Первая любовь

Андрей Ревягин
Мало быть студенткой, комсомолкой, спортсменкой и просто красавицей (а такой и была моя – тетя Зина), надо быть ещё и умницей…

В те годы (конец 50-х) тетя Зина была студенткой металлургического факультета УПИ, а мне было лет семь-восемь.

И вот, в один из красивейших дней лета (у тети Зины были каникулы, а у меня вообще – «счастливая летняя пора»), направились мы с ней на озеро Шарташ, чтобы прокатиться с ветерком по водной глади на катере (а что – можем себе «позволить»!).

Катеров, надо сказать, было два – «Ермак» и «Варяг» (они плавали, а, вернее, ходили, как говорят истинные «мореманы» и примкнувшие к ним, навстречу друг другу от одного берега к дальнему другому (утопающему в дымке); пассажиров в открытом салоне каждого катера располагалось порядка двадцати человек).

Но, видимо, когда мы подошли, один катер уже ушел, а второй ещё не подошел (они встречались где-то на середине озера), и поэтому нам пришлось покоротать время на берегу, у причала.

А, может быть, билеты на ближайший рейс были уже распроданы?.. Летом на озере Шарташ всегда многолюдно, – оно расположено практически в черте города: от конечной остановки трамвая нужно было пройти пешком возле «частного сектора», а потом пересечь лесок, окружающий «Каменные палатки» (красивое гранитное нагромождение громадных плит; говорят, что «прибыло» оно на это место в далекий «ледниковый период», и было «доставлено» (как бульдозером) самим ледником, который потом растаял)…

У причала мальчишки удочками ловили рыбу.

Возле одного парня (на вид он был чуть постарше меня) я увидел стеклянную банку, в которой плавала маленькая рыбка, видимо, только что пойманная.

Мы с тетей Зиной подошли.

Ну, мороженную рыбу и рыбу в виде «селедки» (то есть, крупную рыбу), я видел и дома, и в магазине, а тут была – рыбка маленькая! – и живая… А аквариумов (никаких) в то время в нашем (даже и в трехэтажном) доме ни у кого не было (чтобы, хоть раз посмотреть на живую рыбку, да ещё – и маленькую!).

Короче говоря, я так, видимо, «налетел» («душой и телом», как сказал бы поэт, будь он рядом) на это «чудо-чудное» всем своим «существом» (рассматривая его со всех сторон и сверху), что даже тетя Зина глубоко впечатлилась (этим моим неподдельным интересом).

А поскольку она была умницей, как я уже сказал (а она была студенткой УПИ –  классного института, в который и я тоже поступил потом), она тут же «смекнула» и решила сделать мне «приятное» (да какое там «приятное» – она просто, как это говорят, фурор произвела! – и в душе, и в теле «юноши (как сказал один из великих) обдумывающем житье»).
 
Она сказала тому мальчику (доставая портмоне):

– Мальчик, хочешь мороженое? Пломбир…

Ого! Пломбир…

Я искоса (оценивающе) посмотрел – и на мальчика, и на тетю Зину…

И вдруг в моём, до конца, скажем так, не опытным ещё уме, «кое-что» начало прорисовываться, я стал, вдруг, понимать тетю Зину. Вот умница!..

 – А ты, останешься, сегодня без мороженого!.. – поймала тетя Зина мой настороженный  взгляд.

Да, какое там может быть мороженое!.. Я «понимающе» «залыбился»  (как говорят: залыбился, как дурак)…

Я всё понял! Ну, во-первых, мороженое – ведь, не каждый день («Не графья, чать!..»  – как бабушка говорит)… А, во-вторых, она сделала упор на слове «сегодня», а сегодня день прогулочно-выходной (и, значит, по сути – праздничный), и если я в праздничный день должен остаться без мороженого, значит, тетя Зина «задумала» что-то явно грандиозное!..

А тетя Зина продолжила говорить с мальчиком, объясняя ему, что она – хотела бы купить у него рыбку… за мороженое. Пломбир…

Вот умница-то!..

Теперь дело было за мальчиком. Я уставился на него, как сам Вольф Мессинг (в то время, о нём много говорили).

Мальчик что-то – то ли медлил, то ли соображал…

А что соображать? За одну маленькую рыбку – целую мороженку!

Рыбку-то куда? Кошке только (да и кошка-то может «заупрямиться», глядючи на такую «еду»)…

Да он, как «рыбак заядлый», сейчас – и ещё наловит… этих рыбок… Во всяком случае, кошке-то всегда достанется…

Но, похоже, мальчик медлил потому, что сам оказался в замешательстве. А, попросту сказать, ошарашило, видимо, его это предложение. «Сделка», как модно это называется!..

Может, для него «такое» впервые: что-то продать… Вот, оказывается – рыбку поймал и её можно подать…

Но, в общем, он понял предложение. И, вроде бы (в общих его пацанских «чертах», которые от заинтересованного взгляда не скроешь), согласился…

А чего такого? Он и ещё наловит… Да он и рыбачит-то, только для своего «полноценного мальчишеского отдыха» (чтобы было потом, что вспомнить)… Нужна ему, мол, эта рыба… да ещё и всякая мелкота…

Я, однако, «поднапрягся» –  смотрю на него (как говорят, «застыл») – и тут никаким «Вольфом Мессингом» не надо было быть, чтобы увидеть, что он согласился «на наши условия» (не бесплатно же, нам рыбку отдавать – кто мы ему такие?)…

И вот, дорогие друзья, если бы меня спросили в тот момент: «Что такое любовь?..» Я бы ответил, что любовь – это обладание своей рыбкой!..

Но ведь, не всё так гладко  выходит в нашей (как говорится, повседневной и обыденной) жизни! А вы думали?..

Тут же, встал вопрос: как (в чём) нести рыбку домой? Мальчик свою банку не согласился отдавать…

Но тетя Зина же – умница!

У неё (конечно же) оказался в сумочке полиэтиленовый мешочек (умопомрачительная новинка того времени; они тогда только что появились, и были «на вес золота»).

Воду, вместе с рыбкой, перелили в полиэтиленовый мешок. Мальчик получил два рубля на пломбир (деньги ещё были «старые»). И мы отправились (неспешно) домой («поход по волнам на катере» решили отложить; на сегодня эмоций итак было достаточно; да и с рыбкой – на катере – ни то, ни сё).

В трамвае – новая беда приключилась! Мешок потёк – дал тоненькую-тоненькую струйку…

Я чуть с ума не сошел! От такой чуши и подлости…

Да… не просто всё в нашей жизни… Ты подчас – и представить себе не можешь, что будет вот сейчас – за «углом»?..

Но тетя Зина – умница!

Она быстренько «порылась» в сумочке, нашла нитку (вот, всё надо иметь в наличии!), аккуратно перекрутила то место у мешка, где была дырка, сказала мне: «Держи!..» (я поспешно ухватился руками, ловкий, как тот самый не то, что индеец «Зоркий глаз – чуткий слух», а сам –  незабвенный и во всем умелый «Вольф Мессинг»), и мы «устранили течь» (вот, сейчас рассказывают, что полиэтиленовые мешки – и стирали с мылом, и сушили с прищепками… а вот мы, ещё и перевязывали дырку; а где ты запасной возьмешь?).

До дома рыбка доехала благополучно.

Мы налили ей целую трехлитровую банку воды, и выпустили рыбку в неё.

И я начал интенсивно кормить рыбку белым хлебом…

Рыбка ничего не кушала. Она усиленно дышала и дышала (очень округлым ртом)…

Наутро, рыбка плавала в банке  – вверх животом. Она умерла…

Через несколько месяцев, у меня появился первый аквариум: гуппи, меченосцы, поллинезии, барбусы…

Но эти рыбки были совсем другие. Та была – как первая любовь!..
© Андрей РЕВЯГИН, 2021