Как дворяне стали крестьянами

Бела Веверица
Эта история произошла за 300 лет до Октябрьской революции. Именно тогда в Курском крае появились представители древнего боярского рода Воробьевых, а вместе с ними и другие дворянские роды – Гуторовы, Заикины, Шеховцовы, Мезенцевы, Шумаковы  и прочие.

 1.Дворяне или крестьяне

 О своих предках я знала то, что они были крестьянами и жили испокон веков в Курской губернии, в деревне Воробьевке ( сейчас это Воробьевка Солнцевского района Курской области). В детстве меня удивляло, что большинство жителей Воробьевки носили фамилию Воробьевы. Помнится, и объясняли это в таком духе, что когда-то здесь жил помещик Воробьев, в честь которого были названы и деревня, и крестьяне. Это потом я узнала, что часто народные верования и легенды не имеют ничего общего с действительностью. А в советское время такое объяснение было ещё и идеологически верным: ведь считалось, что до революции все жители России делились на угнетателей и угнетённых, на дворян и крестьян, и третьего тут не дано. Однако мне очень хотелось узнать побольше о моих предках, а бабушек и дедушек уже не было в живых, и единственным доступным мне средством исследования на первых порах оказался Интернет.
 Первым делом я нашла в Википедии, со ссылкой на «Новый энциклопедический словарь» В.Е. Рудакова, информацию про старинный боярский род Воробьевых (вы тоже при желании можете её найти). Легендарным родоначальником этого семейства считался креститель Великого Новгорода Воробей Стоянович, живший в X веке. Род выехал из новгородской земли в Москву, и упоминаемый в летописях XIV века Юрий Воробьев уже владел вотчиной на Воробьевых горах, названных в его честь. Потомки этого рода были многочисленными, они занимали видные посты в Московском княжестве. Родовое древо дало множество ответвлений. Однако к концу XVII – началу XVIII века Воробьевы из Москвы исчезли. Во всяком случае, в VI части родословной книги Московской губернии они не упоминаются. Странно, не правда ли? Жили-жили в Москве, и вдруг как в воду канули. Их исчезновение в столице удивительным образом совпало с приходом к власти Петра I и началом петровских реформ.
 Однако идём дальше. Всё-таки древние роды Воробьевых числятся в родословных книгах нескольких губерний, а именно: Тверской, Курской, Вологодской и Костромской. При этом официально Герольдией признаны только два из них: тверские и курские дворяне. То есть, доказано, что они являются потомками непосредственно бояр-выходцев из Великого Новгорода. Курской! Sic! Мои предки Воробьевы тоже куряне, но не о каких дворянских корнях не может быть и речи. Или может?..
 В конце концов, я решила, что бояре Воробьевы не имеют к моим предкам никакого отношения, и успокоилась на этом.

 2.Забытое сословие

 Параллельно я занималась изучением русского народного костюма. Особенно меня интересовал, сами понимаете, костюм Курской губернии. И вот, изучая литературу по этой теме, я впервые столкнулась со словом «однодворцы». Вначале я не очень понимала, кто это. Какая-то этнографическая группа? Меньшинство? По описаниям, которые я встречала, получалось что-то вроде того. Потом я узнала, что однодворцы составляли подавляющее большинство населения Курской округи, по крайней мере, в XVIII веке. Но когда я наконец по крупицам собрала достаточно информации, передо мной открылся целый мир. Мир, который остался в прошлом и который незаслуженно был забыт нами. Конечно, говорить об однодворцах было не особо принято ни до революции, ни тем более после. До – потому что по сути они представляли из себя реликт допетровской Руси, этакий концентрат боярской крови. При том они не приняли реформ Петра, остались верны своим традициям, восходящим к тому времени, когда культура ещё не делилась на дворянскую и крестьянскую. А после революции – сами понимаете почему. Всё-таки они восходили к аристократическому сословию, по закону могли владеть землёй и даже – о ужас – крепостными крестьянами. Вот почему колхозники с такой охотой подтверждали, что они из крестьян, но никто не говорил, что он из однодворцев.
 На самом деле, нам всем не мешало бы вспомнить тех людей, благодаря которым граница Российского государства за какие-то сто лет была отодвинута от южных пределов Подмосковья до Белгорода. Они отдавали свои жизни в борьбе с поляками, татарами и прочей степной нечистью, рубили засеки, строили оборонительные валы и потихоньку, шаг за шагом, расширяли пределы нашей Родины. В то время военная служба была почётной обязанностью всех дворян ( это потом Пётр III издаст «Манифест о вольности дворянства», в котором отменит обязательную службу для аристократов). «Дворяне и дети боярские» перемещались вслед за русской границей и в разное время служили на территориях современных Тульской, Орловской, Курской, Липецкой, Тамбовской и Воронежской областей. За службу они получали поместья – участки земли, благодаря которым они могли бы прокормить себя и свои семьи. Причём если более состоятельные дворяне могли себе позволить поселить на эти земли крестьян и брать с них оброк, то менее обеспеченным приходилось совмещать военную службу с трудом хлебопашца. Так постепенно подготавливалась почва для того, чтобы появилось новое сословие – однодворцы.
 Среди детей боярских Курского края было много представителей древнейших и прославленных фамилий. Были среди них и Рюриковичи. По моим данным, минимум три фамилии являются потомками Рюрика: это Шеховцовы (возможно, князья Шаховские), Токмаковы (князья Звенигородские) и Тулуповы. Возможно, были и другие, но даже родственники первых русских правителей не избежали участи остальных порубежников, и перешли сначала в разряд однодворцев, а после и вовсе крестьян.
 Между тем, всё, что можно было выжать из этих людей, государство выжало. Граница отодвинулась далеко на юг, многие дети боярские окончательно обеднели и им всё труднее удавалось совмещать заботу о своём хозяйстве с воинской повинностью. В это самое время Пётр I затеял военную реформу и занялся созданием регулярной армии. Военные формирования старой Руси оказались не у дел. И в это время дворяне и дети боярские южных рубежей России начали массово переходить в разряд однодворцев. Почему так произошло? К.А. Благовещенский в книге «Четвертное право» пишет, что из-за лени и нежелания служить. Позволю себе с ним не согласиться. Достаточно сказать, что Петра I полстраны считало Антихристом. Его реформы повергали в шок традиционалистов. А кроме того, и в материальном плане было туго, большинство детей боярских не могло позволить себе оставить семьи и хозяйство. Поэтому они выбрали отказ от военной службы. Ещё полтора столетия они будут жить замкнутым сословным кругом и считать себя дворянами. А потом в 1866 году их всем скопом переведут в разряд государственных крестьян. Если учесть, что в 1862 году отменили крепостное право, то бывших однодворцев и бывших крепостных по сути уравняли, и к началу 20 века они уже практически не будут отличаться друг от друга.

 3.Воробьевы из Воробьевки.

 Ну а теперь вернёмся к моим Воробьевым. Для однодворческих поселений были характерны названия в честь первопоселенцев («первозаимщиков»). На территории Курской области есть множество таких сёл и деревень (Золотухино, Волобуево, Горяиново, Гуторово, Шумаково, Толмачёво и пр.) Да и Воробьевок наберётся несколько! И что примечательно, в каждой из них действительно жили Воробьевы.
Что касается моих Воробьевых, живших по берегам реки Плоской и ручья Дунайца, то о них я нашла сведения в Отказных книгах и Оклеенных столбцах по Курску. Реестры этих исторических документов выложены на сайте РГАДА ( Поместный приказ, фонд 1209, опись 85). Родоначальник этого семейства Иван Воробьев жил в селе Гуторове (сейчас Верхнее Гуторово) Тускарского стана Курского уезда. А его внук Василий Сафонович Воробьев примерно в 1680-х годах получил землю между Плоской и Дунайцом ( там, где располагается современная Воробьевка) вместе с представителями двух других кланов – Гуторовыми и Заикиными. Интересно, что сейчас неподалёку от Воробьевки есть деревня Шумовка, историческое название которой – Малая Гуторовка. А южнее расположен хутор под названием Заикин. Там уже на моей памяти жили Заикины (видимо, потомки первопоселенцев). А моя мама училась в школе вместе с Гуторовыми.
 Итак, что мы имеем? Мои предки – действительно потомки служилых людей, есть документы о даче им в оклад земельных участков. Но как быть с древним боярским родом? В родословной книге Курской губернии указан родоначальник курских дворян Воробьевых – Иван Мелентьевич, жалованный поместным окладом в 1652 году. Так вот, в Оклеенных столбцах я нашла этого самого Ивана Мелентьевича! И жил он не много, не мало, в селе Гуторове Тускарского стана, там же, где и мои предки. Интересное совпадение? Возможно. Дальше пойдут мои догадки и предположения. Иван Воробьев, дед Василия Сафоновича и отец Семёна, Никифора и Ивана Воробьевых, и Иван Мелентьевич Воробьев вполне могут оказаться одним и тем же лицом. Они фигурируют в разных документах, но и время, и место их проживания совпадают. У моего Ивана не указано отчество, зато есть данные о его потомках. Кто-то из его сыновей мог дать начало дворянской династии, а кто-то – перейти в однодворцы. Такие примеры в Курской округе сплошь и рядом. Про Ивана Мелентьевича же известно, когда он получил землю в Гуторове, но ничего не известно (по крайней мере, из Столбцов) о его наследниках. Два Ивана идеально стыкуются и взаимно дополняют друг друга.

 4.Интернет-ресурсы

 Я хотела бы сказать о тех свидетельствах, которые я встречала на просторах Интернета и которые помогали мне в поисках, а также поблагодарить авторов этих исследований. Не все из них могут претендовать на научность, однако в каждом я находила рациональное зерно и подсказки. Итак, перечислю их:
 1)Александр Куркулев, «Немного об истории деревни Писклово» ( в соцсети «Одноклассники»); благодаря нему я узнала о Воробьевых, проживавших на реке Рати и в деревне Куначи;
 2)Геннадий Борзенков, «История одной деревни. История села Китаевка, Курск» ( на сайте «Проза.ру»); из этого текста я узнала об освоении поймы реки Полной (неподалёку от моей Воробьевки);
 3)Газета «За честь хлебороба» (Солнцевский район), А. Бакшеева, «История села Старый Лещин»; отсюда я узнала о первопоселенцах Воробьевых в Старом Лещине;
 4)Газета «За честь хлебороба», статья о Южном Субботине, которое в народе называли Воробьевкой;
 5)Статья «История села Горяинова»; рассказ о заимщиках Воробьевых (42 двора);
 6)Статья «Откуда Овсянниковы в Орловский уезд прибыли?» пользователя dor_zhur на Livejournal.
 Также благодарна Генеалогическому форуму ВГД, форуму «Молекулярная генеалогия» (где можно найти список всех однодворческих фамилий), форуму сайта orel-story.ru (где есть информация об орловских детях боярских Воробьевых, проживавших несколькими семьями в разных станах в 16 веке), сайту old-kursk.ru (где выложена книга «Легенды Курской области», и даже в этих легендах упоминаются Воробьевы!).
Параллельно я провела пару собственных статистических исследований, одно из них – по информации с сайта «Мемориал», второе – используя соцсеть «Вконтакте». Коротко, вывод был такой: больше всего Воробьевых проживало и проживает на территории современных Курской, Тверской и Московской областей. Поразительно, но это точно совпадает с местами расселения древнего боярского рода! Конечно, я не хочу сказать, что все многочисленные Воробьевы нашей Родины – потомки новгородских бояр, но эти факты должны получить какое-то объяснение…

 5.Рейтары Гуторовы

 Неожиданно я обнаружила на Родоводе исследование пользователя Порфирича, посвящённое Гуторовым из села Гуторово (где жили и мои предки). В исследовании фигурируют три брата: Сергей, Аким и Кирилл. Они интересны тем, что встречаются в Оклеенных столбцах в одних документах с моими Воробьевыми. Согласно документам РГАДА фонда 210, эти трое были рейтарами (тяжеловооружённая конница), из чего я делаю вывод, что, возможно, искомые мной Воробьевы тоже могли быть рейтарами (вместе служили, получили землю в одном районе?) Но это пока тоже только гипотеза.
 На самом деле, как вы можете видеть, моё исследование ещё не закончено. Необходимо побывать в Курском архиве и узнать о моих более близких предках. Есть ещё документы, которые можно проработать более детально. Но даже этим промежуточным результатом поисков я довольна. Ведь благодаря ним я открыла для себя целый затерянный мир – мир однодворцев, их бескрайнюю, как степь, культуру, их глубоко укоренённые в истории традиции. И не так уж важно, действительно я потомок Воробья Стояновича или нет. Важно идти по направлению к истине и не сворачивать на полпути.

 Список литературы:

 Рудаков В. Е.. Воробьёвы // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1911—1916
 Савёлов Л. М. Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства. Издательство: типография Азаровой, Острогожск, 1898
 Танков А. А. Историческая летопись курского дворянства. М., 1913
 Кузьмин А. В. На пути в Москву: очерки генеалогии военно-служилой знати Северо-Восточной Руси в XIII — середине XV в. Т. 1. — М.: Языки славянской культуры, 2014
 Благовещенский К. А. Четвертное право. изд. Москва, 1899 год
 РГАДА, ф. 1209, оп. 85 (реестры 188, 1224, 1225).