Встреча 5 с художником Павлом Михайловым

Владимир Варнек
Портрет Ф.П. Толстого. 1809. Художник П.Н. Михайлов 

Сегодня приступаю к самой основной и наиболее сложной для меня заметке из серии запланированных миниатюр.  И если бы это была самостоятельная заметка, я назвал бы ее словами: «Тайны портрета Федора Толстого  кисти  художника  Павла Михайлова». Но буду придерживаться первоначального плана и называю миниатюру, как и раньше, «Встреча 5...». 

Главным доказательством того, что такой портрет Павел Михайлов написал в 1809 году, являются, безусловно, сведения о нем в монографии искусствоведа  Целищевой Л. Н., посвященной творчеству С.С. Щукина [1], в портретном классе которого учились Александр Варнек и Павел Михайлов.

Замечу, что в 2004 году я побывал в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств (НИМ РАХ), где всю жизнь проработала Луиза Николаевна (ум. 12 мая 2012 г.), и пообщался с ней. Однако это общение тогда из-за ее высокой занятости было недолгим, и мы поговорили с ней только о художнике А.Г. Варнеке и его портретах. К тому же, о художнике П.Н. Михайлове я в 2004 году ничего еще не знал.

Поэтому приходится руководствоваться лишь краткой информацией  об ученике портретного класса С.С.  Щукина, имеющейся  на страницах 145 и 223 в [1]. Прежде всего, в данной монографии воспроизведен портрет Федора Толстого, выполненный в 1809 году Павлом Михайловым (201 год тому назад).  Начинающему скульптору и медальеру было тогда 26 лет, а выпускнику ИАХ Павлу Михайлову – 23 года; приехавшему же в это время из Италии Александру Варнеку было 27 лет.

На стр. 223 монографии [1] сообщается датировка и то, что за этот портрет, находящийся в 1979 году в собрании Научно-исследовательского музе Академии художеств Михайлов получил в 1815 году звание академика. Не буду сейчас заострять внимания на этой дате и обращу внимание лишь на то, что об обсуждаемом  портрете Толстого почти никаких сведений у меня нет, исключая некоторые  нюансы.

Первый из них заключается  в том, что, коль скоро, в 1983 году данный портрет был воспроизведен  на открытках с тиражом 38 000 экземпляров (см. предыдущую миниатюру), то в этом же году он по-прежнему находился в собрании академического музея, как и в 1979году.

Второй нюанс состоит в том, что в Каталоге НИМ РАХ 2002 года издания, посвященного 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, никаких сведений о портрете Ф.П. Толстого я не нашел, хотя на грандиозной выставке произведений  из собрания НИМ РАХ было представлено очень большое число портретов русских и европейских художников [2].

Ознакомившись подробно с репродукциями портретов, представленных на выставке, незадолго до написания настоящей миниатюры, подумал, что причина этого состоит, скорее всего, в  том, что портрет этот в 2002 году нуждался в реставрации и поэтому не мог быть представлен на выставке.

Третий нюанс заключается в том, что я хорошо осведомлен о многочисленных репродукциях данного портрета в интернете.  Прежде всего, отмечу, что портрет Ф.П. Толстого кисти П.Н Михайлова 1809 г. [Изоматериал]: [открытка 1983 г.] хранится в Российской государственной библиотеке.

Находится он также на торгах сайта продаж (лоты). Ну а репродукций данного портрета в различных публикациях я насчитал более десятка. Правда, качество их довольно низкое.

Одно из таких изображений (файл менее 100 кБ) я скопировал, улучшил его качество и приложил к своей публикации (см. в левом верхнем углу). Ну а в целом из такого интернет-знакомства с данным портретом можно сказать, что он никуда не делся, хранится, по-видимому, по-прежнему, в запасниках НИМ РАХ и нуждается в реставрации.

Четвертый нюанс, наконец, заключается в следующем. Известно, что Павел Михайлов окончил Академию в 1806 году, после чего он был оставлен при ней пенсионером [1] и  стал специализироваться в  модной в те времена миниатюрной живописи.  Где-то  некоторое время тому назад я прочитал, что звание академика  Михайлов получил в 1815 году не за большой портрет Толстого, а за миниатюрный, местонахождение которого ныне не известно.  Но источник, в котором прочитал об этом, не удалось найти сегодня. Поэтому при подготовке данной рукописи не смог его указать, и вопрос этот для меня, как и вопрос о состоянии основного портрета, выполненного в 1809 году, остается  открытым.

Хочу в заключение обсудить воспроизведенный выше портрет.  Причина этого заключается в следующем. Уже давно, когда я впервые «увидел»  его, то обратил внимание на то, что в нем просматривается  стиль   Александра Варнека, товарища Павла, который в 1809 году, когда создавался портрет, вернулся в Петербург из Италии. И с тех пор , как я впервые увидел портрет в монографии Целищевой, у меня появилась гипотеза, что Александр Варнек помог выполнить этот портрет своему другу-сокурснику, не обладавшему таким опытом, как он сам (Александр написал к этому времени уже порядка тридцати портретов).

Не хочу сказать, что он сам написал его в свойственной ему манере, но уверен, что определенные рекомендации Павлу Михайлова он давал точно, а, возможно, и подправлял кое-что в изображении.   Главными признаками присутствия стиля Варнека на портрете является  то, что белый шейный платок у портретируемого изображен так же, как и на многих мужских портретах Варнека, в том числе и на его собственном автопортрете «освещенном сзади».

Подобные платки художник изображал обычно  так, словно шея портретируемого человека обернута им многократно, а концы их небрежно «торчат» далеко вперед. 

Кроме того, руки на портрете Толстого выписаны в стиле Варнека: удлиненные пальцы их  изображены как-то по особенному, и это явно украшает портрет в целом.

И еще в этой миниатюре мне хотелось бы отметить следующее. Думаю, что обсуждаемый портрет написан не случайным образом, а был приурочен к важной дате – избранию Федора Толстого почетным членом Академии художеств. По этой причине задание написать данный портрет Михайлову под наблюдением Варнека наверняка исходило от президента Академии, графа А.С. Строганова, который в те годы благоволил Варнеку, был его другом и наставником [3]. 

Очередной портрет графа Ивана Осиповича (Яна) Потоцкого Александр Варнек выполнил также при содействии графа Строганова. За него художник 1 сентября 1810 года был удостоен звания академика [4, 5].

В заключение замечу, что иконография графа Ф.П. Толстого обширна, при этом портрет, который был выполнен П.М. Михайловым,  является самым ранним в галерее          портретов знаменитого скульптора и медальера.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 – 1828. М., Искусство. 1979. Тираж 25 000 экз.
2. Каталог  выставки, посвященной300-летнему юбилею Санкт-Петербурга.М. 2002.
3. Турчин В.С.  Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985. Тираж 25 000 экз.
4. Целищева Л.Н. История Забытого портрета. Художник. 1984. №10. с. 57.
5. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767-1770, 1772-1774, 1776,1779, 1794,1802-1815)/ сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.