Симфония мысли

Эспри Де Лэскалье
Симфония МЫСЛИ.

https://www.youtube.com/watch?v=rOjHhS5MtvA

«После нескольких недель самой напряжённой работы в моей жизни, тьма, в которой я барахтался, озарилась молнией и передо мной открылись неожиданные перспективы».
Макс Планк

Потянуло вдруг меня послушать Первую часть Девятой симфонии Бетховена.
Симфонии неровной, но очень интересной. Последняя часть, на мой вгляд, крайне неудачна: введение вокала: отдельных певцов и хора. «Ода к радости» Фридриха Шиллера – заурядность, напыщенность, буффонада и вставлять в симфонию плоские воспевания телесных (якобы духовных) радостей, недостойно такого творца, как Бетховен. Плоские мысли сделали и музыку заурядно плоской. Мелодия, назойливое круговерчение тех же нот,  «позаимствована» самим композитором у себя же из Фантазии для фортепиано, хора и оркестра, написанной им за 19 лет до этой симфонии. Но там – она лучше!!!
«Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!»
Не иначе, как групповой секс воспевается. Недаром одна грамотная музыкально и изобретательная владелица престижного борделя в Мюнхене именно этот хор и поставила у себя в заведении, как «фоновую музыку».
Есть «Классическая музыка».
Есть «Классическая литература».
Есть «Классическая архитектура».
А вот, Мадам обновила и древнейшее занятие людей, создав «Классический секс».
Эти фривольности никак не связаны с дальнейшим .

Чем интересна эта симфония?
Для меня -- двумя неожиданностями.
Начну с последней.
В четвёртой части, Бетховен как бы говорит сам с собой, точнее со своим «Вдохновением».
Он предлагает темы для заключительной части, но «Вдохновение», как Божество, прерывает его робкие попытки, громом отшвыривая все мелодии ПРЕДЫДУЩИХ частей!
«НЕ ГОДИТСЯ!»– взревает Божество в сознании композитора. --
«И ЭТУ МЕЛОДИЮ ТОЖЕ – ПРОЧЬ!»
И лишь, когда тот, отчаявшись угодить суровому Абсолюту, начинает наигрывать свою простенькую песенку девятнадцатилетней давности, Божество вдруг одобряет её и даже начинает подпевать!
Продешевило Божество!
На мякине провели!
Мне этот диалог необыкновенно нравится, хотя, как уже сказал – мелодийка плоская, даже хуже оригинала в Концерте! В концерте – масса вариаций на эту тему, а Бетховен был необыкновенно талантлив именно в вариациях. В четвёртой части симфонии звучит одна и та же примитивная мелодия, с той лишь разницей, что её поочерёдно исполняет оркестр, певцы солисты и хор.
Очень громко!
«Ты глоткой взять хотел», – говорит Гамлет Лаэрту, который орёт и беснуется над открытой могилой Офелии, дабы выказать всю силу своей скорби.
И тут тоже!

Но, НАКОНЕЦ-ТО, перехожу к сути заметки, к первой части. Перечитайте, пожалуйcта, эпиграф, слова Планка. Вся первая часть  – это напряжённое дУмание. Пришла мысль в сознание, и мы начинаем «играть» с ней, прилаживая её к другим. Темы меняются, но мысленное Легато всё время их связывает.
Когда думаешь над какой-то трудной проблемой, перебираешь варианты решений, или, точнее, попытки решений, вдруг...   начинаешь ЧУВСТВОВАТЬ, что ВОТ – ЭТА МЫСЛИШКА подозрительно похожа на радикальное и окончательное решение данной проблемы. Сначала тихое предчувствие, в минуты всё крепнущее. И затем  – МОЛНИЯ!!!
А ЧТО мы слышим в Первой части?
Да, то же!
Какие-то отдалённый сполохи, вибрирующие слабые раскаты далёкого грома начинают стремительно надвигаться на наше «Барахтание во тьме» и ВСПЫШКА! Удар! Молния!
Потом -- снова поиски связей между отдалёнными явлениями, мелодии-явления переплетаются, переходят одно в другое и снова нарастание предчувствия открытия и опять -- МОЛНИЯ!
Иногда, однако,  вспышки нет и даже громовые удары ЛОЖНЫЕ!
НЕ ТА МЕЛОДИЯ запела в сознании.
Ну и что?
А, может быть, удастся и её впрячь в колесницу летящей мысли?
Иногда получается, иногда – убираем с пути, оставляем на дороге, чтобы когда-нибудь к ней снова вернуться. В совсем лругой экспедиции мысли ...

Вот, что я услышал в Первой части девятой симфонии.
Слушайте и думайте, думайте и слушайте!
Помогает думать НЕШАБЛОННО!
Не мысленный «Чижик-пыжык».
Унылое кружение мысли-бормотухи.

А Бетховен – это ГОЛОВА!!!
23 I 2021