насилия» Вальтера Беньямина.

Отметим: То, что говорится в этом фразе, выдается за аксиому, хотя является лишь одной из разновидностей довольно сложной концепции  «описания задачи критики насилия». Все, что есть здесь аксиоматического – это принятие автором сформулированной им гипотезы за аксиому.

Мне ближе другая концепция: Задача критики насилия описывается путем выявления его роли в историческом процессе, в строительстве человеческой цивилизации, а также в выявлении его роли в создании психологического баланса комфорта-дискомфорта, необходимого для выживания человечества.

И еще замечу: Мы можем рассматривать «право» и «роль насилия в праве». Но не можем рассматривать «насилие» и «роль права в насилии», или, что то же самое «вести критику насилия с позиции права».  А именно это делает Вальтер Беньямин, именно об этом говорит «аксиома», которую он формулирует в начале, и на которой держится все здание его рассуждений.

По какой же причине мы не можем «критиковать насилие с позиции права»? По той, что «право» это не абстракция, оно вполне конкретно. Есть «капиталистической право». Есть «право общества личной зависимости», с которым билось насмерть «капиталистическое право». Есть эфемерное «естественное право». Есть право «древнегреческих полисов», где любой пришелец может быть убит и ограблен, потому что не имеет никаких прав, и есть попытки урегулировать этот правовой нонсенс  общественно-религиозными обычаями (неписаными законами), покровителем которых является сам Зевс. Есть, к конце концов, «социалистическое право», где за хранение долларов полагается расстрел, а слово «предприниматель» являлось таким же бранным в 30-х годах, как и слово «спекулянт» в 70-х. И непримиримая война между «капиталистическим» и «социалистическим» правом. Есть противоречие между социалистическим правом и коммунистическим. Противоречие настолько глубокое, что Ленин его сформулировал так: «при социализме право является буржуазным».

(«…научная разница между социализмом и коммунизмом ясна. То, что обычно называют социализмом, Маркс назвал "первой" или низшей фазой коммунистического общества. … Выходит, что не только при коммунизме остается в течение известного времени буржуазное право, но даже и буржуазное государство - без буржуазии!» В.Ленин, «Государство и революция»)

Философствование по поводу «права вообще» означает лишь отсутствие «материалистического понимания истории», равно как и понимания «классового характера» общества. Что, в свою очередь, выражается в непонимании «классового характера государства» и роли насилия в обществе. Отсюда попытки «критики насилия с точки зрения права и справедливости», т.е. наивный идеализм при рассмотрении общественных процессов.

Дальше Вальтер Беньямин рассуждает в таком же абстрактно-идеалистическом духе:

«...вопрос о критериях законности в рамках этого исследования подлежат
исключению».

«Зато в самый что ни на есть центр исследования попадает вопрос о правомерности некоторых средств, которые составляют насилие».

«Смысл различения насилия на правомерное и неправомерное не лежит на поверхности».

«Следует решительно отклонить одно недоразумение в рамках естественного права, будто этот смысл состоит в различении насилия по отношению к справедливым и несправедливым целям».

«…в качестве гипотетического основания классификации насилия следует взять наличие или недостаток всеобщего исторического признания его целей».

И так далее, и тому подобное.

Можно не читать дальше, потому что его фундаментальная позиция, заявленная в первых строках статьи, порождает и все следствия этой позиции – все фрагменты конкретной «тени, отбрасываемой явлением», как сказал бы Гуссерль. И все они будут, естественно, одного «оттенка», как добавил бы он же.

Но нас интересует представление Беньямина о «классовой борьбе».  …
(в ближайшее время опубликую Часть 2)


Александр Клейн
25 января 2021 г.

Задача критики насилия Вальтера Беньямина, ч. 2
http://proza.ru/2021/01/25/1537