Встреча 4 с художником Павлом Михайловым

Владимир Варнек
Обратная сторона открытки с портретом Ф.П. Толстого кисти П.Н. Михайлова

В предыдущей миниатюре я рассказал о знаменитом художнике-медальере Толстом Федоре Петровиче (1783 – 1873), как о спутнике жизни малоизвестного художника Михайлова Павла Николаевича (1786 – 1840), который  с начала 1820-х  до 1830 гг. проживал по соседству рядом с ним в розовом доме на Васильевском острове Петербурга. Рассказал также о знаменитой картине Ф.П. Толстого «Семейный портрет», датированной 1830 г., на которой художник изобразил свою семью в комнатах своего дома.

В настоящей миниатюре расскажу о художнике Толстом, как о человеке, которого художник Михайлов запечатлел в 1809 году на одном из своих редких  портретов.  Этот год был примечателен тем, что в октябре месяце этого года вернулся из Италии друг Павла Михайлова, Александр Варнек,  а художник Федор Толстой за свою работу – восковой барельеф «Триумфальный въезд Ромула в Рим» был избран почетным членом Академии художеств.

Это звание явилось, можно, сказать первой оценкой работы Ф.П. Толстого на поприще искусства, начавшейся после того, как он в 1802 году поступил в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. А перед этим он намеревался  найти себя на другом поприще: в 1792 – 1796 гг. учился вначале в Иезуитском коллегиуме в Полоцке, а после этого – с 1798 по 1802 гг. в – Морском кадетском корпусе в Петербурге, блестяще закончив который и получив звание мичмана, морским офицером так и не стал.

В 1802 году, уже по окончании Морского корпуса, произошло следующее.  Однажды  Толстой, давно увлекающийся  рисованием, сделал восковую копию с камеи с портретом Наполеона и показал ее профессору математики Фуссу, дававшему уроки молодому офицеру. Увидев эту копию, профессор посоветовал юноше непременно учиться в Академии художеств [1].Цикл занятий Академии художеств, рассчитанный на годы, Толстой освоил в несколько месяцев. Тогда же он познакомился с Орестом Кипренским, советы которого помогли Толстому овладеть классическим рисунком и проникнуться идеалами романтизма, одним из основателей которого в эти же годы стал и Александр Варнек, находившийся в пенсионерской поездке в Италию.

Отправился в Италию Варнек осенью 1804 г., после того, как в 1802 году в конкурсе работ в ИАХ, он одержал победу над Кипренским, занявшим тогда  второе место [2]. 
Тем временем, Толстой, выполнивший в 1804 году свой ранний автопортрет,  подал в отставку. Юноша мечтал служить в кавалергардском полку, но император Александр I, познакомившись с работами Толстого, предложил ему избрать деятельность скульптора.

Начинающему мастеру пришлось преодолеть в связи с этим возмущение родственников и негодование общества и некоторых скульпторов, но от своей мечты он не отказался  и в 1806 году поступил на службу в Эрмитаж с жалованьем 1500 рублей ассигнациями в год, продолжая совершенствовать свое мастерство. Толстой первым из скульпторов стал лепить большие барельефы из воска на сюжеты из русской и античной истории, в результате чего его работы на академических выставках и обратили на себя внимание. Первой наградой Толстого за это и стало, как сообщалось выше, его избрание  почетным членом ИАХ.

В дальнейшем, с  1810 по 1828 гг., Толстой  работал в качестве медальера на петербургском монетном дворе, а еще в начале этого периода времени  (в 1811 году) он и вступил в свой счастливый брак с графиней Анной Федоровной Дудиной. В результате этого брака  в 1811, а затем в 1817 гг. на свет и появились дочери Елизавета и Мария, которых отец и запечатлел на своей картине «Семейный портрет». 
Во время работы на петербургском монетном дворе Толстой выполнил огромное количестве барельефов и  медальонов на темы Отечественной войны 1812 –1814 годов, вступил в масонскую ложу «Избранного Михаила» (1815), стал членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1817); участвовал в создании ланкастерских школ в России (1818 – 1820), принимал участие в «Союзе благоденствия» (1818 – 1820) и в учреждении Общества поощрения художников (1820).

В период с 1820 по 1833 гг. Толстой работал активно над иллюстрациями к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька», став в 1820 году почетным членом «Вольного общества любителей русской художественной словесности». В 1822 году он стал действительным членом «Королевской академии художеств» в Берлине, а в 1825 году – почетным членом «Курляндского общества литературы и искусства».

С 1820 по 1828 гг.  Толстой работал преподавателем медальерного класса Петербургской академии художеств, а в 1828 году был избран вице-президентом ИАХ. Его активная жизнь в искусстве продолжалась до 1862 года [1].

О том, что художник П.Н. Михайлов в 1809 году выполнил портрет скульптора Ф.П. Толстого, впервые сообщила в 1979 году в своей монографии  искусствовед Луиза Николаевна Целищева в своей монографии, посвященной творчеству художника С.С. Щукина  (1762 –1828) [4]. При этом она включила его в Список произведений, выполненных молодым художником с 1801 по 1809 гг., отметив при этом, что за данный портрет, находящийся в собрании Научно-исследовательского музея Академии художеств СССР, Михайлов получил в 1815 году звание академика.   

В 1983 году, чуть позже издания монографии, Издательство «Изобразительное искусство», находящееся в Москве, тиражом 38 000 экземпляров  издало открытку, на которой портрет работы Михайлова  был воспроизведен. 

Данную открытку (с обратной стороны) читатель может увидеть в левом верхнем углу настоящей миниатюры. Сам портрет будет воспроизведен в очередной миниатюре. А сейчас, учитывая то, что плановый объем предыдущих миниатюр я превысил, закруглюсь и начну подготовку к следующей миниатюре, посвященной малоизвестному художнику Павлу Михайлову. Тем самым, надеюсь, что известность его будет понемногу возрастать.

Не исключаю, что текст этой миниатюры за ближайшие два дня я еще подправлю. С наилучшими пожеланиями к своим читателям,  Владимир Варнек.  23.01.21.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Елизавета Аносова. Федор Толстой. Художественный альбом. Белый город. 2003. Тираж 3 000 экз.
2. Турчин В.С.  Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985. Тираж 25 000 экз.
3. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 – 1828. М., Искусство. 1979. Тираж 25 000 экз.