Пианино

Егор Черепанов
(мини-пьеса)


Семён ходит по комнате с портновским сантиметром, блокнотом и ручкой. Нина на кухне, говорит с ним через дверь.
Семён. Нина, а что если нам этот фикус в прихожую поставить?
Нина. (Из кухни) Вот только фикус не трогай! Там света нет. И для чего он там стоять будет? Для того, чтобы об него запинаться?
Семён. А в зале он для чего стоять будет? Для того, чтобы в Новый год на него опять игрушки вешать, вместо ёлки?
Нина. А в прихожей и так уже - твой велосипед и лыжи твои стоят. Они, кстати, всю зиму так в квартире и простояли. Пылью покрылись.
Семён. Что ж - я виноват? (во время разговора он двигает фикус сначала к окну, потом от окна) В декабре - годовой отчёт, в январе я заболел, а весь февраль из командировок не вылезал. (Он снова двигает фикус к окну, что-то замеряет и записывает, потом вешает сантиметр на шею, разводит руки и замеряет уже руками) А если его к книжному шкафу?
Нина. Здрассьте-приехали! А книги как доставать?
Семён. Зачем доставать? Будто их кто-то читает.
Нина. Я читаю! К окну передвинь!
Семён вертит фикус в разные стороны. От ствола фикуса торчит длинная ветка. Она то закрывает пространство, то упирается в стену.
Семён. Да я уже.
Нина. Что уже?
Семён. Посмотри в окно! Не подъехали там?
Нина. Кто должен подъехать-то?
Семён. Машина такая, большая. Фургон. Может, не большая, но грузовая. Ну, выгляни в окно! Трудно что ли?
Нина. Нет там никого!
Семён достаёт из шкафа ножницы, с трудом отрезает ветку у фикуса и бросает её на антресоли. Довольный он прячет ножницы в шкаф и поворачивает фикус к стене отрезанной веткой.
Семён. Обещали с двенадцати до четырёх, а уже четверть первого.
Нина. А ты доставку оплатил?
Семён. Конечно. И доставку, и разгрузку.
Семён ставит стул напротив пустой стены. Он хочет сесть поудобнее, оглядывается по сторонам, передвигает стул левее. Замирает, поднимает руки и машет ими в воздухе, будто играет на пианино. Встаёт.
Семён. Может, адрес перепутали?
Нина. Нет. Подъехали, кажется. Машина большая. Короб какой-то достают.
В комнату входят грузчики. Они вносят большой короб. Затем трое уходят. Остаётся бригадир.
Бригадир. Примите, распишитесь. Квитанция нужна?
Семён. Нет.
Входит Нина. Поверх платья у неё цветной кухонный фартук.
Нина. Да, обязательно! А вдруг вы его роняли?
Бригадир. Я вас умоляю! Хозяйка! Пять лет эти штуки таскаю - ни одной царапины! Жалоб нет, одни благодарности! (достаёт бумагу, пишет) Вот.
Семён. Давайте. (протягивает руку)
Бригадир. С вас ещё... (считает в уме, пишет)
Нина. Мы заплатили уже. За всё.
Бригадир. Смотрите сами! Доставка - оплачено! Разгрузка - оплачено! Подъём на третий этаж. У вас же третий?
Семён. Третий.
Бригадир. Ну, вот. Платите поэтажно.
Семён. Нина, заплати.
Нина. Вот ещё!
Семён. Заплати. А то они назад его заберут.
Бригадир. Обязательно!
Нина достаёт из шкафа деньги. Бригадир деликатно отворачивается.
Нина. Хватит?
Бригадир. Достаточно. Лишнего мне не надо. (раздумывая, вертит в руках бумажку) Если только за распаковку? Всё равно сдачи нет.
Семён смотрит на Нину.
Нина. Ладно уж, распаковывайте.
Бригадир. Один момент! Хлопцы!
Нина. Только чтобы и мусор убрали!
Бригадир. Само собой!
Грузчики входят, разбирают и уносят упаковку. В комнате остаётся белоснежное пианино.
Семён. (с гордостью) Ну, что скажешь?
Нина. (недовольно) Белое-то зачем?
Семён. На него скидка была. А чем тебе белое не нравится?
Нина. Пятна будут.
Семён. Какие пятна? Зачем?
Нина. Сам же и заляпаешь.
Семён. Зачем мне его ляпать?
Нина. В общем я всё сказала! Я вокруг этого айсберга с тряпками прыгать не буду. Я не пингвин.
Семён. Хорошо. (ставит стул к пианино)
Нина. Ну, давай.
Семён поднимает крышку.
Нина. (смеётся) Давай уже.
Семён. Знаешь, не играл с тех пор, как музыкалку закончил.
Нина. Вот и сыграй. Хотел же.
Семён. (опускает руки) Что бы сыграть?
Нина. (возбуждённо) Ну, давай, давай! Сыграй что-нибудь уже!
Семён. Может, "К Элизе"?
Нина. Давай "К Элизе"!
Семён. Хорошо. Слушай! (замирает) Или нет, давай лучше ноктюрн.
Нина. Давай ноктюрн.
Семён. (поднимает руки) Ноктюрн! (сидит с поднятыми руками, опускает) Погоди.
Нина. Что?
Семён. Нинок, я начало забыл.
Нина. Играй со средины, откуда помнишь.
Семён. Хорошо. (думает) Погоди.
Нина. Ну, что?
Семён. Я же помню начало. Там так: та, та, та, та. Музыку помню, а вот ноты... (встаёт) Ноты! Ты ноты не видела?
Нина. Какие ноты?
Семён. Мои, старые. Со школы остались, с музыкальной. В папке синей лежали.
Нина. В синей? Так это ноты были?
Семён. Да. Где они?
Нина. Не знаю. В шкафу, наверное.
Семён. В каком?
Нина. В книжном. Сзади, за книгами. Ты играть будешь?
Семён. Конечно, сейчас, ноты найду. Как без нот? (ищет в шкафу) Здесь нет.
Нина. Тогда я не знаю.
Семён. А ты не выбросила их?
Нина. Знаешь, что?! Здрассьте-приехали! Сам куда-то засунул, а я виновата.
Семён. Вспомнил! Я их на антресоли положил! Чтобы ты не выкинула. (Подставляет стул, шарит на антресолях, достаёт что-то)
Нина. Что это?
Семён. Паяльный набор.
Нина. Какой набор?
Семён. Паяльный. Чтобы паять. Я магнитофон хотел починить. Помнишь старый магнитофон: "Ну, что же ты, студент, игрушку новую нашёл!" А? Я его в ремонт носил, а там сказали, что проще выкинуть и плеер электронный купить.
Нина. Это я помню, а вот набор паяльный не помню.
Семён. Я его в командировке купил.
Нина. Зачем?
Семён. Затем. У них руки, знаешь, откуда растут? А я схему найду и починю. Сам починю. А вот и магнитофон. Подержи.
Нина. Обратно положи.
Семён. Почему?
Нина. По качану! И паяльник этот убери!
Семён. Ладно. Ого! Что это?
Нина. А что это?
Семён. Игра "Звёздное небо". Смотри: карта, маленький телескоп и записная книжка, специальная, для наблюдений. Только в телескопе стекло лопнуло. Лиза, когда маленькая была, стукнула и разбила.
Нина. Этот телескоп, по-моему, и с целым стеклом мало что показывал.
Семён. Да, слабоват. Увеличение всего-то десятикратное. Не то что сейчас. Сейчас в магазине, знаешь, какие телескопы продают? Слушай, давай купим!
Нина. Для чего?
Семён. Звёзды будем смотреть. Знаешь, как интересно. Я тебе такую туманность покажу, обалдеешь! Настеньке можно показать. Она скоро в школу пойдёт, там им, наверное, задавать будут.
Нина. А на звёзды из кухни смотреть будем?
Семён. Нет, я балкон освобожу. Туда и поставим. Нина, скоро метеоритный дождь обещают...
Нина. Сёма! Ты чего на шкаф залез? Ноты искать? Вот и ищи!
Семён. Да, конечно. Я только подумал, что неплохо...
Нина. Да, молодец! Балкон разобрать - это, действительно, неплохо!
Семён. Подержи. (достаёт ветку от фикуса)
Нина. А это что? Ты совсем что ли?! (шлёпает его веткой по спине)
Семён. Нина! Места нет! А эти ветки торчат во все стороны!
Нина. Как тебе в бошку пришло - цветок изнахратить?
Семён. Да ничего с твоим цветком не случилось! Вон стоит! Подумаешь - ветку отрезал!
Нина. Вот доберусь - выкину весь твой хлам, тогда подумаешь!
Семён. Всё!
Нина. Что всё?
Семён. Ноты! Папка нашлась! Давай всё назад! (запихивает наверх телескоп, берётся за ветку)
Нина. Куда?
Семён. Туда.
Нина. Ну, ты совсем?! (опять шлёпает его веткой несильно)
Семён. Нинок, не сердись. Её можно в горшок вставить. Новый фикус вырастет.
Нина. Вставить! Ума бы тебе немножко вставить!
Семён. Ладно, смотри. Вот ноктюрн. (ставит ноты на пианино, пододвигает стул, садится) Слушай! (замирает, опускает руки)
Нина. Теперь-то что?
Семён. Тут начало затёрто, нот не видать. Первая страница, да ещё и обложка оторвана.
Нина. Давай не с начала.
Семён. Как - не с начала? Это же ноктюрн!
Нина. Всё! Я пошла! Гости скоро придут, а у меня ничего не готово.
Семён. Да всё у тебя готово. Не наговаривай. Хорошо, бог с ним, с ноктюрном. Играть буду "К Элизе".
Нина. (раздраженно) Играй уже что-нибудь.
Семён. (садится к пианино) Ой! Нина!
Нина. Что?
Семён. Нин, ты говорила - будут пятна? Вот пятно.
Нина. Где пятно?
Семён. Тут, на деке.
Нина. А ты смотрел, когда распаковывали?
Семён. Смотрел. Оно боком стояло. Потом повернули - не видно было. А сейчас сел - пятно!
Нина. Где?
Семён. Ну, вот! Вот! Не видишь?
Нина. Не вижу.
Семён. Вот же! Дай тряпку.
Нина достаёт из кармана фартука тряпку.
Семён. (трёт пианино) Не стирается! Думаешь - брак?
Нина. Ничего я не думаю. И не вижу ничего.
Семён. Ну, как же? Вот! Помоги, давай к свету повернём.
Нина. Ты издеваешься? Я ещё пианино сегодня не таскала!
Семён. Ладно, я сам. (упирается и с трудом поворачивает пианино) Вот. О! Смотри! Исчезло! Это блики от окна отсвечивали! Всё! Разобрались! Сейчас буду играть. (потирает руки, садится) Нина!
Нина. Сейчас-то что?
Семён. Садись на диван. Села? Смотри. Гости там, а я тут.
Нина. И что?
Семён. Нет! Ничего! Гости там, а я к ним задом!
Нина. Ну, и что?
Семён. Да ничего! Где ты видела, чтобы артисты к зрителям задом сидели?
Нина. Знаешь, что?! Артист! Я на кухню! А то сижу тут, рядом с тобой! Дел больше нет! (уходит на кухню)
Семён. Нинок! Ты куда? Давай чуть-чуть передвину.
Нина. (из кухни) Отстань!
Семён. (двигает пианино) Ерунда получается. Если туда, то и стол некуда ставить. (двигает обратно) Нина! Ну как же задом-то?!
Нина заглядывает в дверь.
Нина. Как дирижер.
Семён. Что - "дирижер"?
Нина. Дирижер всегда задом к зрителям. А ведь - самый главный артист.
Семён. Дирижер? Это ты здорово придумала! Ну, иди скорей! Буду играть.
Нина. Последний раз.
Семён. Ты подумай только, так долго не играл. А тут - то это не так, то то не эдак. Мне же настроиться надо. Понимаешь?
Нина. (подходит сзади, целует его в голову) Теперь настроился?
Семён. Конечно. Давай, что хочешь, сыграю!
Нина. Ничего не хочу, играй уже.
Семён. Хорошо! Замрите все! (поднимает руки)
Звонок в дверь.
Семён. Ну, кто там ещё?!
Нина. Гости! Кто-кто. Открывай иди.
Семён и Нина уходят. Из прихожей слышатся голоса, шум, поздравления.
Голоса гостей. Здравствуй, дедушка! Папа! Долгих лет! Держи, это тебе!
Под шум в комнату входит девочка. Она осторожно обходит пианино. Полные восхищения глаза. Девочка снимает с головы осеннюю шапочку, кладёт её на стул. Она открывает крышку и начинает одним пальчиком играть: "В траве сидел кузнечик".