Директор

Василий Рылов
  - Сегодня, старшим мастерам, в 16 часов быть на строительном рапорте, - сказал заместитель начальника фасоносталелитейного цеха Болдов.
Меня, две недели назад,   назначили старшим мастером смесеприготовительного отделения. Фасоносталелитейный цех, сокращенно ФСЛЦ , это литейный цех стального литья для выпуска отливок на ремонтные нужды комбината и для выполнения заказов по кооперации. Цех уже десять лет находился в стадии строительства, но в 1977 году его поставили в график сдачи объектов капитального строительства утвержденный Советом министров СССР. Я устроился в ФСЛЦ в августе 1976 года. Сразу послали в командировку на Украину в город Дебальцево, для контроля выполнения заказов для доменной печи №1 нашего Западно - Сибирского металлургического комбината.   По приезду с командировки  назначили исполняющим обязанности начальника смены для выполнения работ по разгрузке прибывающих грузов и охране оборудования. В начале осени на строительство нагнали кучу строителей, работа закипела, уже начался монтаж оборудования. Мне предложили возглавить смесеприготовительное отделение. Надо сказать, что в литейных цехах, это самый трудный и неблагодарный участок работы. Чтобы не случилось, все валят на его. Я знал, конечно, это все, но у меня были проблемы с устройством дочки в садик. По очереди в цехе получится только через год, а через год ей уже в первый класс идти. Поэтому согласился только с условием, что дадут место в садик. Получив назначение приступил к работе. Участка фактически не было. Оборудование было частично в стадии монтажа, рабочих из 80 человек по штату, было всего 7 человек и те разбросаны по разным цехам комбината, мастеров не было ни одного из четырех. В общем пришлось начинать с нуля - и с планировкой участка знакомиться, решать вопросы с монтажниками и заниматься комплектованием участка кадрами. В общем две недели я уже был на участке и у меня было понимание, что и как нужно делать, чтобы участок заработал. Начальником цеха был Аладин Николай Иванович. На совещаниях в цехе он настраивал нас на то, что достроить цех строители все равно к Новому году не успеют и нужно  требовать полного выполнения работ, не подписывать акты авансом.
Итак, в 16 часов строительный рапорт, значит нужно быть готовым к любому вопросу касаемого моего участка, так меня учили в Сарапуле на Электрогенераторном заводе. Посидел, пролистал в голове все проблемы участка, кратко записал на листке. К 16 часам мы, старшие мастера, Болдов, Аладин, подошли в комнату, где проводились строительные рапорта. От строителей были старшие прорабы, начальники участков, начальники стрительных трестов и даже начальник управления Кузбассстрой, Кузнецов. Ждали директора комбината Кугушина Александра Андреевича. С опозданием на пять минут он зашел в комнату рапортов и не снимая плаща спросил:
- "Начальник цеха здесь?" 
  - Здесь,- встал Аладин.
- Пошел на х** отсюда, придешь к 19 часам ко мне вместе с Кустовым (заместитель по труду и кадрам комбината).
Аладин встал и с опущенной головой вышел из комнаты.
Мы - в шоке! Директора мы еще ни разу не видели и тут сразу такое...мыслишки в голове забегали - начальника выгнал, а что тогда с нами будет?
Кугушин не спеша снял плащ, повесил на вешалку, вынул носовой платок, протер им стул и выбросил в урну. На нем была белоснежная рубашка, темный костюм подогнан по фигуре, галстук, как говорят, в тему. Франт, да и только! Директор присел за стол рядом с Кузнецовым и обращаясь к нему говорит:
- Ты видел когда нибудь начальника цеха у которого сдается    цех, а он на охоту в субботу отправился?
- Кто заместитель начальника цеха?
- Я,- встал зам. начальника Болдов.
- Кто у тебя должен сдавать готовую продукцию? Кто начальник участка?
- Старший мастер обрубки, Березин! - ответил Болдов.
- Я, старший мастер, - встал Березин.
- Ты почему продукцию не сдаешь?
А Березин стоит и молчит, не понимая, зачем директор спрашивает у него про продукцию, когда цех еще не достроен и продукции никак не может быть...
- Он у тебя что, глухонемой? - спросил директор Болдова.
- Отвечай, что нет литья! - Болдов, Березину.
- Литья нет, - Березин, директору.
- И кто тебе не дает литье?
- Участок формовки,- уже веселее стал отвечать Березин.
- Кто начальник участка формовки?
- Я, вскочил старший мастер Кайдалов.
- Ты почему литье не даешь ему, показав на Березина.
- У меня смеси нет, бойко ответил Кайдалов, быстро       сориентировавшись в обстановке.
- Кто тебе смесю не дает?
- Смесеприготовительное отделение.
Не дожидаясь приглашения, встаю и представляюсь - старший мастер Рылов.
- Ты почему ему смесю не даешь, показывая на Кайдалова. Он рвется работать, а ты ему смесю не даешь.
Я начинаю спокойно, но быстро докладывать, что не смонтированы такие-то и такие-то тракты , такое-то оборудование...
- Подожди, не части, остановил директор. - Говори, чтобы можно было записать в протокол совещания.
Я стал называть недоделки, Кугушин спрашивал у строителей срок выполнения и все это заносилось в протокол. Недоделок было много и процедура затянулась, но директор ни разу не прервал меня, дал возможность высказать все мои проблемы в том числе и с кадрами. Начальнику отдела кадров Карцевой дали срок один месяц на укомплектование моего участка рабочими, конечно без специальности, но мы и таким были рады. 
После того, как все было записано в протокол, Кугушин встал, одел плащ, пожал руку Кузнецову и ушел. Минут через пять после него ушли и мы, старшие мастера, а строители и монтажники остались еще решать свои вопросы.
На следующий день на совещание цеховое пришел и начальник Аладин. Видно было, что Кугушин дал ему основательную встрепку. Аладин сказал, что решение о пуске цеха принято высокими инстанциями, поэтому придется принимать цех с недоделками, а строители потом будут устранять недочеты.
Через день Кугушин еще раз приехал на строительный рапорт, убедился, что маховик пришел в движение и больше не приезжал. А цех к Новому году запустили с большими недоделками, которые пришлось устранять целые полгода.