Караваджо. Мадонна Палафреньери

Алина Алексеева-Маркезин
       Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей) - Микеланджело Меризи да Караваджо. 1605-1606. Холст, масло. 292x211.Галерея Боргезе.

    
     Картина религиозной тематики «Мадонна с младенцем и святой Анной», известная также как «Мадонна Палафреньери», представляет собой одну из самых узнаваемых работ художника. Произведение относится к зрелому периоду творчества Караваджо и было создано в 1605-1606 годах.

       Картина задумывалась для украшения алтарной части в капелле братства Палафреньери, расположенной в соборе Святого Петра (Basilica di San Pietro).Изображение Богоматери с Христом и святой Анной Караваджо написал по заказу папских конюших (с итальянского «palafrenieri» - «конюхи»)

       Сохранились документы, свидетельствующие о судьбе картины «Мадонна Палафреньери». В частности, доподлинно известно, что 8 апреля 1606 года художник получил гонорар за свои труды. Этот факт позволяет с точностью установить, когда именно была закончена работа над картиной.

       При этом, до сих пор остается непонятным, почему конгрегация Папской курии приняла решение отказаться от произведения Караваджо. По одной из версий представители духовенства посчитали, что в работе художника отсутствует должная благопристойность, что не позволяло выставлять ее на обозрение публики в таком священном месте, как храм.

      "Он считает, что... ничего не может быть лучшего, чем следовать натуре, - писал о Караваджо зрелого периода его современник, нидерландский художник и историк искусства Карел ван Мандер. - Отсюда явствует, что он не делает ни одного мазка кистью без того, чтобы не изучать жизнь, которую он копирует и пишет». Но именно пристрастие к правде жизни, желание приблизить божественное к человеку и было тем новшеством Караваджо, которое всколыхнуло искусство европейских художников.

         Позже кардинал Шипионе (Сципионе) Боргезе выкупил творение мастера, и оно стало частью художественного собрания галереи Боргезе.

         В своей картине художник изобразил известную апокрифическую историю о змее, Пресвятой Богоматери и Божьем сыне, при этом библейские образы в интерпретации Караваджо предстали чрезвычайно очеловеченными.
       
         Так, фигура святой Анны, традиционно являющейся олицетворением божественной благодати, изображена мастером несколько равнодушной и отстраненной.


        Бесспорно, изображение Богородицы в виде обычной женщины, было крайне нетипичным для того времени, и, возможно, такая трактовка даже и в наши дни производит шокирующее впечатление на некоторых зрителей. Дева Мария, придерживая маленького Христа, пытается вместе с сыном растоптать змею, символизирующую зло и первородный грех.

        Святая Анна, мать Богородицы, к которой с большим почитанием относятся в христианском мире, выглядит морщинистой старухой, безучастно наблюдающей за происходящим. Головы героев увенчаны едва заметными нимбами, божественный свет которых падает на змею.

        И Мария, и Христос изображены босыми, Спаситель предстает совершенно обнаженным, его крайняя плоть не обрезана, что противоречит иудейской традиции.

        Все, что находится на заднем плане, по сути погружено в глубокую тень, лишь освещенные фигуры героев резко контрастируют с темно-мрачным фоном, из-за чего кажутся массивными.

      Если прославление святой Анны задумывалось как основная идея произведения, становится непонятным, что именно в неприглядной, морщинистой и состарившейся женщине, а именно так Караваджо трактовал образ матери Богородицы, должно было восприниматься как черты культового изображения, призванного вызывать благоговейные чувства у зрителей.

    Джованни Пьетро Беллори, известный искусствовед и биограф итальянских художников XVII века, отмечал, что еще более шокирующим выглядит корсет, неприлично стягивающий и обнажающий грудь Девы Марии. При внимательном рассмотрении постановки фигуры маленького Христа, положении его ног, становится очевидным, что он, наравне с Богоматерью, попирает змея, что в метафорическом смысле уравнивает степень их могущества.

      Именно желание приблизить божественное к реальной жизни стало основой новшества художника-реалиста, оказавшего огромное влияние на европейских художников.