Драма Волховских мостов

Олег Каминский
     Исключительно важное значение для обороны Ленинграда имел город Волхов. К примеру, Волховская ГЭС им. В. И. Ленина, по подводному кабелю длиной 112 километров, проложенного по дну Ладожского озера, снабжала электроэнергией осаждённый город на Неве. А через крупный железнодорожный узел Волхова шло снабжение Ленинграда.   

     Поэтому, железнодорожный узел Волхова, ГЭС и мосты через реку Волхов неоднократно подвергались бомбардировке вражеской авиацией. Особенно сильным был ряд дневных и ночных налётов в 1943 году. И вот, во время двух налётов днём 1 июня 1943 года немецким лётчикам удалось разбомбить оба железнодорожных моста Волхова.   

     Это был весьма болезненный удар. Разумеется, на войне бывает всякое, бывают не только победные бои, но и горькие поражения. И всё же попытаемся разобраться, как это произошло и какими были действия наших истребителей и зенитчиков, задачей которых была охрана важных объектов города Волхов.   

     Судя по некоторым публикациям в прессе, в частности мемуаров бывшего командира 240-й истребительной авиационной дивизии полковника Г. В. Зимина, события развивались довольно таки неплохо. Так, служба системы оповещения сработала вовремя, в воздух были подняты дежурные эскадрильи 86-го гвардейского истребительного авиационного полка и 156-го истребительного авиаполка с задачей атаковать врага на дальних подступах. А самолеты 630-го истребительного авиационного полка должны были использоваться для наращивания сил в воздухе.

     Когда группа немецких бомбардировщиков появилась над КП 240-й дивизии в посёлке Лужа, командир дивизии направил на неё шесть истребителей Як-7б 86-го полка. Вел эту шестерку капитан Г. Я. Ходаков. Лётчики атаковали первую группу в лоб, и вскоре два бомбардировщика Хе-111 были сбиты. После этого гвардейцам пришлось вступить в бой с ФВ-190 и Ме-109, но частью сил они продолжали атаковать бомбардировщики.

     В то же время восемь ЛаГГ-3 из 156-го авиаполка, ведомых капитаном И. С. Пастуховым, юго-западнее Волхова атаковали крупную, до пятидесяти самолётов, группу бомбардировщиков противника, идущую под прикрытием истребителей.

     После первого удара по «хейнкелям» в районе КП дивизии лётчики 86-го гвардейского полка оттянули на себя и связали боем истребителей сопровождения. Это дало возможность «лаггам» капитана Пастухова ударить по бомбардировщикам. Лётчики 156-го полка провели бой активно, расчетливо. Взаимодействуя парами и звеньями, они раздробили боевой порядок вражеских групп, сбили их с боевого курса, и только отдельным вражеским самолетам удалось прорваться к району цели. Но бомбы они сбросили беспорядочно, и основные объекты от этого не пострадали.

     Затем истребители 156-го авиаполка преследовали бомбардировщиков до линии фронта. В ходе боя противник потерял семь машин.

     Что ж, на первый взгляд картина вырисовывается просто замечательная: и объекты не пострадали, и противнику нанесён ощутимый урон. По крайней мере, примерно так это описано в мемуарах. А что говорится на этот счёт в документах? 

     Например, вот перед нами слегка отредактированное «Описание воздушного боя, проведенного лётным составом 630-го истребительного авиационного полка при отражении массированного налета авиации противника на объекты гор. Волхов 1.6.1943 с 5.33 по 6.12».

     Итак, читаем:

     «Получив сообщение по «Редут» о движении самолётов противника в 5.18 с аэродрома Плеханово поднялась группа Як-7б – 4 самолёта – ведущий группы лейтенант Б. В. Михайлов, ведомые – младшие лейтенанты П. Е. Журавлев, Г. И. Лебедь, В. В. Прокопенко.

     В 5.21 поднялась группа Ла-5, ведущий капитан М. Д. Цыбулькин, ведомые – младшие лейтенанты Н. Н. Андронов, А. И. Бирюк, П. С. Петраев, И. И. Петровичев, Шестов. Первая и вторая группа набрали высоту 5.000 метров и находились в зоне ожидания, приняв боевой порядок. Самолёты Як-7б – прикрывающая группа, самолёты Ла-5 – ударная. 

     Противник произвел звёздный налет в период с 5.33 – 6.12 четырьмя группами: первая – 18 Ю-88, вторая – 18 Хе-111 и за ними на дистанции 100 метров две подгруппы по 12 Хе-111, третья – 18 Ю-87. Временной интервал между группами 2 минуты. Бомбардировщики прикрывались группами истребителей, общим числом до 50, типа Ме-109 и ФВ-190.

     Высота противника 4-3.500 метров. Ю-88 и Хе-111 бомбили с горизонтального полета в строю звеньев клином, Ю-87 с убранными шасси (явная ошибка наблюдателей – авт.) с пикирования под углом 80 градусов, в строю растянутый пеленг. Группа Ю-88 после сбрасывания бомб, прошла над объектом с целью рассредоточения огня зенитной артиллерии, в это время бомбили Ю-87.

     В результате двух прямых попаданий разрушен один пролет деревянного моста (успеха в первой же атаке добился ведущий группы Ю-87 – авт.). 

     Обе наши группы первую атаку произвели по бомбардировщикам противника на подходе к объекту. Затем в бой вступили истребители противника, связали боем наших истребителей, и им пришлось вести бой только с ними, прорваться к бомбардировщикам больше не удалось. Бой велся стремительно и смело со стороны наших лётчиков, но численно громадное превосходство противника, не дало возможности расстроить боевой порядок бомбардировщиков…
   
     …По предварительным данным (подтверждение ещё не получено) сбито самолётов противника: 5 Хе-111, 1 Ю-87, 3 ФВ-190. Лейтенант Михайлов сбил 2 Хе-111, капитан Цыбулькин – 1 Ю-87 и 1 ФВ-190, младший лейтенант Андронов сбил 1 Хе-111 и 1 ФВ-190, младший лейтенант Журавлев – 1 Хе-111, младшие лейтенанты Лебедь и Прокопенков действуя парой сбили 1 Хе-111.

     На бой израсходовано: снарядов ШВАК – 950 шт., снарядов БС – 1.500 шт., без учета самолётов не вернувшихся с боевого задания».   

     Да, к сожалению, не обошлось без потерь. В этом же документе об этом написано следующее:

     «В результате воздушного боя, длившегося до 40 минут, имеем свои потери: три лётчика на Як-7б не вернулись – младшие лейтенанты Журавлев, Лебедь, Прокопенко. У лейтенанта Петровичева в бою на самолёте Ла-5 сгорел мотор, при посадке самолёт разбит на 100%, лётчик имеет легкие ушибы. Самолёт Як-7б лейтенанта Михайлова имеет ряд повреждений от пулеметно-пушечного огня – лётчик невредим. Два самолёта Ла-5 младших лейтенантов Андронова и Бирюк имеют ряд повреждений от пулеметно-пушечного огня».

     А из состава 156-го истребительного авиационного полка был подбит ЛаГГ-3 капитана И. С. Пастухова, который произвёл вынужденную посадку севернее Вост. Волхова. К счастью, сам лётчик остался невредим.

     Теперь, пользуясь возможностью, сравним потери «Сталинских соколов» с заявленными воздушными победами немецких лётчиков-истребителей (время указано по Берлину):
     Oblt. Walter Nowotny 1./JG.54 LaGG-5 Pl.Qu. 20 154: at 1.000 m. 04.55
     Fw. Hermann Schleinhage Stab/JG.54 Yak-1 Pl.Qu. 10 292: at 4.000 m. 04.56
     Uffz. Hager 6./JG.54 LaGG-3 Pl.Qu. 20 154: at 4.300 m. 04.57
     Fw. Heinz Wernicke 6./JG.54 LaGG-3 Pl.Qu. 20 163: at 4.300 m. 04.57
     Uffz. Ulrich Wernitz Stab/JG.54 Yak-1 Pl.Qu. 10 293: at 4.200 m. 04.58
     Oblt. Alfred Teumer 5./JG.54 LaGG-3 Pl.Qu. 20 153: at 5.000 m. 05.09
     Uffz. Hugo Broch 6./JG.54 LaGG-3 Pl.Qu. 20 123: at 5.000 m. 05.10
     Oblt. Walter Nowotny 1./JG.54 LaGG-3 Pl.Qu. 10 260: at 1.200 m. 05.20

     Как видим, немцы довольно точны по количеству успешно атакованных ими самолётов.

     Рассмотрим, однако, как протекал второй налёт на Волхов этим же днём. На этот раз перед нами также слегка отредактированное «Описание воздушного боя» того же 630-го полка, но уже за период с 16.54 по 17.05.

     «Получив сообщение по «Редут» о движении самолётов противника, с аэродрома Плеханово поднялись 3 самолёта Ла-5, ведущий – лейтенант И. И. Петровичев, ведомые младшие лейтенанты А. И. Бирюк и П. С. Петраев. Звено набрало высоту 5.000 метров и находилось в зоне ожидания.

     Противник произвел звёздный налет в период 16.54-17.05 пятью группами: первая – 24 Хе-111, вторая – 24 Хе-111, третья – 15 Ю-88, четвертая – 17 Хе-111, пятая – 18 Ю-87 с убранными шасси (снова ошибка наблюдателей – авт.), временной интервал между группами 2 минуты. Бомбардировщики прикрывались группами истребителей 36 ФВ-190 и 12 Ме-109.

     Целью бомбометания был железнодорожный мост через реку Волхов (в основном целью был один пролет моста). Высота захода над целью 4.000 метров. Ю-88 и Хе-111 бомбили с горизонтального полета в строю клин звеньев. Половина Ю-87 бомбила с убранными шасси, половина – с выпущенными шасси. Пикировщики бомбили в строю растянутого пеленга, с высоты 3.500 метров, с пикирования под углом 80 градусов, вывод с высоты 1.000-1.500 метров.

     В результате бомбометания было 2 прямых попадания в ферму пролета железнодорожного моста. Через 1.30 ферма упала. Поврежден 1 бык деревянного моста.

     Наши самолёты первую атаку произвели с высоты 5.000 метров по первой группе Хе-111, они звеном смело врезались в их строй сверху, сбоку, спереди, с первой же атаки сбили по одному Хе-111, но вторую атаку по бомбардировщикам произвести не удалось. Сверху их атаковали 8 ФВ-190, отсекли от бомбардировщиков и, беспрерывно атакуя, оттянули в сторону аэродрома Плеханово.

     Петровичев и Петраев всё время держались парой, отсекая самолёты противника друг от друга. Лейтенант Петровичев смелой лобовой атакой сбил ФВ-190. Лейтенант Петраев проявил смелость, храбрость, мужество, он отличным маневром 2 раза отсекал ФВ-190 от самого хвоста своего ведущего – лейтенанта Петровичева, сбив при этом 1 ФВ-190.

     Младший лейтенант Бирюк от своей пары откололся, на него напали 4 ФВ-190. Отлично пилотируя, маневром и огнем, он умело вел с ними жестокий бой. В одном моменте боя, ФВ-190 показался в его прицеле, меткой очередью он зажег его и ФВ-190 на глазах всего личного состава полка горящим упал на землю.

     Затем истребители противника, видя, что бомбардировщики ушли от цели, с боем пошли за ними. Наши истребители произвели посадку на аэродром. В результате воздушного боя своих потерь не имеем. Противник потерял: 3 Хе-111, 3 ФВ-190. Бой вёлся 10 минут, израсходовано 460 снарядов ШВАК». 

     Далее в документе говорится, что к концу боя на помощь лётчикам 630-го полка подошли несколько Як-7б и ЛаГГ-3 какого-то полка 240-й истребительной авиационной дивизии, которых сразу же связали боем истребители противника.

     Кстати, именно в этот период времени летчики немецкой JG.54 заявили ряд воздушных побед:
     Oblt. Walter Nowotny 1./JG.54 LaGG-3 Pl.Qu. 20 154: at 400 m. 16.00
     Oblt. Walter Nowotny 1./JG.54 LaGG-3 Pl.Qu. 20 161: at 300 m. 16.05
     Oblt. Max Stotz 5./JG.54 LaGG-3 Pl.Qu. 20 121: at 5.000 m. 16.05
     Ltn. Helmut Wettstein 1./JG.54 LaGG-3 Pl.Qu. 20 114: at 5.000 m. 16.06
     Oblt. Walter Nowotny 1./JG.54 MiG-3 Pl.Qu. 10 264: at 50 m. 16.10
     Ltn. Horst Ademeit 6./JG.54 LaGG-3 Pl.Qu. 21 774: at 4.000 m. 16.17

     Точных данных нет, однако вероятно, это были лётчики 86-го гвардейского истребительного авиационного полка. Во всяком случае, в этот день они понесли серьёзные потери. Не возвратились с боевого задания штурман полка капитан Г. Я. Ходаков, помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе капитан А. М. Манов. Сбитый в воздушном бою младший  лейтенант Н. И. Марченко благополучно приземлился на парашюте в районе Старая Ладога. Подбитый в бою лейтенант М. Ф. Манулин произвел посадку с убранными шасси на своем аэродроме. А старший  лейтенант Н. С. Коротков на подбитом самолёте произвел посадку с убранными шасси в районе Волхова. При этом лётчик получил незначительные ушибы и был направлен в госпиталь.

     Ну, а теперь поговорим о победных заявках «Сталинских соколов».

     Для этого, снова обратимся за помощью к документальным источникам. Из «Журнала боевых действий 13-й воздушной армии» узнаём, что днём 1 июня 1943 года части армии произвели 128 самолёто-вылетов, из них 107 – на отражение бомбардировочного налёта на Волхов. Всего в течение дня было проведено 6 групповых воздушных боёв, в которых было сбито 23 самолёта противника (8 Хе-111, 7 Ю-87, 6 ФВ-190, 1 Ме-109 и 1 «Фиат») и подбито 2 Хе-111. Следует подчеркнуть, что кроме финского истребителя «Фиат», сбитого в районе Лемболовского озера, все остальные были немецкими и считаются уничтоженными лётчиками 240-й дивизии при отражении налёта на Волхов.   

     Например, лётчикам 86-го гвардейского истребительного авиационного полка удалось в воздушных боях сбить 5 и подбить 3 самолёта противника. Среди победителей – старший  лейтенант А. Н. Дергач (сбил Хе-111), лейтенант Д. И. Кудрявцев (сбил ФВ-190), старший  лейтенант П. К. Лобас (сбил Хе-111 и ФВ-190), лейтенант М. Ф. Манулин (сбил ФВ-190).

     А о побоище, устроенном немецким пикировщикам лётчиками 156-го истребительного авиационного полка уже говорилось в начале статьи. Тогда по одному Ю-87 уничтожили младший  лейтенант И. В. Бойко, старший  лейтенант Н. С. Бочаров, лейтенант Г. Г. Куников, капитан И. Г. Романов, старший  лейтенант А. И. Рыков, старший  лейтенант И. А. Синицын, старший  лейтенант А. И. Чубуков. Все «штуки» были сбиты районе Кобона – Волховстрой.

     И напоследок перечислим лётчиков 630-го истребительного авиационного полка добившихся успехов. По две воздушные победы записали на свой счёт лейтенант Б. В. Михайлов (сбил два Хе-111), младший лейтенант Н. Н. Андронов (сбил Хе-111 и ФВ-190), младший лейтенант А. И. Бирюк (сбил Хе-111 и ФВ-190), младший лейтенант П. С. Петраев (сбил Хе-111 и ФВ-190), лейтенант И. И. Петровичев (сбил Хе-111 и ФВ-190), капитан М. Д. Цыбулькин (сбил Ю-87 и ФВ-190). Один Хе-111 уничтожил лично младший лейтенант П. Е. Журавлев, а младший лейтенант Г. И. Лебедь и младший лейтенант В. В. Прокопенков сбили один Хе-111 совместными усилиями. 

     Интересно, что при подсчёте получается даже больше на четыре победы (кроме финского «Фиата»), чем было записано в сводке 13-й воздушной армии. Всего лётчикам 240-й истребительной авиационной дивизии было засчитано не менее 26 сбитых самолётов в районе Волхова и за проведение успешных воздушных боев с превосходящими силами противника всему личному составу объявлена благодарность командира дивизии полковника Г. В. Зимина.

     Однако это ещё не всё. Дело в том, что город и его объекты защищал также Волховский зенитно-артиллерийский полк ПВО, в составе 1-го, 37-го, 69-го, 214-го 251-го и 253-го отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов ПВО. Создавая сплошную огненную завесу на пути вражеских самолётов, зенитчики выстрелили по ним 85-мм снарядов – 2.725 шт., 76-мм снарядов – 4.562 шт., 37-мм снарядов – 2.496 шт., пулеметных патронов – 8.491 шт.

     Сведения о результатах зенитного огня сильно разнятся друг от друга.

     Так, в одной из сводок записано, что «по предварительным данным сбито 9 самолётов, из них 6 Хе-111 и 3 Ю-87. Пять самолётов найдены. Поиск остальных продолжатся». В другом донесении  «отмечено по несколько прямых попаданий в самолёты противника, в результате чего 7 Ю-87 горящими упали в радиусе 5-10 км». А более объективные наблюдатели зафиксировали всего «3 сбитых самолёта, которые горящими, теряя высоту, ушли в юго-западном направлении и по наблюдению упали в 6-8 км юго-западнее Волхов. На розыски выслана разведка». Очень любопытно, что же доложили разведчики после возвращения. Небось, кроме письменных подтверждений от различных очевидцев, приложили также в качестве доказательств таблички с номерами сбитых самолётов. Кстати, в боевой сводке 13-й воздушной армии фигурирует именно последняя цифра.

     Итого, по докладам лётчиков и зенитчиков было уничтожено примерно 30 немецких самолетов.

     Очень жаль, но все эти оптимистические доклады не соответствовали действительности. Фактически, немцы потеряли серьёзно поврежденным всего лишь один Fw 190A-5 зав. номер 7119 из 1./JG.54, который, будучи подбитым в воздушном бою произвел аварийную посадку на аэродром Мга, а также один Не 111 зав. номер. 8500 из 2./KG.53 (два члена экипажа - пилот обер-лейтенант Мартин Фолльмер и наблюдатель фельдфебель Гейнц Фриче - получили травмы). Никаких других потерь немецкие эскадры KG.53, StG.1, JG.54, принимавшие участие в налётах на Волхов, не имели.

     Подведём, однако, результаты налётов на Волхов 1 июня 1943 года. Уточним, что по данным советских документов, бомбардировке подверглись: алюминиевый комбинат им. Ленина, треугольник железнодорожной станции Волхов-2, район Ильинского парка Волхов-1, район деревни Званка, район Красногвардейского тупика и железнодорожные мосты через реку Волхов. Подсчитано, что на все эти объекты было сброшено 1.366 бомб калибром 50-500 кг.

     Наряду с человеческими жертвами (погибло 15 военнослужащих и 10 гражданских лиц) и разрушением в нескольких местах путей железной дороги станции Волхов-2, а также некоторого количества строений (на станции Волхов-1 разрушено 2 дома, на станции Волхов-2 разрушено 10 жилых домов, повреждено 4 дома, в деревне Ст. Дубовики сгорел 1 дом), был выведен из строя деревянный мост – у него были разрушены два пролётных строения, одно из которых упал в воду. Серьёзное повреждение получил также металлический мост. Правобережное пролётное строение моста длиной 98 метров от повреждений обоих верхних поясов, стоек и ветровых связей прогнулось на 60-80 сантиметров, а через два часа обрушилось в воду.

     Таким образом, в результате налётов авиации противника оба железнодорожных моста были выведены из строя, и прямая железнодорожная связь Ленинграда со страной прервалась. Безусловно, это был крупный успех немецких лётчиков.

     Движение эшелонов стало производиться через другие мосты, а сапёры немедленно приступили к восстановительным работам. Противник, естественно, пытался воспрепятствовать восстановлению мостов и ещё несколько раз наносил бомбовые удары по району мостов.

     Тем не менее, героическими усилиями сапёров мосты были вскоре полностью восстановленными. В общей сложности металлический мост был выведен из строя на 15 дней, а деревянный мост – всего лишь на 60 часов. Попытки врага прервать железнодорожные перевозки в Ленинград провалились, хотя достигнуто это было ценой немалых усилий и жертв...