Главный проект Бога часть 4

Вячеслав Лукьянов 2
                Главный проект Бога
               
                (Часть четвертая)

      После смерти Моисея по указанию Бога (Невидимого мира) израильский народ возглавил  ближайший сподвижник Моисея Иисус Навин. Именно ему был поручен Невидимым миром  ввод израильтян в землю обетованную.

      Примечание: такие понятия как Бог, Господь, Невидимый мир, Иегова, Яхве -  это все одно и то же. (см. предыдущие части этой темы).

      Напоминаю, что в предыдущих частях говорилось о том, что  народ израильский был избран Богом (Невидимым миром) в народ священнический, который должен был  БЫТЬ ПОСРЕДНИКОМ между Иеговой и всем внезаветным человечеством, и поэтому этот народ  должен был строго соблюдать все предписания Закона о духовной и физической чистоте и святости.

      Старшее поколение евреев, выросшее под влиянием Египта, оказалось неспособным осуществить идею царства Иеговы в земле обетования, а потому лишенных ее. В Ханаан вошло молодое поколение евреев, выросшее в пустыне, под  непрерывным воздействием осязательных проявлений величия, могущества, благости Божией.
 
      Палестина в то время была подобна райскому саду, заботливо посаженному на берегу моря среди пустыни. Владели землей обетованной потомки Ханаана – сына Хама, навлекшего на свое потомство проклятие праведного Ноя. Четверо из одиннадцати сыновей Ханаана поселились в Сирии и Финикии, остальные семь разделили землю обетованную (хеттеи, иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, хананеи и ферезеи). Юго-западную приморскую часть страны занимали воинственные филистимляне.

      Все эти племена были погружены во тьму идолопоклонства. Особенно ими обоготворялись Ваал и Астарта, олицетворявшие солнце и луну. Служение эти идолам отличалось грубой чувствительностью и развратом. Для безнадежно закостеневших в идолопоклонстве народов пришел час  гнева Божия, на них должно было исполниться предсказанное Ноем уничтожение Ханаана в лице его нечестивых потомков.

      Ханаанские племена были воинственны, их укрепленные города стояли на вершинах гор и были неприступны.  Завоевание Ханаана требовало от израильтян необычайного мужества и особенной помощи Бога. Господь обещал помочь Иисусу Навину: «Ты народу своему передашь во владение землю, которую Я обещал отцам их дать им; только будь тверд и мужествен, и тщательно храни и исполняй весь Закон».
   
      Господь мог бы отдать израильтянам обетованную землю и без трудов,  но на протяжении всей истории со времен Адама можно увидеть, что доставшееся без усилий развращает падшее человечество.
 
      Южную часть Ханаана Иисус Навин покорил одним походом.  Северные цари заключили союз и собрали большое войско во главе с царем Асорским  Иавином. К северным царям присоединились воины Финикии и Ливанских гор. Господь обещал даровать Иисусу Навину победу и подсказал, как это сделать. Внезапным ударом враг был полностью разгромлен.
 
      Эта победа отдала в руки Израиля ханаанскую землю. Израильтяне заняли обширное нагорье обетованной земли, составлявшее наибольшую часть страны. Непокоренными остались плодородные равнины, на которых успешно сражались ханаанские колесницы, и приморские равнины. Вплоть до царствования Давида в обетованной земле оставались независимые и враждебные города, такие как Иерусалим, Мегиддо, Газер.

      Северную часть средиземноморского побережья занимали финикияне, а южную населяло пришедшее из Эгейско-Малоазийского региона племя филистимлян – пелиштим, по имени которых страна и стала называться Палестиной. Воинственные филистимляне имели высокую материальную культуру, раньше многих других народов научились производить железное оружие и сельскохозяйственные инструменты.

      После завоевания Ханаана филистимляне стали главными и самыми страшными врагами израильтян.

      Господь оказывал помощь для того, чтобы израильтяне надеялись не на силу оружия, а на Его помощь. Благодарное памятование чудес благости Божией, являемых израилю, и добровольное исполнение благодарованного Закона является  обязательным условием благоденствия евреев в земле обетования.

      Именно в этом заключается весь смысл существования израильского народа. Весь  народ должен был верить и надеяться только на Бога и распространять эту веру по всему  миру.  Но как показывает дальнейший ход событий добиться от израильтян такой высочайшей степени веры в могущество Бога, так и не удалось.

      В 1562 году до Р.Х. земля была разделена  по жребию, каждому колену достался участок сообразно его численности. Всего было  тринадцать колен по числу сынов патриарха Иакова.

      Иисус Навин управлял народом семь лет. Он умер после раздела земли в 1562 году до Р.Х., прожив 110 лет. Он завещал народу: « Если вы оставите Господа и будете служить другим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того как благотворил вам». Тогда народ единодушно поклялся: « Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!». Сорокалетнее воспитание в пустыне весьма благотворно повлияло на дух народа. Такой преданности Богу, как при   завоевании ханаанских земель, уже почти нельзя было встретить в дальнейшей ветхозаветной истории.

      С водворением евреев в земле обетованной и наступлением мирных времен заканчивается Период вождей, продолжавшийся 47 лет, с 1609 по 1562 г. до Р.Х.

      Особенность периода вождей, так же как и периода правления Патриархов,  заключается в том, что весь народ должен верить в то во что верит вождь или Патриарх.  Как проводит обряды вождь, как должны делать и все остальные. За любые отклонения  от установленного порядка следовало соответствующее наказание. Все это позволяло поддерживать в народе веру в единого Бога. Это была первая задача, которую поставил Бог перед израильтянами.

      Вторая задача  заключалась в передаче веры в единого  Бога всем народам ветхозаветного мира. Поэтому все окружающие израильтян народы должны были видеть преданность их единому Богу, видеть, как они получают за свою преданность от Бога благоденствие и спокойствие. И все это должно было способствовать переходу людей от идолопоклонства к вере в единого Бога.
 
      Но после смерти Иисуса Навина и старейшин, видевших дела Господня во время странствования народа по аравийской пустыне, явившиеся вновь потомки сынов израилевых забыли Господа Бога, и стали служить богам ханаанских народов, Ваалаам и Астартам,  которые были олицетворением господства, могущества, производящей силы природы. Уклонение израильтян от веры в истинного Бога и увлечение культами Ханаанских народов было неоднократно во время судей.

      Почему это происходило?

      Вера в Бога должна была постоянно подтверждаться исполнением всех требований Синайского Закона, данного израильтянам. Для этого нужно было постоянно следить за своей физической и духовной чистотой, совершать необходимые обряды, приносить жертвы, и все это нужно было делать в установленных местах, в установленное время и со священниками специально для этого допущенными Богом. Это требовало серьезных физических и духовных усилий и в молитвах и в борьбе с греховными страстями. А также требовало серьезных  материальных затрат на жертвоприношения и поддержку религиозных обрядов.

      Особое значение, по моему мнению, имело БЕЗОБРАЗНОЕ служение Богу. Никто не мог видеть Бога. Если человек увидит Бога, то этот человек умрет.  То есть сам Бог не имел какого-либо материального воплощения для поклонения ему.

      В тоже время поклонение идолам потворствовало  страстям, сопровождалось пирами, плясками и развратом. Так, научившись у хананеев возделыванию земли, израильтяне усвоили  и языческие представления о том, что об урожае следует молить Ваала и Астарту, якобы управляющими силами природы. Этим идолам устанавливались изваяния, их изображения наносились на камни. Люди видели эти изображения и не понимая что это мертвые камни, а не живой Бог, поклонялись им.

      За такое уклонение от истинного Бога Господь, наказывающий того, кого Он милует, как орудие для наказания неверного народа израильского, избрал те же народности, которые оставили на своей территории израильтяне и богам которых они служили: эти народности являлись притеснителями израильтян.

      Период судей   указывает на характер того времени: на отсутствие тогда у евреев централизующей государственной власти, когда каждый член народа был предоставлен себе самому и в пору  общественных бедствий – голода, неприятельских набегов и т.п., должен был действовать на свой страх, сам обеспечивая себе благополучие. Как мне представляется, именно в этих условиях должна была проявиться истинная вере в могущество Бога, надежда на Него  и опора в Его величии.  Но такого всеобщего и постоянного почитания Бога в народе не было.

      Когда, под влиянием внешних притеснений, Израильтяне обращались к Господу, Он воздвигал им из среды народа особых лиц, которые спасали народ от внешних притеснителей и назывались судьями народа израильского. В спасении Израиля заключалось главное предназначение судей. Их власть, подобно римским диктаторам, заканчивалась с их жизнью и не была наследственной. Для того, чтобы быть судьей народа, требовались личные достоинства, а не происхождение от того или иного лица. Всех судей в истории этого периода  было двенадцать.

      Судьи были орудием спасения Господня, действительным же Спасителем народа являлся  Сам Господь, как Единый и Верховный Правитель народа.

      Во время жизни судей, как руководителей народа, израильтяне оставались верными Господу. Когда же умирал тот или иной судья, они опять уклонялись от Господа и в своей большей части впадали в идолопоклонство. Такая картина несчастий, обращений, спасения и обратного уклонения наблюдается во все время судей.

       В отношении особенностей религиозного и общественного быта евреев, период судей может рассматриваться как период патриархальной реакции в жизни народа. Закон о единстве богослужебного пункта и исключительности богослужебных лиц не был соблюдаем с большой строгостью даже лучшими из евреев того времени.  Помимо Скинии, жертвы Истинному Богу приносились и там, где то или другое лицо ощущало потребность в их принесении; и приносились нередко людьми, не имевшими священного сана.

      Установившаяся к тому времени форма еврейского народоправления носила характер теократии (т.е. Богоправления) – в тесном смысле этого слова.  Будучи равно Богом и небесным царем всех вообще народов (теократия в широком смысле слова), Бог был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был в тоже время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия  Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу воля его небесного и земного Царя во всех важнейших случаях его религиозной, семейной и государственной  жизни.
 
      Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа (Невидимого мира).

      Для того, чтобы израильтяне яснее видели спасительную помощь Бога, спасение Которого соединяется не с количеством, а качеством исполнителей его указаний, Господь повелел  судье Гедеону во время нападения врагов произвести особый выбор воинов, готовых идти с ним против неприятеля. После такого выбора из всего отряда в 32.000 воинов с Гедеоном  осталось только 300 воинов, прочие же были отпущены по своим домам.  При столь небольшом отряде Гедеон мог решиться на битву с многочисленным неприятелем только благодаря твердой вере в помощь Божию, именно поэтому святой апостол Павел и называет его победившим верою своею.

      Ревнуя о возрождении и сохранении в народе истинной веры, Бог (Невидимый мир) через последнего из судей пророка Самуила создал школы пророков, на подобии современных религиозный братств.

      Воспитанников пророческих школ называли пророками (сынами пророческими)  не в узком смысле предсказания будущего, а по способности толковать слово Божие, произносить проповеди, складывать молитвы и песнопения Богу.  Это были достойные учители, пробуждавшие в народе  стремление к его высшему предназначению – преданности Богу, построение жизни в соответствии с Синайским Законодательством. Воодушевленные ревностью о духовном благе Израиля, пророки стали бесстрашными поборниками правды Божией, обличителями согрешений народа и его правителей.

      Когда Самуил состарился, старейшины, озабоченные угрозой безначалия и развращения  Израиля,  просили его поставить над народом царя, чтобы он судил свой народ, как у прочих народов.

      Желанием отказаться от теократии израильтяне окончательно признали свою неспособность следовать возвышенным началам богоправления, изложенного в Синайском Законодательстве.

      До сего времени все законы, постановления и распоряжения, касающиеся религиозной, государственной, общественной и семейной жизни, исходили от Бога, но народ проявил неспособность следовать им без внешнего принуждения. Богоправление без религиозной ревности вырождалось в своеволие и распущенность, царили междоусобица и идолопоклонство. Каждое семейство и каждое колено часто поступали так, как им было удобно, не считаясь ни с общими интересами Израиля, ни с волей Божией.

      Старейшины требовали поставить над народом царя, чтобы он твердой властью заставил всех соблюдать интересы народа и исполнять Закон Моисеев. В крепкой царской власти евреи видели и причину побед над ними языческих народов. Было уязвлено их национальное самолюбие.

      Таким образом, добиться от израильтян всеобщего и добровольного исполнения Божественного закона без принуждения так и не удалось.
 
      «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою».

      Самуил стал ожидать, когда Господь укажет ему своего избранника для назначения его царем.

                Конец четвертой части.

        Литература:

1. Библия. Библейские общества, Москва, 1995 г.

2. Толковая библия или комментарии на все книги св. писания Ветхого и Нового
        Завета. Издание преемников А.П. Лопухина, 1905 г.
 
3. С. Воробьев. Библия и история, Издательство Московской Патриархии Русской
        Православной Церкви, Москва, 2011г.

4. Э. Шюре. Великие Посвященные, Репринтное воспроизведение издания.1914г.