На таких земля стоит. Памяти Ирины Антоновой - 3

Томас Памиес
На таких земля стоит. Памяти Ирины Антоновой - 3/3(окончание)

Предыдущая часть по ссылке: http://proza.ru/2021/01/22/1213

Вот некоторые отрывки из публичных выступлений Антоновой:

2017 год, ей 95 лет!
- «Процесс постижения великого художественного произведения – это всегда сотворчество. Зритель втягивается в диалог с таким произведением. Сначала он открывает, что есть в нём самом, а потом открывает в нём то, что пока не знает»

Далее следует трогательное воспоминание о концерте пианиста Сафроницкого во время войны в холодном, неотопляемом зале консерватории. Несмотря на неуютность и холод, она вдруг испытывает сильное возбуждение, ощущая, как сливается с Шопеном, открывая для себя новое чувство абсолютного познания.
- То же происходит, - утверждает Антонова, - с познанием шедевров живописи. Это секрет великого произведения, который поднимает вас до него, когда вы в него полностью проникаете. Искусство обладает такой силой: нас поднимать, поверить в себя!

В Париже Ирина Александровна познакомилась и сдружилась с Лидией Николаевной Делекторской - русской моделью Матисса и его возлюбленной. Она родилась в Томске. В 20-х годах появилась в Париже.  В ноябре 2002 году в пушкинском музее проходила выставка «Лидия Делекторская — Анри Матисс. Взгляд из Москвы», на которой экспонировались дары Делекторской музею — более двухсот различных произведений искусства, книг, документов и других предметов принадлежащих Матиссу.

- Как найти место для культуры внутри себя!- задаётся она вопросом на одной извстреч с публикой. И сама же с заразительным энтузиазмом ( ей на тот момент, 92 года!), отвечает:

- Любое великое художественное произведение, если перед вами подлинный шедевр, состоит из множества слоёв, которые открываются вам не сразу, порой после нескольких визитов к нему. При беглом взгляде вы снимаете только самый поверхностный слой… Чаще всего это только сюжет, интрига, какие –то персонажи…. Я смотрю и я вижу. Но в том – то и дело, что сила подлинного произведения внутри него, и оно делится своим содержанием - медленно и скупо - с посетителем его рассматривающим. Этот диалог может продолжаться всю жизнь! Начинается погружение и проникновение в глубины произведения, обогащающие вас при каждой встрече с ним. С ростом жизненного опыта вы открываете в нём новые таинства, потому что то, что казалось вам менее важным при первом и мимолётном рассмотрении, выходит сейчас на первый план и заставляет вас видеть новые пласты… И радость увиденного и открывшегося,   выводит вас на уровень творца. Это ваша личная радость! И это то, что даёт счастье: общение с искусством!

Многие из нас, особенно кто постарше, любят перечитывать книги, что оставили след в памяти или повлиявшие , в той или иной степени, на нашу жизнь. Перечитывая их, мы открываем новые стороны в пассажах ничего не значащих для нас в момент первого прочтения. То же самое происходит и при рассмотрении художественных памятников. Они содержат пласты неизведанного и по мере прохождения лет, мы высвечиваем те потаенные уголки, в которых проглядываются ответы на скрытые от нас доселе загадки.

- В чём особенность шедевра? – подводит итог Ирина Александровна, - Подлинное произведение искусства доставляет радость и счастье не на одну минуту и не на один день, а часто на всю жизнь. Всё это содержится в нём. И радость открытия не только доставляет нам эстетическое наслаждение, но и приносит состояние гармонии, уравновешенности, помогает узнать больше, одним словом, делает нас душевно богаче.

- Я очень верю в силу искусства, - утверждает Антонова. Причем, речь может идти о красивой скульптуре Венеры Милосской  , или о жесткой картине. Ну, к примеру, «Расстрел» Франциско Гойи. То и другое наводит вас на размышления, наполняет внутренней энергией и силой, которые , до поры, до времени, могли дремать в вашем организме.

- Конечно, очень важны обстоятельства встречи. Вы можете пройти мимо значительного произведения, ну что делать, в этот день вы были не расположены обратить на него внимание. Но это ваш собеседник. Всегда!  И в какой-то момент вы с ним встретитесь и обязательно заговорите. И откроете не в нём – в нём оно всё содержится, а в себе - тот прорыв, то счастье, которое вы испытаете от встречи с искусством!»

Да, это настоящий мастер-класс! После столь убедительных, изложенных на роскошном русском языке объяснений, иным открывается та самая ахматовская тайна, на которой почиет тишина...

Человек Возрождения, обладавшая огромным кладезем знаний не только в области искусства - её основной профессии, но и в музыке, театре, литературе и многих других проявлениях культуры. Эта миниатюрная женщина умела завладеть вниманием больших аудиторий, особенно молодёжных, которые готовы были слушать её часами, затаив дыхание и внимая каждому слову, настолько интересно, увлекательно и поучительно было всё то, о чём она говорила в этот момент. А с каким энтузиазмом и страстью она рассказывала о своих увлечениях или читала лекции о искусстве после того, когда ей исполнилось 90 ! Посмотрите их в ю-тюбе, настоятельно рекомендую. Не заметите , как помолодеете от одного только общения с этой интереснейшей личностью!

- Мне интересно жить, - отвечала Ирина Александровна  на вопрос в чем секрет её долгожительства. Она умела по детски радоваться жизни вслух и совершенно искренне утверждала , что начала по настоящему получать удовольствие от жизни после 85-ти. Объясняла тем, что знания и жизненный опыт  в преклонном возрасте позволяют связать много «узелков» из многочисленных нитей прожитого, изученного, увиденного, прочитанного, услышанного. Её широчайший кругозор и огромное количество впитанных сердцем и взглядом произведений искусства позволяли ей мгновенно находить невидимые мостики между античным, прошлым и современным. И всегда выдавать мудрые заключения, поражавшие слушателя, зрителя или читателя глубоким смыслом и гениальной простотой.

Друзья о Ирине Антоновой:

Юрий Башмет (скрипач – виртуоз, народный артист России):
- «Каждая встреча с Ириной Александровной это встреча с настоящим, встреча с правдой, встреча с совестью. Остается уверенность, на подсознательном уровне, в том, что она права.  После каждой беседы с ней я переоцениваю себя в лучшую сторону. Говорят , что на таких земля стоит».

Марина Свидерская (Доктор искусствоведения, профессор. Долгое время сотрудничала с Ириной Антоновой), со слезами на глазах:
- « Всё что она просит, она просит не для себя. Это всегда для музея. А для музея – это значит для всех. Это значит, что это был интерес не личный, а государственный, общественный. Это суть её натуры, она так была воспитана. У неё нет ничего».

Борис Мессерер (Сценограф, педагог. Народный художник РФ Академик РАХ.):   
- «Ирина Антонова это высший уровень духовного культурного аристократизма. Невероятная свобода мысли!»
               
Ирина Александровна прожила в состоянии постоянного извержения и, даже для столь долгой жизни, успела сделать невероятно много. Потому что шла к своей цели – служить искусству - всегда по прямой, не отвлекаясь и не размениваясь на мелочи.

Глубоко любящая свою страну, она, одновременно, являлась гражданином мира, поскольку человек искусства, да еще такого масштаба, не принадлежит одной стране, не приписан к одной гавани.

Культуре неведомы границы, ей душно и скучно в закрытых пространствах, она всегда в движении и всегда найдет благодатную почву, благодарную паству, своего почитателя. Она обязательно встретит блуждающие в её поисках открытые души, готовые впитать свет ею излучаемый. Всяк кто жаждет  живительной её влаги, приходит и пьёт из этого неиссякаемого источника. Это её нам посыл. Посыл Ирины Антоновой.