Залы Петербурга. 71. Зал Екатерининского дворца

Серж Пьетро
   Экспозиция Екатерининского (до 1910 года - Большого Царскосельского) дворца-музея в Пушкине
 охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника талантливых матеров
и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве
и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов.
Реставраторы возродили дворец после Великой Отечественной войны -
из 58 залов дворца, разрушенных фашистами в годы войны, 32 зала дворца воссозданы.
   В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург,
в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна под Петербургом впервой
началось строительство первого каменного царского дома,
вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I.
   В августе 1724 года в знак завершения строительства    во дворце устроили празднество,
во время которого «палили из 13 пушек трижды» - во славу великого в архитектуре достижения. 
В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века
небольшое двухэтажное сооружение.
   В царствование императрицы Елизаветы Петровны,
решено было расширить здание в конце 1742 - начале 1743 года -
по проекту М.Г. Земцова, однако тот умер (годы его жизни: 1688 –1743 года),
После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 - после 1770 года)
и его помощник Дж. Трезини (1697 - 1768 года),
но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780 года).
С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял
обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761).
10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания
и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал своё новое творение венценосной заказчице
и иностранным послам – дворец близ Российской столицы.
   Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами,
мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора – однозначно!
Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами
и золоченым орнаментом выглядела необыкновенно празднично!
   Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками
и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера -
в мифологическом стиле.
Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви,
над южным, где находилось парадное крыльцо, - купол с многоконечной звездой на шпиле.
    На позолоту наружных и внутренних украшений
ушло около 100 килограммов червонного золота – веление творца.
Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца.
Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой,
получила название «золотой».
  Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века,
Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе
протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания –
от Парадной лестницы до Дворцовой церкви – что очаровывало всех на самом деле.
   Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам.
Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством,
 пожелала в соответствии с модными вкусами свои апартаменты украсить, как корону,
и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону.
Созданные им интерьеры - Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая,
, Синий кабинет (Табакерка), Опочивальня Серебряный кабинет -
отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления
и особым изяществом отделки – волшебнее  ныне нет!
К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны
и до сих пор не восстановлены,  копии их не созданы.
Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I)
и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы:
Зелёная столовая, Официантская, Парадная гостиная голубая,
Опочивальня и Китайская гостиная голубая
позволяют познакомиться с уникальными интерьерами,
созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.
  Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле,
были созданы по заказу архитектору В.П. Стасову императором Александром I
в один  из дней 1817 года,
всё в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед,
одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
  Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, известная ныне широко,
созданная в 1860-1863 годах И.А. Монигетти в стиле «второго рококо».