Посвящение в техники

Виктор Валвик
          Нет, что и говори, а служба в былые времена была несколько иной, чем в нынешние времена.
          Прибыли мы после выпуска из Васильковского ВАТУ для службы в п. Учарал, (это в Казахстане) в27 ГвИАП в начале августа 1975 года. Причем прибыло именно выпускников ВВАТУ много-много. Только в нашу вторую эскадрилью попало сразу шесть выпускников.
          А почему так произошло?. Да ситуация была патовая. В 1970 году полк перебазировали из под Выборга (Ленинград) на Миг-19. Причем перебазировали на пустое место. Ну, сложно объяснить, но строительство аэродрома, жилых домов происходило бешеными темпами.
          К 1975 году основные стройки были завершены. Полоса капитальная, ЖБУ (укрытия) для самолетов, казармы, эскадрильские домики, высотка, ЦЗ, столовые, жилые пятиэтажки- все было построено. Все очень быстро было построено. Качество, конечно, "военное" - армейские строители строили, но тем не менее...
          За период с 1970 по 1975 года полк дважды осваивал новую технику. Сначала из Миг-19 перешли на подержанные МиГ-21ПФМ, а с начала 1975 года получили "новяк" из Горьковского авиазавода- самолеты МиГ-21 БиС. Полный "новяк", муха, так сказать не сидела. К примеру, на моем самолете №37 (75024993) с начала эксплуатации налет был в 54 часа. Ну да бог с ней, с этой техникой.
          Что касается техников и летчиков, то здесь был явный перекос. Летчиками полк был укомплектован полностью, даже с перебором. Снова-же, выпускники летных вузов пачками поступали. Да и на должности становились, смешно сказать- у нас комэской был капитан, нач штаба эскадрильи - стар.лейтенант. Представляете, зам.по ИАС полка- капитан, а инженеры полка литехи и старлеи (правда с высшим образованием).
          А с техническим составом вообще, "напряженка" страшная возникла. Кадровых офицеров (типа ВВАТУ) прямо "кот наплакал". В основном, технота была укомплектована офицерами запаса (т.зв. "двухгодичниками"), да и тех не хватало. Инженером эскадрильи был "кадровый" сверхсрочник, который получил мл. лейтенанта, а потом, в 1975 году  экстерном окончил Васильковское ВАТУ. Ну, естественно, он получил "ст.лейтенанта".
          Мало того, у нас в эскадрилье было два бойца (срочной службы, из числа механиков), которых ВРИО допустили к исполнению обязанностей техников самолетов. Питались они не в солдатской, а технической столовке. Но техников явно не хватало. Поэтому у всего руководства полка к техникам было отношение бережное и непредвзятое, до безобразия. Имидж технической службы был на сверхвысоте.
          И вот в этот "кризисный" момент в полк прибывает масса молодых лейтенантов-техников. Сказать, что нас встречали с распростертыми объятиями, это ничего не сказать.
          Но я остановлюсь на тех шести выпускниках, которые попали в нашу доблестную авиаэскадрилью. Тут надо, прямо хронологию соблюдать.
          Приехали мы в Учарал поздней ночью. Нас тут-же разместили в какой-то казарме (на одну ночку), а на следующий день привезли на аэродром (это за 12 км.). Сходу покормили в техстоловке. Комполка, тот коротко и ясно поставил задачу- через два дня участвовать в учениях.
          В этот же день нас мгновенно повели на склад вещевого имущества, выдали комбезы и летние и зимние, курточки и шубы (технические), тапочки, валенки и галоши. А главное, нам каждому выдали комплект новейшего (муха не сидела) постельного белья- матрац, подушка, две простыни, две наволочки и одеяло. Вот с этим постельным, то я до сих пор не понял, это что, так положено было?
          Через два часа нас "уперли" на стоянку эскадрильи. Инженер, с траурным выражением лица сообщил, что сегодня нас распределят по самолетах, завтра- предварительная подготовка, а послезавтра- полеты с 16 до 22 часов, причем это не простые полеты, а полковые учения. И вот, кровь из носа, мы должны на этих полетах обеспечивать вылеты. Выражение лица у Инженера было траурным, а у нас - патово-покоробленным.
          Следующий день - предварительной подготовки вспоминается с трудом. Мы чего-то на своих самолетах лазили, рассматривали, как заправлять, заливать и задувать. Но, к чести Инженера, к каждому из нас был прикреплен механик из числа старослужащих бойцов, для осуществления помощи, подсказок и ...контроля.
          Летный день в который происходили учения- 7 августа 1975 года (четверг) запомнились мне на всю жизнь. Я уже не знаю, с какой черепашьей скоростью мы вытаскивали самолеты, как их расставляли на ЦЗТ. Как готовили самолеты к полетам. Инструктаж Инженера заключался напутствием:"Потеряете инструмент, не заправите самолет - убью!". Словом все на нервотрепке... А запуски самолетов, а выруливание, а взлет? Это вам не на учебном аэродроме Васильковского ВАТУ.
          Одним словом, полеты были осуществлены под неусыпным контролем со стороны Инженера лично да и с непосредственной помощью авиамехаников. Полеты были не сильно напряженные, всего по три полковых вылета. Поздно вечером, точнее ночью начали растаскивать самолеты в укрытия. Не знаю, но наверное из-за полного отсутствия опыта и навыков мы ничего не поломали и не растрощили.
          В этот момент поступает вводная - после закатки самолетов всему составу собраться в эскадрильском тех.домике. Ну, потихоньку все там скучковались, все такие утомленные и умиротворенные. Инженер дает команду и на тягаче отправляет срочную службу в казарму. А мы, все офицеры тусуемся и чего-то ждем.
          В этот момент к домику подъезжает эскадрильский автобус с летчиками. Вываливается весь летный состав, который участвовал в полетах, с собой несут какие-то кульки и пакеты. Возглавляет эту процессию комэска (капитан наш).
          Мгновенно, в помещении на столике изо-всех этих пакетов вытаскиваются бутерброды различные, мяско, помидорчики и, зачем-то, матерчатые салфетки. Словом, "летуны" провернулись для накрытия шведского стола по полной схеме.
          Выстраивает Комэска весь личный состав и вещает, что мол сегодня шесть офицеров ИАС впервые реально обеспечивали полеты. Ну и еще он всяческого говорил, что, мол без техников и летчики летать не могут, и прочие дифирамбы в наш адрес.
          Дальнейшие события повергли нас в легкий шок.
          Как-то, закончив и помолчав, Комэска кивнул Инженеру эскадрильи:"Действуйте по плану!".
          В мгновение ока наперед строя была выкачена старая и грязнючая авиапокрышка, появилась стандартная канистра со спиртом и ...наконечник от ПВД (это такой рожок от приемника воздушного давления, туда вмещается 200 гр. жидкости).
          А далее, звучит команда:"Лейтенант технической службы Зизюкин, выйти из строя!". Далее, этому лейтенанту под хлопанье в ладошки личного состава предлагалось стать на колени перед покрышкой, поцеловать ее, и поднявшись, принести Клятву технаря:"Я, такой-то такой, вступая в Сообщество технарей торжественно клянусь: - свято соблюдать положения технических регламентов и инструкций, качественно эксплуатировать авиатехнику!" ... и еще там какие-то красивые и обязательные слова.
          После этого наперед выходит начальник ТЭЧ звена (грубо - техник звена), берет со стола матерчатую салфетку, смачивает ее спиртом и вытирает лицо претендента. Салфетка вручалась технику, "рожок" от ПВД наполнялся спиртом и вручался вот этому претенденту. Ну, естественно, новоявленный технарь выпивал (сколько мог) и закусывал бутербродиком.
          И так, эта процедура происходила шесть раз, с каждым новоявленным техником.
          После всего этого личный состав загружался - летчики в свой автобус, техники в тягач и убывали к месту постоянной дислокации.
          А на следующий день мы все были отстранены от техники и нам целых две недели полоскали мозги всяческими занятиями. Потом мы сдавали зачеты и "допускались", уже по новому, к полетам. Словом, все происходило сикось-накось, как у нас нередко было в Учарале.
          Много времени прошло с тех пор. За более чем тридцатилетнюю службу было множество всяческих приколов. Но вот это Посвящение в техники, которое произошло 7 августа 1975 года запомнилось мне на всю жизнь.
          ...О, юность! Как вспоминаются наши  и радости и невзгоды, через какую-то розовую дымку... Но, увы,  время не имеет свойства возвращаться...