Решение спасти Локо и его людей

Юрий Дым 61
            
                Решение «спасти» Локо и его людей в Сан-Карлос.

30 сентября 1881 года, около 375 чирикауа (72 воина и 15 подростков, которые «могли держать оружие», остальные - женщины и дети), бежали из резервации Сан-Карлос. Их преследовали двенадцать кавалерийских отрядов (около 1200 человек) и было два арьергардных боя. Апачи пересекли границу Мексики 7 октября, потеряв одного мужчину и одну женщину убитыми, и троих детей захваченными в плен.  Ху привел их в свою крепость в горах Каркай (Carcay Mountains) близ старого города  Janos, что на северо-западе штата  Чиуауа, где вскоре к нему присоединился Нана со своими людьми, с которыми в июле и августе того же года совершил свой легендарный  рейд мести за Трес-Кастильос, (вошедший в историю под названием «Рейд Наны»), в результате которого пострадали:  юго-восточная Аризона, южная часть Нью-Мексико, и северная часть  мексиканских штатов Чиуауа и Сонора.

Апачи торговали с жителями Janos  лошадьми и другими товарами, которые они захватили в сонорских набегах, и при побеге из Сан-Карлос. 9 ноября 1881 года  на берегах арройо (пересохший ручей), примерно в 3 милях к востоку от Касас-Грандес, Ху с Джеронимо и 30 воинами начал мирные переговоры  с Хоакином Терразасом, у которого было 350 солдат в Касас-Грандес, 100 в  Janos и 100 в Карризале. Терразас согласился на эти переговоры, потому что не хотел ввязываться в погоню за Ху в опасных отрогах гор Сьерра-Мадре. Ху хотел, чтобы горы Каркай, равно как и равнины и долины по обеим от них сторонам, считались его страной, где его люди могли бы разводить скот, собирать дикоросы, охотиться и выращивать. Терразас сказал, что отправит запрос по этому вопросу губернатору Чиуауа. На следующий день они встретились снова, и Терразас выдал апачам скот, сахар, муку и другие товары. Раздача продовольствия продолжалась еще два или три раза, в течение следующих двух недель. Он надеялся уговорить Ху и Джеронимо приехать в Касас-Грандес, но они были слишком подозрительны. Мексиканское правительство сосредоточивало войска с целью захватить всех апачей в плен, и загнать их в глубь Мексики.

 

Терразас ждал, когда генерал Фуэро придет с двумя сотнями солдат, доставит апачей в город, напоит их там, и захватит в плен в пьяном виде. Ху и Нана избежали опасности, когда покинули этот район. Они узнали о намерениях Терразаса от дружественных торговцев. Около 27 ноября, Ху повел чирикауа на 140 миль южнее, чтобы перезимовать в своей крепости Гуайнопа (Guaynopa). Там он строил планы на ближайшие месяцы. Помимо отправки отрядов рейдеров в Сонору и Чиуауа, апачи обсуждали возможность переброски отрядов Локо, Зеле и Чива (Chiva) из Сан-Карлос в Сьерра-Мадре, и решили послать эмиссаров в резервацию, чтобы попробовать заставить Локо, Зеле и Чива покинуть её пределы. Джеронимо полагал, что отряду Ху нужно подкрепление, чтобы бороться с большой концентрацией мексиканских войск, приближающихся к отрогам Сьерра-Мадре. В Сан-Карлос было около 300 чирикауа, 50 из которых были воинами. Считается, что именно Кайтеннаи (Kaytennae) убедил Джеронимо в необходимости вывести Локо и его людей из резервации, для борьбы с мексиканцами.


В конце ноября Нана разбил лагерь вместе с несколькими мескалеро, которые пытались узнать новости о своих людях, взятых в плен Терразасом после боя при Трес-Кастильос. Мексиканцы их выследили и напали на лагерь, однако Нана и большинство его людей сбежали, и присоединились к Ху в Сьерра-Мадре.

 
В середине декабря, Ху и Джеронимо отправили Бонито и семерых воинов на север, с целью проникнуть в Сан-Карлос. Пока их не было, Ху взял Найче, Чато и еще около 40 воинов, и отправился в рейд на юг. Джеронимо вошел в Сонору с Чиуауа, Джеликином (Jelikine), и примерно 40 воинами.

Бонито с тремя апачами отправился в лагерь Локо. Они вернулись из Сан-Карлос в середине февраля. Они сказали Локо, что большой отряд воинов вернется через 40 дней, чтобы забрать всю группу, если они не сбегут самостоятельно. Бонито предупредил, что они убьют любого, кто откажется уйти. Иждивенцы воинов Наны и жены Викторио, чья дочь вышла замуж за Мангаса, спешили уехать. Сам же Локо не хотел участвовать в этом деле. Примерно через неделю, женщина из лагеря Локо, вышедшая замуж за западного апача, сообщила эту информацию военным.

 
Уилкокса беспокоило, что Бонито смог появиться в резервации незамеченным, и  22 марта 1882 г. он послал майора Дэвида Перри, с двумя солдатами и ротой индейских скаутов, разбить базовый лагерь в южных горах Чирикауа, откуда он разослал веером разведывательные отряды вдоль границы, чтобы перехватить всех апачей, которые попытались бы пересечь её.

Чирикауа начали двигаться на север от Гуайнопа в первую неделю марта, надеясь заключить временное перемирие в  Janos или Касас-Гранде, чтобы защитить своих женщин и детей, в то время как большинство воинов всё-таки отправились на север - в Сан-Карлос, для того чтобы «спасти Локо и его людей».  14 марта апачи совершили конные набеги на  Janos и гасиенду Рамоса. На следующий день они сказали хозяевам гасиенды, что хотят заключить договор. После ударов и парирования между мексиканцами и чирикауа, с угрозами убийства заложников с обеих сторон, и новых покушений апачей на лошадей и овец, были сделаны некоторые обмены, и начались предварительные переговоры о договоре с мексиканцами, пытающимися заставить Ху приехать в  Janos  для дальнейших переговоров, но Ху даже думать об этом не хотел, потому что мексиканцы когда-то уже заманили апачей в  Janos  для мирных переговоров, затем напоили их и перебили. Майор Форсайт из форта Каммингс нанял Лоренцо Карраско, чтобы тот отправился к  Janos и Касас-Грандес и доложил, чем занимаются апачи. 27 марта Карраско прибыл в  Janos и узнал, что 450 чирикахуа разбили лагерь в Casa-de- Janos, примерно в 25 милях к юго-западу от  Janos на  Rio Janos, и что около 40 апачей отправились на север, в горы у форта Каммингс, чтобы забрать спрятанные там в тайниках боеприпасы.


Карраско также узнал, что мексиканские военные в Соноре и Чиуауа выжидают удобного случая, чтобы истребить всех апачей поголовно, до последнего ребенка. Мексиканские генералы и полковники перебрасывали своих солдат на места, ожидая начала операции 20 апреля, когда «войска из Соноры будут на боевых позициях».  До тех пор они предписывали не нападать на апачей ни в какой форме, чтобы не выдать своих планов.

5 апреля полковник Хоакин Терразас покинул Касас-Грандес, получив от своего командования разрешение принять любые меры для того, чтобы убить или захватить Джеронимо и Ху.  Восьмого апреля Терразас встретился с Ху и Джеронимо возле  Casa-de-Janos,  и они согласились вернуться через два дня с другими вождями, чтобы обсудить условия. Они пришли десятого апреля, как и было запланировано, однако Терразас решил, что нападение сейчас не в его интересах. Вместо этого, он пообещал выдать им порции муки, мяса, сахара и табака, и снабдить мескалем, если они захотят. (Это был старый трюк, типа  пресловутый «план Б»: напоить апачей и перебить их, как это уже проделали раньше с  группой вождя Нолги).

На следующее утро, 11 апреля, Джеронимо и все, кроме тридцати воинов, отправились на север, в Сан-Карлос. Ху и Нана остались в Мексике с  тридцатью воинами и пятнадцатью подростками, способными сражаться, и 325 женщинами и детьми.

С Джеронимо были некоторые из самых известных воинов чирикауа, в том числе Найче, Чиуауа, Чато, Кайтеннаи, Мангас, Санчес и Джеликин. В общей сложности, 12 апреля 1882 г.  72 воина пересекли границу, где-то между перевалом Сан-Луис на юго-западе Нью-Мексико, и Сан-Бернардино на юго-востоке Аризоны. Они пошли на север через горы Анимас, а затем, по словам Эла Сибера, резко свернули на запад в горы Пелончильо, и снова на север - в долину Сан-Симон, которую они пересекли ранним утром, 13 апреля 1882 года. Затем они двинулись на север, к Гиле.
Вечером 16 апреля они пришли в овечий лагерь Эш Флэт (Ash Flat sheep camp) Джорджа Стивенса. Там произошла так называемая «Резня на Эш-Флэт» (Ash Flat massacre) - убийство мексиканских пастухов, которое продолжалось до того момента, пока Джеликин не приставил копье к груди Джеронимо и не сказал, что убьет его, если тот убьет последнего оставшегося в живых мексиканца, девятилетнего мальчика, сына Местаса, который был начальником овечьего лагеря, и в детстве был схвачен и воспитан группой Джеронимо, пока его не продали на ранчо за оружие и боеприпасы.


Продолжение с мексиканского сайта «Апачерия».
https://apacheria.es/la-apacheria-en-el-siglo-xix-4/

 Воины Джеронимо прибыли в Сан-Карлос около часа ночи 19 апреля, отправив несколько гонцов в викиапы  Gil-lee (Зеле) и Локо. Джейсон Бетзинез вспоминал, что ночь была теплой, и старшие в лагере закончили рассказывать истории. Тишина ночи была нарушена, когда всадник остановился перед его викиапом (он жил со своей матерью и сестрой), спрашивая где найти Зеле, и Бетцинез указал на лагерь, примерно в 450 метрах к юго-западу. Прибытие этого воина встревожило его, так как он не знал его, но его акцент был похож на недни, возможно, а Джон Роуп сказал о нем, что он «был таким же высоким, как старый мушкет».

В то же время, по свидетельству дочери Локо,  Найче и Чато отправились в лагерь своего отца. Локо и его чихинне (chihennes) жили в 5 км к востоку от агентства, на песчаном берегу, отделяющем реку Гила от Сан-Карлос. За исключением нескольких кустарников и нескольких тополей на берегах, в этом районе не было растительности. Локо, который был хорошим другом Кочиса, вероятно, хорошо принял Найче, а не Чато. Вскоре приехал Зеле со своими людьми. Позже Зеле сказал, что его собственные люди сказали ему бежать, иначе они убьют (его и  Локо). Версия Зеле совпадает с версией потомков Локо, которые скажут историку Баду Шапарду (Bud Shapard), что Чато направил свою винтовку на Локо, с угрозой убить его, если он откажется идти. Было около 40 апачей полицейских, живущих поблизости, поэтому они ожидали  утра.

Незадолго до рассвета лагерь Локо был разбужен криками, доносившимися с реки Гила. Бетзинез выбежал из своего викиапа, и увидел непонятную ситуацию. Джеронимо разместил 50 воинов на лошадях, на линии между лагерем и рекой Сан-Карлос. Бетцинез вспоминал: «как только солнце начало светить, мы услышали крики вдоль реки. Мы вышли из нашей палатки, увидев ряд воинов апачей, развернутых вдоль западной стороны нашего лагеря, прибывающих с оружием в руках. Один из их вождей кричал: "хватайте их всех! Никто не должен оставаться в лагере! Стреляйте в любого, кто отказывается идти с нами!", и Бетцинез добавит: “Мы сделали то, что нам сказали“. Сэм Хаозоус подтвердит свою версию, заявив, что Джеронимо приказал своим людям стрелять прямо в того, кто отказался идти. Также апач, называемый Тсои (более известный как Пичес Peaches), который был молодым человеком из группы Каньон-крик апачей Cibecue, и женился на двух девушках-чихинне из группы Локо сказал, что чирикауа сказал ему: “Ты один из наших. У тебя две жены наших людей, а твой малыш-чирикауа"».

Налетчики вытаскивали чихинне из своих палаток, сбивая их с ног, и они в суматохе не  успевали собрать ничего, кроме нескольких вещей. Под дулом винтовки они заставили Локо возглавить эвакуацию своих людей пешком, в то время как чиуауа и некоторые из его людей оставались в своем лагере, в качестве арьергарда, чтобы отразить любую помощь, которая могла прийти из резервации. Они убедили людей в том, что альтернативы нет. По словам помощника агента  Стэнли Д. Пангберна, группы Локо, Зеле и Чива насчитывали 300 человек, из них 45 воинов. Около 90 женщин и детей были родственниками мужчин, которые сражались с Викторио, большинство из которых были убиты.

Существует много путаницы в отношении численности группы Локо, но кажется, что данные Пангберна являются наиболее правильными. Локо прибыл в Сан-Карлос в ноябре 1878 года с 172 людьми. Зеле присоединился к группе Локо с около 80 bedonkohes, chokonen и chihennes, которые остались в Сан-Карлосе в сентябре 1877 года. Роды, произведенные между 1878 и 1881 годами, привели к тому, что группы Локо и Зеле составили 270 человек, всего две группы в Сан-Карлос, в декабре 1880 года. Пангберн смог включить 30 человек из группы Чива, чтобы довести до 300, как он и сказал. И отчет о 40 мужчинах кажется правильным. 20 октября 1881 года агент Тиффани подсчитал мужчин в агентстве, сообщив, что чихинне насчитывали 32 человека, но не включали семерых, которые служили разведчиками, или четырех, которые были с Чива в суб-агентстве. Чирикауа украли стадо лошадей у апачей Белой Горы. Джеронимо шел впереди группы с Чива, Джеликином и около 30 воинами, ведя их на восток, по склону холмов к северу от реки Гила (они должны были идти на восток, к вершине Гилы, потому что река становилась шире, и они не пересекут ее, если только не будут вынуждены войсками). Чиуаха и остальные остались в тылу.

По мере того, как чирикауа продвигались вперед, индейская полиция агентства и американцы начали просыпаться, не зная о событиях, происходящих в лагере Локо. Оператор агентства Стампи Хантер услышал сигнал телеграфа, исходящий от суб-агентства, с сообщением, что Найче с 60 воинами идет по пути из Сан-Карлос. Он немедленно предупредил начальника полиции резервации Альберта Д. Стерлинга (агент Тиффани отсутствовал). Когда они разговаривали, группа Чиуауа сделала  два выстрела в воздух, чтобы Стерлинг, а возможно, и другие американцы, направились в пустой лагерь Локо. Когда Стерлинг услышал выстрелы, он и сержант индейской полиции Саготал оседлали своих лошадей, и направились туда (остальная часть полиции апачей еще не собралась).

Двое мужчин пересекли реку Сан-Карлос и поскакали по открытому плато длиной 1,5 км. Чирикауа ждали их на тропе, идущей между двумя небольшими холмами, где они стояли, открыв перекрестный огонь, и убив лошадь Стерлинга и ранив его самого в руку. Стерлинг попытался бежать, но люди Чиуауа выстрелили в него  еще два раза, убив его. В то время как Саготал, отделившийся от Стерлинга с первыми выстрелами, сделал фланговый отход по одному из холмов. Когда он увидел смерть Стерлинга, он вернулся в агентство, чтобы собрать полицию апачей.
 

Есть разные версии того, кто убил Стерлинга. Сэм Хаозоус (Sam Haozous) просто сказал, что его убил один из воинов Джеронимо. Разведчик Джон Роуп, который был в суб-агентстве, сказал, что это был На-Гуджи (Na-guj брат Незегочина). Роуп заявил, что после убийства На-Гуджи снял со Стерлинга  сапоги, и натянул их на ноги, на оставшуюся часть рейда.

Журналист и историк Чарльз Ламмис слышал, что были вовлечены трое мужчин: Чиуауа, На-Гуджи и Trataloris. Выстрел Trataloris сбил его с лошади, а Чиуауа и На-Гуджи добили его. Чиуауа позже признается в своем участии. Смерть Стерлинга имела два преимущества. Во-первых, деморализовать и временно парализовать полицию апачей, устраняя проблему для бежавших чирикауа; и во-вторых, удовлетворить желание апачей отомстить за вмешательство в их практику производства хмельного тисвина. За последний год полиция Стерлинга арестовала многих чирикауа за изготовление тисвина. Чарльз Коннелл (один из шести американцев агентства), заявил, что чирикауа убили Стерлинга, чтобы отомстить за случайную смерть ребенка, случившуюся годом ранее, когда Стерлинг устроил стрельбу, разгоняя группу самогонщиков. Спустя годы Тсои (Пичес) сообщил Гренвилу Гудвину, что чирикауа убили Стерлинга за то, что он приказал полиции апачей повесить его за большие пальцы (родственники его двух жен были очень злы, поклявшись убить Стерлинга за это). Это означает, что некоторые чихинне из группы Локо участвовали в засаде, которая убила Стерлинга, что противоречит версии Бетцинеза о том, что ни один из людей Локо не сражался в тот день. Один чирикауа сообщил  писательнице Еве Болл, что тот, кто застрелил Стерлинга, был чихинне из группы Локо по имени Сталош или Стах Лэш (тесть Тсои). Джеймс Кайвайкла, которого там не было, сказал Еве Болл, что Сталош убил Стерлинга, чтобы он не убил Локо, что не имеет большого смысла, потому что в тот день Стерлинг ни разу не был перед Локо, а находился дальше, с Джеронимо. Следовательно, участвовали  Чиуауа, Trataloris и Na-guji (тело Стерлинга имело три смертельных раны), чтобы отомстить за какое-то преступление, полученное в прошлом от Стерлинга, и Сталош (если он участвовал) выстрелил не для того, чтобы спасти жизнь Локо, а для того, чтобы отомстить за сделку, которую он заключил с Тсои.

Как только Саготал прибыл в агентство, он обнаружил, что полиция готова к отъезду. Чарльз Коннелл, хороший друг Стерлинга, взял на себя командование. Когда они прибыли, они обнаружили еще теплое, и ужасно изуродованное тело Стерлинга (ему отрубили голову и, согласно одной версии, пинали ее). Чирикауа не хотел причинить вред Саготалу, сказав ему уйти. Он отказался, угрожая им, что вызвало стрельбу, в то время как Коннелл забирал труп Стерлинга. Наконец, выстрел Чирикауа попал в голову Саготала, мгновенно убив его. Это заставило остальных полицейских вернуться в агентство. Когда новость прибыла в форт Томас (графство Грэм, штат Аризона), то оттуда вышел отряд, чтобы преследовать их.

Весь день Джеронимо энергично вел группу, поворачивая на северо-восток, между горами Гила и рекой Гила. На полпути к суб-агентству они наткнулись на несколько тележек, принадлежащих человеку по имени Гилсон. Он и два его товарища сбежали, чтобы спасти свои жизни, а чирикауа захватили груз с одеждой и виски.

Апачи Белой Горы не хотели участвовать ни в каких столкновениях, покинув свою деревню, чтобы уйти на юг, на гору Тернбулл. Только Навахо Билл и 25 разведчиков-апачей остались сражаться, если бы это было необходимо. Навахо Билл узнал Джеронимо, Чиву и Чино (Джеликине) во главе колонны, идущей на северо-восток. Рядом с суб-агентством они изменили направление, повернув на север, к горам Гила и Эш-Крик. Впереди шла группа воинов во главе с Найче, Чато и Кайтенаи, которые убили трех человек возле Grenn’s Hill.

Чирикауа прибыли в Эш-Крик, когда уже стемнело, снова изменив свой курс, направляясь на восток через горы Гила, прежде чем ненадолго остановиться у источника, чтобы остыть, где вожди сделали короткий совет, чтобы утвердить свои следующие действия. Они решили послать группу, чтобы украсть несколько овец Джорджа Стивенса, которые были поблизости. Понимая, что кавалерия следует за ними , они воспользовались ночью, чтобы продолжать двигаться до рассвета, где они остановились в восточной части Эш-Крик, примерно в 32 км. к северу от форта Томас. Женщины и дети устали, поэтому им нужно было есть и отдыхать. Воины вернулись с несколькими сотнями овец.  20 апреля во время еды другая группа воинов столкнулась с отрядом местных солдат и разведчиков под командованием лейтенанта Джорджа Х. Сэндса в долине Эш-Крик. Сэндс сообщил, что он убил или серьезно ранил апачей, заставив их бросить дюжину лошадей, прежде чем они отправились в горы Гила. Солдаты следовали за ними несколько километров, но затем отступили на бивак, когда их местные разведчики вернулись с новостями о рассеянии чирикауа, поэтому они вернулись в форт Томас.

 

Чирикауа отдыхали весь день до заката. Локо, несмотря на свое первоначальное положение, был принят в совет вождей. Согласно официальным сообщениям, лидерами были Ху (не присутствовал), Джеронимо и Найче, но Джейсон Бетцинез, который написал книгу «Я сражался с Джеронимо», говорил о дисциплине, с которой чирикауа вели марш на Мексику, и восхищался лидерством Джеронимо:

«Джеронимо был практически главным лидером, хотя он не был вождем какой-либо группы, и с нами было несколько вождей, таких как Найче, Чато и Локо, которые были признанными вождями. Но Джеронимо оказался самым умным и изобретательным, а также самым энергичным и проницательным. Во времена опасности он был человеком, которому можно было доверять».  Джейсон Бетзинез не упомянул Ху среди присутствующих.

«Был с Наной в Сьерра-Мадре, защищая женщин и детей».