Советские военспецы в Испании ч. 3

Николай Мринский
Эффективные действия истребительной авиации и зенитной артиллерии республиканцев в сочетании с невысоким качеством бомбометания мятежников приводили к тому, что важнейшие административно-политические центры, такие как Мадрид, а также имеющие стратегическое значение транспортные узлы, продолжали эффективно функционировать на всём протяжении войны, несмотря на систематические массированные авиаудары. К тому же война показала большую «живучесть» и относительную легкость восстановления многих производственных и транспортных объектов. В связи с этим в рядах командного состава РККА установилось мнение о нецелесообразности использования бомбардировочной авиации для решения глубоких самостоятельных задач. Отмечалось, что бомбардировщики могут эффективно действовать только при условии их поддержки истребителями. Следовательно, радиус действия последних вынуждал бомбардировочную авиацию решать лишь фронтовые задачи. К тому же, отмечая возросшую силу современной наземной обороны, советское военное руководство посчитало необходимым сосредоточивать всю авиацию над полем боя для непосредственной поддержки пехоты, иметь авиацию в качестве «маневренного мощного артиллерийского резерва», как это было в Испании. Исходя из этого крупные авиасоединения - авиаармии особого назначения (АОН), едва сформированные в конце 1936 г. в составе тяжелой бомбардировочной авиации, предназначенной для решения самостоятельных оперативно-стратегических задач, в 1938 г. были разукрупнены. Вместо них были созданы полки по родам авиации, сведённые затем в авиабригады. В целом произошло «распыление» ВВС по армиям и военным округам, что существенно затрудняло их массированное применение.

В Испании был приобретён заметный опыт и в вопросах организации противовоздушной обороны. Вопреки господствовавшему мнению, выявилось, что даже одна отдельно расположенная зенитная батарея среднего калибра способна решать не только огневые, но и тактические задачи. Последнее нашло отражение в боевых действиях на р. Хараме (февраль - март 1937 г.) и на Гвадалахарском участке (март 1937 г.). Битва при Хараме была первым крупным сражением, которое выиграла республиканская армия. Ген. Висенте Рохо в своей книге «Героическая Испания» вспоминал: Участие авиации по прикрытию наземных войск в некоторых случаях оказывалось решающим. Случалось, истребители по пять раз подряд спасали наши передовые от бомбардировок противника. На Хараме каждый день с утра до вечера завязывались воздушные сражения, в которых участвовало более 100 самолётов. Лётчики совершали по семь вылетов в день, а смелость с которой они нападали и сбивали вражеские самолёты, производила на земле сильное впечатление. Разведка Германии в течение всей Гражданской войны в Испании стремилась уничтожить русского аса – Якова Смушкевича (ген. Дугласа). Он исполнял обязанности ст. военного советника по авиации. Им были сформированы авиагруппы из новых бомбардировщиков и истребителей, прибывших из СССР. Он же организовывал новые замаскированные аэродромы и разрабатывал тактику одиночных и групповых воздушных боёв. В рапортах немецкие разведчики отмечали: «Смушкевича можно назвать Тухачевским в области авиации». Он блестяще организовал воздушную оборону Мадрида, разработал приёмы «звёздного рассредоточения», начиная со взлёта самолётов с аэродрома. На своём И-16 сам руководил боевыми действиями республиканских бомбёров. Я.В. Смушкевич был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

Но то, что не смогли сделать франкистские и фашистские асы, сделало советское руководство, которое в октябре 1941 г. расстреляло Смушкевича, как «врага народа». В годы Великой Отечественной войны зенитно-артиллерийские батареи (взводы) использовались самостоятельно и довольно успешно прикрывали пункты управления, переправы, различные объекты и т. п. В то же время мелкокалиберная зенитная артиллерия требовала массированного применения, так как её дробление не приводило к поражению хорошо защищённых современных по тому времени самолётов. Стало очевидно, что для достижения наибольшей результативности в борьбе с авиацией противника необходимо сочетать зенитный огонь всех калибров, за счёт чего достигалось поражение самолётов на максимально широком диапазоне высот. Значительно возросла роль ПВО в операциях наземных войск, что подтвердило разгром 50-тысячного итальянского экспедиционного корпуса под Гвадалахарой (1937 г.). Части армейского корпуса должны были прорвать Гвадалахарский фронт, захватить саму Гвадалахару и Алькала-де-Энарес, перерезав таким образом полностью все коммуникации Мадрида. Итальянцев разбили спустя 14 дней после начала операции и остатки корпуса, который прикрывали с воздуха 140 боевых самолётов, в панике отступили. Авиация республиканцев в значительной мере повлияла на исход сражения. Исходя из этого в целях защиты пехоты от воздушных налетов штурмовой авиации командным составом РККА рекомендовалось придавать отдельные батареи ПВО пехотным соединениям. В Испании впервые были опробованы методы взаимодействия истребителей с системой ПВО при обороне населенных пунктов ночью. Борьба ПВО и истребителей с авиацией противника на ночных учениях начала практиковаться в РККА с летних учений 1938 г.

В дальнейшем приобретённый опыт был успешно реализован при обороне Москвы в 1941-1942 гг. В целом война в Испании показала, что зенитная артиллерия представляла собой серьёзную угрозу для авиации. 26 апреля 1937 г. целью для немецких бомбардировщиков стал город Герника, который издавна считался важным культурным и религиозным центром Испании. Его население состояло из 7 тыс. чел., преимущественно басков. Не-111 первыми нанесли свой ужасный бомбовый удар. С небольшой высоты они пролетели над беззащитным городом и сбросили сотни кг зажигательных и фугасных бомб. В городе начались пожары, жители в панике выбегали на улицы. Кругом стоял гул низко летящих самолётов, крики раненых и грохот взрывов. Следующая волна самолётов Не-51 стала с небес поливать горящий город пулемётным огнём. За ними налетели Ю-52, которые более получаса бомбили гибнущий город, превращая его в руины, а строения в пыль и песок. Четыре часа на город сыпались бомбы, и в результате этой» военной операции» не осталось ни одного целого здания. Погибло более 1600 испанцев и более тысячи были ранены. В 1938 г. франкистам, получавшим всё новые партии вооружения из Германии и Италии, удалось переломить в свою пользу ход боевых действий. 3 апреля мятежники захватили Лериду, которая находилась в 152 км от Барселоны. В середине апреля войска Франко уже вышли к Средиземному морю у Винариса. Республиканская зона оказалась расчленённой на две части. В июле 1938 г. европейский Комитет по невмешательству в испанские дела принял решение о выводе всех добровольцев из Испании. Правительство республики попыталось добиться в этом случае и вывода итало-германских интервентов, однако всё превратилось в фарс: немцы и итальянцы эвакуировали свои потрёпанные воинские части и тут же ввели свежие.

В ноябре 1938 г. республиканцы оставляют плацдарм на западном берегу р. Эбро. В феврале 1939 г. франкисты захватили Каталонию – основную промышленную базу республиканцев. 27 февраля 1939 г. Англия и Франция разорвали дипломатические отношения с Республикой и признали правительство Франко. Сопротивление республиканцев было сломлено в марте, после гос. переворота, передавшего власть Национальной хунте обороны, которая приняла требования Франко о безоговорочной капитуляции. В Испании советские лётчики впервые применили новую тактику ведения воздушного боя. Она основывалась на взаимодействии скоростных и маневренных истребителей. Как показал опыт боёв, скоростные истребители И-16, которые превосходили по скорости бипланы «Фиат» Cr.32 и Не-51, не могли поражать их в боях на горизонталях, что успешно делали маневренные И-15. И всё же к концу испанской трагедии господство в воздухе перешло к немецкой авиации, так как наши истребители и бомбардировщики по лётно-тактическим характеристикам стали существенно отставать.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Абросов С.В. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. - М.: Яуза, Эксмо, 2008, с. 36, 109, 117, 121, 124.
2. История второй мировой войны 1939-1945. Т. 2. С. 53.
Для создания отдельной зенитной батареи был выделен личный состав 5-го коммунистического полка республиканской армии.
3. Ботин М.П. С тобой, Испания. - М.: Воениздат, 1976. С. 88.
4. Шталь А.В. Малые войны 1920-1930-х годов. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003, с. 279.
Абросов С.В. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. - М.: Яуза, Эксмо, 2008. С. 137, 169, 196, 207, 212, 227, 530, 531.
5. РГВА. Ф. 29. Оп. 54. Д. 97, л. 13-23-25.
6. Любарский С. Некоторые оперативно-тактические выводы из опыта войны в Испании. - М., 1939- С. 65.
7. История военной стратегии России. - М., 2000, с. 215.
8. РГВА. Ф. 37977. Оп. 4. Д. 192, л. 2.
9. Там же. Ф. 35082. Оп. 1. Д. 577, л. 6, 21-24.
10. Там же. Ф. 37946. Оп. 1. Д. 5, л. 501-502.
11. Там же. Ф. 37791. Оп. 1. Д. 972, л. 5-7.
12. Материалы издания: 100 лет ВВС России (1912 - 2012 гг.). Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.; под общ. ред. В. Н. Бондарева. - М.: фонд «Русские Витязи», 2012. - 792 с. : ил.
13. Рыбалкин Ю.Е. Операция «Х»,- М.,2000, с.50.

Николай Мринский, 2018-2021 гг.