Время Тихого Дона или долгие споры

Валерий Протасов
      Я не ошибся, когда написал два этих слова без кавычек, потому что речь пойдёт не только о романе. То затихая, то опять набирая силу, длятся споры о том, кто написал «Тихий Дон» и был ли М. Шолохов автором эпопеи. Почему всё, что написал М. Шолохов ниже по уровню гениального шедевра, подобного «Илиаде», «Войне и миру»? Продолжить этот список сравнений рука не поднимается. Три кита мировой литературы, три высочайших горы в жанре эпопеи – и рядом нечего поставить.
Появилось даже такое объяснение, что тяжелейшая травма головы, которую перенёс Шолохов после авиакатастрофы в 1942 году, сказалась на его продуктивной способности. Отчего, дескать, он не написал после этого события ничего равного «Тихому Дону», кроме «маленького рассказа» «Судьба человека».
     Но во-первых, "Судьба человека" - отнюдь не маленький рассказ. Одновременно с "Тихим Доном" в 1920 годы писались "Донские рассказы" - тоже не уровня "Т. Д". Сам же роман  дорабатывался до 1946 г. Во-вторых, тяжёлое сотрясение головного мозга не может прямо повлиять на исчезновение таланта. И при головной боли пишутся гениальные произведения: "Мастер и Маргарита", например. Как-то не принимается во внимание, что два "Тихих Дона" написать одному человеку почти не по силам. И писатель - не дойная корова, чтобы увеличивать или уменьшать надои молока по мере того, что он всё больше пишет. А почему так случается, одному богу известно. "Голова - предмет тёмный. Исследованию не подлежит". Талант - тем более.
     Может быть, причина в том, что ушла та волна жизни, которая порождала людей Тихого Дона, героев и богатырей былинного типа. Новая Россия оказалась страной других людей, не органичных таланту М. Шолохова.