3-я глава. Анварово подворье

Пушкина Галина
3-я глава "Анварово подворье" повести(16+) «От Невы до Арпы и обратно»
о путешествии молодой женщины от себя к себе (в стиле «дамских романов»).
Начало повести – http://proza.ru/2021/01/21/92
* * * * *

Всей гурьбой, с трудом таща багаж и покупки, наша компания направилась к стоянке автомашин. Я, с корзиной абрикосов в руках, стала прикидывать – сколько потребуется такси, чтобы доставить нас в город... И была поражена! Оказалось, что нас ожидает грузовик с брезентовым фургоном. И лишь теперь, знакомя с шофёром, Валерий Захарович представил меня и всем остальным членам экспедиции...
Только теперь я узнала, что «пуделя в косынке» зовут Людмила, она – старший научный сотрудник и «выездной» бухгалтер. Рыжуха в детской панамке – Зоя, картограф и младший научный сотрудник. Просто студентом оказался покрытый капельками пота болезненно раскрасневшийся дылда по имени Андрей. А вот неулыбчивые мужики неопределённого возраста были представлены лишь по именам – Пётр и Павел, как апостолы! Они, в тёмных очках и одинаковых клетчатых рубашках, и впрямь выглядели парой, почти близнецами.

Оказалось, что традиционно на время экспедиции ни у кого нет ни фамилий, ни отчеств; даже себя Валерий Захарович назвал Вазахом – то ли псевдоним, то ли второе «армянское» имя. Моё «Светлана» обозвали «помпезным» и заспорили – как его сократить! Остановились почему-то не на «Света» или «Лана», а на «Лена», по-детски проголосовав поднятием руки. Я не обиделась – ситуация мне показалась забавной! Кивком головы согласилась с переименованием, уступив аргументу «индейцы на новом этапе жизни получали новое имя».
Шофёр, кривоногий сухопарый мужичок в белоснежной футболке с жёлтыми от пота подмышками, оказался «местным». Его звали Анваром, к нему мы и поехали, закинув вещи в угол кузова и рассевшись на две откидные лавки вдоль бортов.

Брезент спасал от палящего солнца, но не от духоты. Более того – из открытого проёма в кузов летела крупная пыль, больше похожая на песок; она лезла в глаза, скрипела на зубах, и вскоре ровным слоем покрыла всю нашу компанию. Я позавидовала Людмиле, что была усажена в кабину.
– А сколько лет нашему повару? – спросил Павел, вероятно уставившись на мои острые коленки, судя по наклону головы. Из-за очков направления взгляда было не разобрать.
– Совершеннолетняя. Но лапать не рекомендую, – ответил Вазах и рассмеялся.
Пётр и Павел переглянулись и ударили друг друга в ладони, чем неприятно смутили меня.
– А чья она дочка?.. – теперь уже спросил Пётр.
– Ты бы знал, чья она внучка!.. – Вазах явно издевался над любопытными, и это меня ободрило.

– Угомонитесь, жеребцы! Не вводите ребёнка в краску, а то ведь выпрыгнет из машины, – неожиданно властно осекла расспросы Зоя. А я и впрямь вновь пожалела, что не села, как предлагалось, рядышком с потным шофёром.
– Ой-ой-ой!.. – засмеялся Павел.
– Да ладно, через неделю все будут знать обо всех и обо всём! – вторил смеху приятеля Пётр.
Но Валерий Захарович, теперь Вазах, заговорил «о деле», пересыпая речь терминами на каком-то «птичьем» языке, и меня оставили в покое. Лишь Андрей, сидящий рядом на жёсткой лавке, то и дело, кажется нарочно, толкал меня плечом на каждой кочке...

А дорога и впрямь была тряской! Успокоившись и наконец-то привыкнув к яркому свету, я смотрела на пейзаж, что убегал назад от нашего фургона. Как не похож был этот пыльный душный город на вечно мокрый Ленинград! Асфальт, в выбоинах и колдобинах, современные дома и покосившиеся лачуги, ларьки вдоль улиц и пешеходы, по большей части почему-то одетые в чёрное, – всё было укрыто слоем седовато-розовой пыли. Лишь пирамидальные тополя и чахлые акации вдоль дорог темнели  пожухлой зеленью.
Но вот машина свернула на грунтовку и, переваливаясь с боку на бок, осторожно поехала между двухметровых заборов, из-за которых раздавался то злобный, то ленивый лай, словно нас передавали по эстафете. Спустившись в низину, машина остановилась. Откинулся задний борт кузова, и широко улыбающийся Анвар протянул руки, помогая Зое спрыгнуть на землю...

Машина осталась за глухими воротами, а вещи были перенесены во двор и частично сложены в углу, под огромным тутовым деревом. Продукты занесли на первый этаж белёного известью домика, где оказалась просторная кухня-столовая, а личные вещи по узкой деревянной лестнице подняли на второй этаж и разнесли по крошечным комнатам, вход в которые был с увитой виноградом террасы.
Ноги мои горели не только от хождения босиком! Резиновая перемычка «сланцев» с непривычки натёрла и намяла пальцы ног так, что я практически не могла стоять. Но обе женщины встали рядом со мною на кухне, и в шесть рук мы быстро приготовили незамысловатый поздний обед. Ещё быстрее он был съеден! И насытившись жареным мясом, слипшимся в комочки варёным рисом, брызжущими соком помидорами, а на десерт – тёплым компотом из ягод тутовника, что устилали тротуарную плитку двора чёрно-красным ковром, все отправились спать, оставив грязную посуду на «потом».

* * * * *

В Зоиной ночнушке, скинув жаркую простыню на пол, я спала освежающим, как ягоды тутовника, сном и была разбужена весёлыми голосами. Открыла глаза, закрыла и вновь открыла – разницы никакой! «Неужто, ослепла?» – мелькнула мысль. Но сразу же поняла, что всего-навсего наступила ночь. Непроглядно-чёрная, тёплая и душистая южная ночь. Нащупала своё новое платье, надела его поверх голого разомлевшего тела и босая, с трудом, спустилась в столовую.

За длинным дощатым столом, накрытым новой ещё остро пахнущей клеёнкой, на скамьях и разномастных стульях сидела вся наша «экспедиция», Анвар и его жена, при знакомстве представленная Наной. Ели ранние круглые дыни и пили чай с пресными лепёшками, мёдом и розовым вареньем. Розовым не только по цвету, а именно – из лепестков роз, чему я была несказанно удивлена. И варенье мне не понравилось – сладкие густые «духи». Вспомнилось – как свёкор прикладывался к одеколону…
– Ну так что, найдёте во что одеть нашу девочку? – видимо продолжил Вазах разговор, что шёл ещё до меня.
– А что, она так и прилетела в тунике? – чёрные глаза Наны обратились ко мне, – Коленки-то уже обгорели!..
– Она у нас ещё и босиком, – Вазах «подумал» вслух и прихлебнул из рюмки, что стояла рядом с чашкой чая, а мне захотелось убежать...
– Да не стесняйся ты так! У нас постоянно теряют багаж, и ждать и скандалить бесполезно. Пошли со мной! – вставшая Нана потянула за руку, и я не посмела сопротивляться.

Мы вышли в тёмный двор и по влажным от росы плитам невидимой дорожки пошли вглубь сада, на свет фонаря, что висел над дверью «хозяйского» дома. О его плафон бились крупные ночные бабочки, падали наземь и сразу же взмывали, исчезая в темноте, чтобы вновь, с разлёту, удариться нежным тельцем о «солнце» фонаря. Благоухание невидимых в темноте роз смешивалось с ароматом ранних яблок и недоспелых абрикос, с терпким запахом незнакомых трав и древесного угля.
В тёмном доме пахло, как и только что на кухне, розовым вареньем, домашним хлебом и вином. А ещё – овечьей шерстью, нафталином и чем-то неуловимым, похожим на запах корицы.

Нана привела меня в просторную кладовку, уставленную сундуками, тюками и коробками. Доставая из них вещи с этикетками и без, стала прикладывать ко мне «наряды», то и дело спрашивая: «Нравится?».
– У меня нет денег, – честно предупредила я.
– Ой, брось! Мы должники Вазаха, бери хоть всё! – Нана развела руками, показывая свою радушную щедрость.
И, не подумав как буду рассчитываться с Валерием Захаровичем за обновки, я выбрала, учитывая жару, длинную широкую юбку в пёстрых восточных «огурцах», школьный костюм для физкультуры, мужскую фланелевую рубашку и белую майку-футболку. Натянув треники под уже привычное платье, которое Нана назвала туникой, я почувствовала себя защищённой и спросила – нет ли обуви. Оказалось, что есть! Целая коробка матерчатых туфель без каблука. Пришлось долго копаться, прежде чем нашлись две пары необходимого размера.

Обутая и одетая, я приковыляла в наш домик и узнала, что несколько дней мы будем жить здесь, пока не придёт экспедиционная машина из Ленинграда. Эти дни будут посвящены акклиматизации, закупкам продуктов и недостающего «шмотья». Готовить и прибирать будет Нана, которую уважительно называли «хозяйкой», а я «ещё успею всех накормить», как сказал подвыпивший Вазах.
Освежённая прохладным душем, я вытянулась на жёсткой постели напротив Зои, в ожидании «девичьих» расспросов, но их, слава богу, не последовало! Пришла Нана и принесла вонючую мазь, которой помогла намазать не только израненные ступни, но уже обгоревшие колени, руки, шею, нос. А потом нос и руки Зои. Оставила баночку «на завтра» и, выключив свет, растворилась в черноте ночи, как те бабочки, что беспрепятственно влетали и вылетали в распахнутую дверь нашей комнаты. Уже проваливаясь в сон, я почувствовала шлепок одной из них, упавшей почему-то на моё лицо. Трепетное касание крылышек напомнило неловкий поцелуй ребёнка из какой-то другой далёкой жизни, или осязаемое грустное кино… Слезинка вытекла из-под ресниц, добежала ли до подушки – не знаю, я уже спала.

* * * * *
Продолжение – 4-я глава "Находка для шпиона" – http://proza.ru/2021/01/24/59