Хиросима

Владимир Ушаков 4
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души,
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше,
И ужас режет души
напополам!   
                Владимир Высоцкий

     Самым чудесным событием в жизни людей — рождение ребенка. 
Это счастье, радость, работа и обязательство, лежащая на будущих родителей — мамы и папы. Действительно, рождение ребенка – это огромное чудо, как по сложности тайных, синхронно происходящих процессов в женском, мужском и детском организмах, так и по гениальной продуманности всего плана зарождения жизни от самого зачатия и до финального рождения человека.

            17 марта 1972 г в 17 часов в г. Каменск-Уральском родилась моя дочь Ушакова Светлана. Рождение дочери в моей жизни совпало с трагическими событиями на отечественной подводной лодке К-19. В истории отечественного подводного плавания подводная лодка К-19 занимает особое место. Прежде всего, это первый в нашей истории атомный подводный ракетоносец. Но, к сожалению, эта подлодка заслужила на флоте неприятное прозвище «Хиросима»: ее буквально преследовали аварии, среди которых были две, обернувшиеся тяжелейшими последствиями.
Первая из них произошла 4 июля 1961 года, когда во время первого боевого похода на К-19 произошла авария в системе охлаждения кормового атомного реактора. Опыт борьбы с такого рода авариями у советского флота был минимальным, и можно лишь восхищаться мужеством подводников, которые в таких условиях сумели сделать все, чтобы избежать атомного взрыва на своем корабле. Но дорогой ценой: в течение двадцати дней после аварии восемь моряков уже на берегу скончались от лучевой болезни.

        Увы, на этом испытания, выпавшие на долю К-19, не закончились. 24 февраля 1972 года во время очередного боевого похода в предпоследнем, 9-м отсеке лодки произошел пожар. В результате этой катастрофы погибли 28 членов экипажа подлодки, а еще 12 человек остались живы только благодаря собственному мужеству и поддержке товарищей после проведенных 23 дней в замурованном кормовом отсеке.

        Для расследования причин аварии (пожара) в 9-м отсеке лодки К-19, создана правительственная комиссия. Начало работы комиссии назначено на 17 марта 1972 г. В состав комиссии включен представитель Каменск-Уральского электромеханического завода. На завод пришла телеграмма за подписью Председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина, с требованием  направить своего представителя в г. Гаджиево — пункт базирования атомных подводных лодок Северного флота России. Для работы в составе правительственной комиссии. Руководство завода приняло решение направить в Гаджиево меня, Ушакова Владимира Яковлевича, представителя ОТК, имеющего допуск граждан к государственной тайне 2 формы секретности. В Гаджиево я уже ездил несколько раз в качестве контрагента по надзору за атомными подводными лодками, которые находятся на гарантии в течение двух лет со дня начала эксплуатации. В Гаджиево на постоянной основе работает представитель ОТК Севмашпредприятия, где выпускаются атомные подлодки, который наделён большими полномочиями, и вызывает представителя любого завода по замечанию личного состава подлодки к работе оборудования. По завершению устранения замечаний, старший представитель требовал, чтобы я обошёл, все подлодки и получил письменное подтверждение от командиров БЧ-5 (электромеханик), что у них к работе наших электродвигателей нет претензий. В результате таких контактов с командирами БЧ-5, я изучил оборудование подлодки, которое оснащено нашими электродвигателями мощностью до 25 кВт. Всего их на лодке около 60 штук, применяются на вспомогательных механизмах компрессоров, вентиляторов, задвижках, насосов, редукторов наведения ракет. Изучил географию их расположения на подлодке и условия работы. В целом командиры БЧ-5 к качеству работы наших электродвигателей претензий не имеют.

       Я стал отказываться от командировки, так как у меня жена в роддоме. Но начальник ОТК Полуяктов Анатолий Петрович, начальник первого отдела, парторг завода Аксёнов Борис Сергеевич, директор завода Дьяконов Юрий Кириллович убедили меня, что кроме меня отправить некого, т.к.  на заводе больше нет специалистов, имеющих допуск граждан к государственной тайне 2 формы секретности. Пообещали, что мою жену и новорождённую дочь, обеспечат необходимым вниманием и помощью. Я думаю, что они знали о серьёзности и степени аварии на подлодке, связанной с гибелью людей. Вызов представителя завода, говорил о том, что часть вины причин аварии, лежит на администрации завода и военпредах. В эту командировку могли поехать начальник ОТК, главный конструктор или главный инженер завода. Они имели допуск граждан к государственной тайне 2 формы секретности. Я думаю, что руководство на заводе просто испугались брать ответственность на себя, за последствия причин аварии с гибелью людей. Они меня просто подставили под раздачу. В командировке мне написали мою должность «заместитель начальника ОТК», хотя я работал в должности инженера стенда цеха № 2.  Начальник ОТК Анатолий Петрович Полуяктов проинструктировал меня, что бы я там представлял интересы завода и что я работаю на заводе заместителем начальника ОТК.

          Я оформил командировку, прошёл медицинскую комиссию, оформил разрешение в милиции на посещение территории в приграничной зоне пребывания, и купил билет на ближайший самолёт до г. Мурманска на вечер 19 марта 1972 г.
В 12 часов 19 марта 1972 г. мою жену Нину Ушакову с дочкой Светой выписали из роддома. Я их встретил на первом такси в Каменск-Уральском марки «Москвич 407» зелёного цвета. Дома для нового члена семьи я приготовил кроватку, детскую оцинкованную ванну, купил в комиссионке импортную детскую кроватку. Посмотрел на свою дочку, подержал её на руках и уехал на междугороднем автобусе в аэропорт «Кольцово».

    В Гаджиево я прибыл к вечеру 20 марта 1972 г. представился к капитану второго ранга, организатору работы правительственной комиссии. Он мне устроил такой скандал, что я своим опозданием на целых три дня сорвал регламент, из-за меня изменили график работы комиссии, из-за меня у него неприятности, орал на меня в полную силу своего голоса. Заставил меня написать объяснительную записку, почему я опоздал. Я написал, что согласно правил, требований первого отдела оформление командировки, необходимо пройти медицинскую комиссию со сдачей анализов, получить разрешение в милиции на посещение пограничной зоны, проблемы с билетами на самолёт. На всё это оформление понадобилось 5 дней.

     Он устроил меня в гостиницу, поставил на довольствие, назначил мне время начала работы комиссии 10 часов. На следующий день, позавтракав, я прибыл в назначенное время на совещание правительственной комиссии. Председатель комиссии из Москвы член правительства предложил мне представиться и объяснить, почему я опоздал на три дня. Я сказал, что работаю заместителем начальника ОТК на Каменск-Уральском Электромеханическом заводе, который выпускает асинхронные морские электродвигатели мелкосерийного производства мощностью до 25 киловатт, нормированные по уровню шума и вибрации. Председатель комиссии задал мне вопрос?                - Вы сказали, что работаете заместителем начальника ОТК. Прямо всего завода?      – Да всего завода – ответил я ему.- Председателю комиссии показалось сомнительным, что в таком возрасте человек занимает такую должность.                - Сколько Вам лет?                - В январе мне исполнилось 24 года. Я женат, три дня назад у меня родилась дочь, поэтому я опоздал на начало работы Правительственной комиссии.
Члены комиссии единогласно выразили своё удивление и возмущение решением руководства завода отправить молодого человека в командировку, у которого родилась дочь, оставить жену один на один с проблемами новорожденной. Неужели на заводе не могли направить более крупного специалиста по выпускаемой продукции. Я услышал, как кто-то сказал, что это тот случай, когда подставили парня. Председатель комиссии снова задал мне вопрос:                - Вы в курсе причины нашей работы? Почему Вас сюда пригласили?:                - На подлодке случилась авария, и погибли люди. Деталей я не знаю. Почему именно представителя нашего завода включили в члены Правительственной комиссии, я тоже не знаю - Председатель комиссии рассказал мне:                - В 9 отсеке возник пожар, сработала система пожаротушения, запустился насос подачи пены, и в этот момент отказал Ваш электродвигатель из-за пробоя изоляции на корпус. В результате пожар набрал силу. Погибли люди. Что вы на это скажите? – Я ответил:                - Насколько мне известно, этот насос находится в трюмном помещении, электродвигатель АМ 62-2 м101 мощностью 18 кВт, 3000 об/мин. Наши электродвигатели изготавливаются в брызгозащищённом исполнении, они не приспособлены для работы в трюмном помещении, так как там высокая влажность и агрессивная среда, из-за наличия морской воды. В таких условиях работы обмотка электродвигателей теряет свои качества изоляции, и электродвигатель выходит из строя.  - Председатель комиссии задал мне следующий вопрос:                – Откуда у вас такая осведомлённость о среде трюмного помещения подлодки?:        - Я сюда, в Гаджиево, приезжаю уже второй год в качестве контрагента. Мне приходится обслуживать нашу продукцию на гарантийных подлодках. Я встречаюсь с командирами БЧ-5, и я знаю, в каких условиях работают наши электродвигатели.

     Председатель комиссии обратился к главному конструктору проекта лодки Пустынцеву Павлу Петровичу начальнику центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин»,                - Вы слышали ответ представителя завода? Что можете сказать по его заявлению?
 Павел Петрович доложил комиссии:                - Представитель завода прав. В трюмных помещениях по условиям эксплуатации, необходимо размещать электродвигатели водозащищённого исполнения. Дело в том, что в Советском Союзе нет ни одного предприятия, которое изготавливает электродвигатели необходимой линейки мощностей водозащищённого исполнения. При проектировании заказа, самым подходящим электродвигателем подошёл именно электродвигатель завода КУЭМЗ. Я считаю, что в выходе из строя электродвигателя вины завода нет. Действительно электродвигатель работает в агрессивной среде трюмного помещения подлодки. Конструкция электродвигателей выполнена в брызгозащищённом исполнении и не обеспечивает защиты изоляции обмоток от воздействия морской воды. Для решения данной проблемы необходимо создать проектное конструкторское бюро по разработке серии электродвигателей водозащищённого исполнения, линейки мощностей до 30 кВт. Нужно построить завод по изготовлению этих электродвигателей.

    Председатель комиссии обратился к представителю военной приёмки с вопросом, что он думает о сообщении представителя завода? Представитель военной приёмки довольно горячо поддержал моё сообщение, дополнил, что это не первый случай выхода из строя электродвигателей, расположенных в трюмных помещениях.

       Меня в работе комиссии больше не привлекали. Все детали аварии тщательно скрывались. Всё было засекречено. Я знал только детали эпизода с выходом из строя нашего электродвигателя. Члены правительственной комиссии после моего ответа председателю комиссии, относились ко мне с каким-то уважением, отеческим вниманием и поддержкой. Особенно мне поддержку и какое-то особенное внимание оказывали капитан первого ранга, член комиссии, представитель военной приёмки, представитель ВМФ. А так же главный инженер завода  «Электроси;ла» — энергомашиностроительного предприятия в Ленинграде.

       Через неделю комиссия закончила свою работу, был оформлен протокол с результатами расследования причин аварии. Я протокол не видел, но председатель Правительственной комиссии мне сказал, что принято решение на базе нашего предприятия создать специальное конструкторское бюро по проектированию электродвигателей водозащищённого исполнения. Для изготовления этих электродвигателей будет построен термоконстантный корпус на территории нашего предприятия.

        Комиссия закончила свою работу, нас организованно всех привезли в аэропорт г. Мурманска. Мы всем составом вылетели в Ленинград. В а/п «Пулково» мы прилетели уже поздно вечером.  Главный инженер завода «Электроси;ла» предложил мне переночевать у него дома. Живёт он один, правда у него есть одно неудобство-собака. Я принял его предложение, переночевал и утром улетел домой. Больше с ним мы не общались, я даже не помню, как его зовут, но его отеческое внимание ко мне, его доброжелательность запомнилось на всю оставшуюся жизнь. В комиссии были самые высокопоставленные представители разных заводов и служб, все в возрасте и чинах, но ко мне все относились с уважением и по деловому, пожелали мне и моей дочке и жене всего хорошего и здоровья. У меня остались приятные воспоминания о моём участии в работе Правительственной комиссии.

     По приезду домой я рассказал о результатах своей командировки директору завода Дьяконову Юрию Кирилловичу. Директором его назначили приказом Главка, сам он из Москвы, ему было всего 33 года. Для выполнения плана мероприятий, протокола Правительственной комиссии, было принято решение о создании на Каменск Уральском Электромеханическом заводе проектного бюро, по разработке морских электродвигателей водозащищённого исполнения. О выделении средств, для строительства термоконстантного корпуса, для изготовления этих электродвигателей и средств, для постройки жилого дома для специалистов.

       Дом построили в течении года. В апреле 1973 г. дом сдали приёмной комиссии.  Директор завода Дьяконов Юрий Кириллович, всем молодым специалистам выделил квартиры в этом доме. Квартиры выделялись бесплатно по спискам очерёдности на получение жилья, по согласованию с профсоюзным комитетом завода. На директора посыпались жалобы от очередников, которые не получили квартиры в этом доме, что выделил квартиры молодёжи, у которой нет стажа для получения жилья. Директора вызвали в Горком партии для объяснения по этим жалобам. Дьяконов проявил характер, и ссылаясь на решение правительства о создании проектного бюро, добился своего, и отстоял своё решение, о выделении квартир всем молодым специалистам завода. Директор завода Дьяконов Юрий Кириллович пригласил конструкторов высшей категории, которые работали на радиозаводе в Каменск-Уральском, всем выделил квартиры.  Они организовали специальное конструкторское бюро по разработке морских электродвигателей мощностью до 30 кВт водозащищённого исполнения. Бюро возглавил Сорокин Валерий Иванович. В последствии он был назначен главным инженером завода.

          Я получил ордер на двухкомнатную квартиру в этом доме, площадью 44 кв. метра, и в апреле 1973 г. въехали в новую квартиру. Моей дочке исполнился 1 год, мне было всего 25 лет. Среди моих сверстников я был первым, кто получил благоустроенную квартиру в новом пятиэтажном доме по Проспекту Победы дом 51 кв. 85 на четвёртом этаже. Вещей у нас практически не было. Из общежития мы взяли матрасы и одеяла.

        На заводе началось освоение изготовления электродвигателей новой серии водозащищённого исполнения ДМ (двигатель морской). Внедрялось новое оборудование и технологии по изготовлению деталей и комплектующих изделий. В Москве проектный институт выполнял проект на строительство термоконстантного корпуса для изготовления этих электродвигателей.

      Я оказался причастным ко всем этим событиям. Мой доклад председателю Правительственной комиссии о несоответствии условий размещения наших электродвигателей, не предназначенных для работы в агрессивной среде трюмных помещений подлодки, произвёл впечатление на членов комиссии. Решающим моментом, о принятии решения по судьбе наших электродвигателей, был убедительный доклад главного конструктора проекта лодки Пустынцева Павла Петровича, начальника центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин»,

           У меня было ощущение какой-то доли вины к событиям в 9 отсеке, где не смогли затушить пожар, из-за выхода из строя нашего электродвигателя на насосе подачи пены. День рождения моей дочери всегда вспоминаются события с авариями на атомной подводной лодке «К-19» по прозвищу «ХИРОСИМА». По прошествии 40 лет мне стали снится сны, связанные с командировками по обслуживанию наших электродвигателей на атомных подводных лодках. Я опять решал вопросы по замечаниям к работе наших электродвигателей в Гаджиево, Северодвинске на Севмашпредприятие, в Петропавловск Камчатский-53 п. Рыбачий  на берегу бухты Крашенинникова в Авачинской губе, на завод «Звезда» в г. Большой Камень.  Когда я освоил компьютер, то стал виртуально путешествовать по тем местам, где мне пришлось поработать в служебных командировках. Я сначала был ошеломлён открытости информации по производству, ремонту, базированию, по техническим характеристикам, количеству и оснащённости атомных подводных лодок. С меня брали подписку о «неразглашении всего, что я видел, что делал, что знал». А в интернете я узнал и увидел столько интересного о подводном флоте. Там же изложены все подробности аварии на «К-19».

            Долгое время аварии на "К-19" была засекречена. Дав подписку о "неразглашении", все мы молчали о случившемся более двадцати пяти лет - до Чернобыльской катастрофы. О том, что с нами произошло, не говорили даже родственникам.

         Кто же входил в состав первого экипажа АПЛ "К-19"? Как боролись с атомной смертью? Как сложилась судьба тех, кто остался в живых после аварии? В чем секрет беспримерной сплоченности первого экипажа вплоть до нынешних дней? Как приходилось отстаивать его честь и достоинство и, спустя много лет, прощаться с лодкой "К-19", прозванной "Хиросимой"?

          Чтобы оценить, какое мужество проявили моряки К-19 в тот мрачный день 24 февраля 1972 года, и что им пришлось совершить, чтобы спасти свою лодку и своих товарищей, надо хотя бы коротко описать, в каких условиях произошел пожар. В тот день поздним утром, в начале одиннадцатого, лодка шла экономичным ходом на глубине 120 метров. Это не было предельной глубиной, на которой она могла идти, но всплытие с такой отметки занимало немало времени. А в 10.23, согласно данным флотского расследования, в 9-м отсеке загорелось масло, попавшее на воздухонагреватель фильтра локального узла очистки воздуха.

          Эта беда была запрограммирована событиями, случившимися неделей раньше. 17 февраля на трубопроводе судовой гидравлической системы появилась крохотная трещина, из которой и начало сочиться масло. Проблему обнаружили и устранили, но к тому времени масло уже стекло вниз, туда, где находился фильтр вентилятора. А дальше потянулась цепочка трагических совпадений. Протекшее масло не убрали (сделать это оказалось невозможно из-за затрудненного доступа в нижнюю часть отсека).  Кожух фильтра раскалился, из-за долгой работы, на идущей, в подводном положении лодки, а когда масло загорелось, личный состав отсека не сразу это заметил и не сразу оценил опасность.

        Когда пламя вырвалось в верхнюю, основную часть отсека, ликвидировать пожар своими силами матросы уже не могли. И только тогда, в 10.54 на лодке прозвучал сигнал тревоги, по которому межотсечные двери тут же были задраены. Каждый отсек должен был бороться с огнем самостоятельно. Обитателям последнего, 10-го отсека, где буквально лежа на торпедах, спали 12 человек, это спасло жизнь. Тем, кто находился в 9-м, это подписало смертный приговор. Лишь нескольким матросам из него, когда по приказу командира корабля, капитана второго ранга, Виктора Кулибабы ненадолго отдраили переборку, чтобы восьмой отсек принял живых из девятого, удалось выйти из объятого огнем помещения. Остальных отрезала стена огня. Впрочем, и в восьмом отсеке, где располагались вспомогательные механизмы, кубрик и камбуз, тоже было небезопасно: туда по нарушенной системе подачи воздуха высокого давления стал проникать угарный газ и дым. Пришлось организовывать эвакуацию людей и оттуда в соседний седьмой отсек, а на местах остались только командир электротехнического дивизиона капитан третьего ранга Лев Цыганков и несколько его подчиненных. Они задраили переборочный люк за своими эвакуировавшимися товарищами и вернулись к своим аппаратам и механизмам: без них лодка не могла продолжать всплытие. На то, чтобы остаться в живых, никто из них уже не рассчитывал.

           А пожар в девятом отсеке не утихал, продолжая убивать и тех, кто находился поблизости, и тех, кто был в восьмом отсеке, – дымом и угарным газом, и уже добрался до седьмого, турбинного отсека. Здесь люди погибали, не отходя со своих боевых постов, не выпуская из рук штурвалов и рукояток: просто потому, что на минуту снимали изолирующие маски, или от проникающего угарного газа под неплотно прилегающие маски, или просто потому, что иссякали отведенные силы.

               Тем временем лодку отделяли от поверхности уже считанные метры воды. Еще несколько мгновений, – и можно открыть рубочный люк и провентилировать отсеки! Но до этого момента угарный газ успел добраться и до шестого отсека, где располагалась главная энергетическая установка корабля – два атомных реактора. И здесь тоже начали погибать моряки, которые не оставляли боевых постов. Например, как только стало понятно, что отсек заполняет невидимая смерть, мичман Александр Новиков начал помогать матросам срочникам, надевать изолирующие маски и успел спасти многих, но не себя…
 
Подводная лодка К-19 во время боевой учебы, Северный флот.
 
        Общий вид и схема отсеков атомной подводной лодки К-19 (отмечен девятый отсек, в котором 24 февраля 1972 года начался пожар).
Технические характеристики атомной подводной лодки «К-19» проекта 658:     Длина - 114 м;                Ширина - 9,2 м;                Водоизмещение - 5375 тонн;                Судовая силовая установка - два ядерных реактора;                Скорость - 26 узлов;                Глубина погружения - 330 м;                Экипаж - 104 человека;                Автономность - 50 суток;                Вооружение: Ракетный комплекс Д-2 с тремя ракетами «Р-13»; Торпедные аппараты 533 мм - 4;

Источник: © Fishki.net
 
        Внешний вид десятого, кормового отсека подлодки К-19, в котором 12 моряков вынуждены были провести взаперти 23 дня.
Позднее, когда закончилось следствие по делу о пожаре, все действия командира экипажа и самих моряков были признаны верными. Командира наградили орденом Боевого Красного Знамени, а руководившего запертыми в десятом отсеке моряками капитан-лейтенанта Бориса Полякова – орденом Красной Звезды. Награды получили и многие другие члены экипажа (как живые, так и погибшие).
 

 
        К-19 — атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами, первый советский атомный ракетоносец. За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима».

          Беды преследовали "К-19" еще во время постройки на Севмашпредприятии в Северодвинске. Еще до спуска лодки на воду в 1959 году при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибло.

После возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр.

Когда "К-19" вывели из стапельного цеха, о ее борт с первого раза не разбилась бутылка шампанского, что считается у моряков очень плохой приметой.

Примета, что называется, не подвела. В начале 1961 года при погрузке ракет в шахты матрос был придавлен крышкой люка ракетной шахты и погиб на месте.

12 апреля 1961 года "К-19" чудом избежала столкновения с американской атомной субмариной "Наутилус", но при этом врезалась в дно. Значительных повреждений, к счастью, не было.

15 ноября 1969 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море "К-19" столкнулась с американской субмариной "Гэтоу" и, получив повреждения, вернулась к месту базирования, в базу Западная Лица на Кольском полуострове.

24-25 февраля 1972 года на "К-19" произошел пожар в восьмом и девятом отсеках. Лодку отбуксировали на базу подводников на Кольском полуострове. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 9 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух.

      
               



 

   
Продукция Каменск-Уральского электромеханического завода.  Электродвигатели серии АМ и ДМ пятого-седьмого габаритов, нормированные по уровню шума и вибрации.  Выпускались для судов Военно Морского Флота.

   
Дм 132 вертикального исполнения на лапах.                ДМ 160 М101 L2 3000 об/мин  18 кВт.
Электродвигатели водозащищённого исполнения, нормированные по уровню шума и вибрации, предназначенные для работы на приводных механизмах подводных лодок.
 

Начало строительства термоконстантного корпуса на КУЭМЗ по проекту Московского    
проектного института. 1979г.
            
15

 



 
 

Из истории Каменск-Уральского Электромеханического завода:

1696 год- 27 мая (17 мая по ст. ст.) грамотой митрополита Тобольского и Сибирского Игнатия (правил: 1693 - 1699) было приказано Исааку, игумену Успенского Долматовского монастыря изготовить в Железянскомпоселье 50 ядер железных для медной пищали Воскресенского острога на р. Миасс. В указе подчеркивалось исключительное значение железоделательного промысла Далматова монастыря: «в Тобольску ковать их было некому, таких умеющих кузнецов и железных рудоплавов там не нашлось». Это был первый военный заказ в нашем городе.
C 16 февраля 1700 года по 8 октября 1701 года- был построен казенный Каменской чугунолитейный завод.
15 октября 1701 года— из домны, первой на Урале, получили первый чугун! Пуск первого казенного на Урале завода знаменует рождение уральской металлургии!
1702 год— на заводе отлито 70 пушек.
1703 год— Москва получила первую большую партию продукции Каменского завода: 350 артиллерийских орудий, из которых 243 орудия поступили на вооружение армии.
1734 год— суточная выплавка чугуна на Каменском заводе составляла 180 пудов, что равнялось трем тоннам в сутки. «По указу ее императорского величества» имеющиеся казенные квартиры в Каменском заводе было велено «распродать приказным служителям, мастеровым, работным и прочим людям» Ранее все мастеровые и рабочие завода проживали в казенных квартирах.
1842 год— изготавливаются пушки для обороны Севастополя.
1869 год— на Каменском заводе выпускалось художественное литье.
1884 год— завод приступил к отливке чугунных труб, которые использовались при строительстве Транссибирской железно-дорожной магистрали.
1945 год— В конце 1945 года на базе мастерских был образован завод Министерства местной промышленности РСФСР в составе треста металлообрабатывающей промышленности «Свердлоблместпрома».
На 1950 год- было дано задание на выпуск 3000 штук электродвигателей.
1973 год – Выполнен проект и начало изготовления электродвигателей серии ДМ водозащищённого исполнения
1975 год— завод выпускает 1619 типоразмеров электродвигателей.
1978 год— выпущено 19168 штук электродвигателей. Построен термоконстантный корпус для выпуска электродвигателей серии ДМ водозащищённого исполнения
1984 год— с января завод работает в условиях экономического эксперимента по расширению прав в планировании и хозрасчётной деятельности, по усилению ответственности за результаты труда. Весь объём прироста продукции обеспечен повышением производительности труда. Освоен выпуск индукторных генераторов.
1986 год— На базе завода создано производственное объединение «Ураэлектромаш». В него вошел и Сысертский электротехнический завод.
1988 год— введена в строй лучшая в стране (СССР) маломагнитная лаборатории в долине р. Каменки ниже завода, в районе, где отсутствовали электромагнитные наводки. Построена была целиком из немагнитных материалов.
1989 год— С января завод перешел на аренду. Прибыль от хозяйственной деятельности превысила 2 млн. руб.
1990 год— В начале мая выпущен полумиллионный электродвигатель.
2000 - 2001 годы— В Екатеринбурге создана управляющая компания ООО «КУЭМЗ». Президентом назначен кандидат экономических наук, позднее доктор экономических наук, Косинцев Александр Петрович, виде-президент - Козинов A.И. Было принято решение о проектировании двухскоростных электродвигателей для стиральных машин-автоматов итальянской фирмы «ZANUSSI» в качестве альтернативы электродвигателям шведской фирмы «Электролюкс».
2002 год- был посвящен поиску путей оптимизации производства, вводу новой системы управления и структурным изменениям.  В итоге в 2003 году начато стабильное увеличение выпуска продукции, и как следствие улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
В 2004 – 2005 годах- происходило освоение новых типов двигателей - двигатели в титановом корпусе, погружные двигатели для работы в воде, нефти, серной и соляной кислотах, электродвигатели для судостроения, специальные двигатели, двигатели для Минобороны. Освоение новых типов двигателей закончилось  техперевооружением и модернизацией 2006 года.   
2007 – 2010 года— завод начал расширение приоритетных направлений:  по линии РЖД – выпуск двигателей для электровозов, тепловозов, электропоездов; двигатели  для  атомных электростанций специального изготовления. Завод вел активную работу по импортозамещению.
2011-2012 года— были запущены в производство электромашины 4-го уровня 4ДМШ. Начат выпуск электродвигателей серии МАП для нужд морского и речного флот с использованием на морских судах неограниченного района плавания. Начато изготовление двигателей серии ДВМ для погружных насосных агрегатов.
С 2013 год  и до сегодняшнего дня— является  единственным и одним из ведущих предприятий в России изготовителем асинхронных двигателей специального назначения серии ДМ90-250, 2ДМШ90-200, 3ДМШ90-200, рДМ112-200, ДТР80, ДШР80, АМ, ЭДПН112-200 и их модификаций, мощностью от 0,25 до 110 кВт. 
За 2013-2014 годы произошло значительное увеличение доли заказов по линии РЖД, что составило прирост в размере 30 % по отношению к аналогичному предыдущему периоду.  Предприятие освоило новую высоту и получило декларацию на производство двигателей рДМ225.  Активно осуществляется поставка электродвигателей для привода различных механизмов (вентиляторов, компрессоров) тягового подвижного состава РЖД.
Сегодня активно ведутся разработки передового электрооборудования специального назначения, а также работы по теме «Наноструктуированные материалы для комбинированного капсулирования на основе магнитодиэлектрическогонаномодифицированного композиционного материала электрических машин малой и средней мощности новой конструкции». 
История Каменск-Уральска.
 
 1682 - По указу царя Фёдора Алексеевича, Далматовский монастырь получил во владение здешние земли. Монастырь переселил на берега Каменки часть своих крестьян, основав тут Железенскоепоселье и в небольших печах выплавлял железо для собственных нужд.
1701 - Вышел Указ Петра I о строительстве здесь железоделательного завода, земли были изъяты у монастыря обратно в казну и уже 15 октября был выплавлен первый чугун. Это был первый чугунолитейный завод на Урале!
1704 - Построен дополнительно к Каменскому, Верхне-Каменский завод, который просуществовал до 1723 года. Возникшая возле этого завода деревня получила название Новый Завод.
1724 - При Каменском заводе была открыта первая школа для детей мастеровых.
1774 - В январе из Каслей пришёл Пугачёвский атаман Чира, с отрядом из 500 человек, и при поддержке взбунтовавшихся рабочих захватил завод. Но уже в марте, царский полк разбил, ставший к этому времени двухтысячным, отряд восставших и вернул завод казне. Место где располагался отряд Чиры сейчас называется Чиров лог.
1821 - Построен Свято-Троицкий собор.
1825 - В город приехал главный архитектор Уральских заводов М. П. Малахов и облик города изменился коренным образом: построены две новые домны, здание заводоуправления, склады, госпиталь, перестроен главный храм города.
1860 - Учреждён Каменск-Уральский Преображенский женский монастырь.
1863 - Отмена крепостного права для заводчан, на два года позже чем по России.
1874 - Пущен кожевенный завод на реке Исети.
1878 - Построена церковь Женского Преображенского монастыря.
1883 - Построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
1885 - Каменский завод соединён железнодорожным сообщением со станцией Богданович, строящейся транссибирской магистралью.
1903 - На заводе появилось электричество.
1906 - Построена Соснинская мельница на реке Исети.
1909 - Каменск фотографировал С. М. Прокудин-Горский и В. Л. Метенков.
1912 - На месте деревянного Байновского моста, начато строительство нового, капитального, с каменными опорами. И хоть революция не дала закончить строительство и мост наспех доделали из дерева, но его капитальные каменные опоры служат людям до сих пор, на них стоит современный железобетонный мост. Прокудин-Горский промчался по городу на Форде, так и не сделав ни одного снимка.
1913 - В городе появляется телефон.
1917 - В городе провозглашена советская власть.
1918 - Байновский мост взорван красными при отступлении.
1919 - Байновский мост сожжён белыми при отступлении.
1920 - Закрыт Женский Преображенский монастырь.
1921 - Закрыта Преображенская церковь.
1922 - Байновский мост наспех восстановлен деревянным.
1923 - Каменский завод был поставлен на консервацию, в здании заводской конторы разместился краеведческий музей имени И. Я. Стяжкина.
1926 - Завод закрыт из-за устаревшего оборудования и отсутствия топлива. Завод проработал почти 225 лет. Одним из видов продукции, которую выпускал в последние годы своей работы Каменский завод, были чугунные водопроводные трубы.
1927 - Ликвидирован кожевенный завод на реке Исети.
1930 - Закрыт Свято-Троицкий собор, колокольня использовалась в качестве парашютной вышки.
1931 - Закрыта Соснинская мельница на реке Исети.
1934 - За городом построен Синарский трубный завод.
1935 - Каменский завод приобретает статус города и становится Каменском.
1939 - Введена в эксплуатацию Волковская плотина, первая бетонная плотина на Урале!  Пущен Уральский алюминиевый завод.
1940 - Каменск получает новое название Каменск-Уральский.
1944 - Начато строительство трамвайной линии, продолжавшееся десять лет и до сих пор не завершившееся успехом.
1942 - В связи с вынужденной эвакуацией Кольчугинского завода, а также Московского прокатного и Ростовского фольгопрокатного заводов в Каменске-Уральском начал работать завод по обработке цветных металлов — теперь КУЗОЦМ. Ещё одно предприятие, эвакуированное из Балашихи — Каменск-Уральский литейный завод. В годы Великой Отечественной войны Уральский алюминиевый завод был единственным в стране алюминиевым заводом, обеспечивающим металлом авиацию СССР.
1947 - Перестройка Волковская плотина, из-за подпора воды, уровень воды в реке Исеть, на всём протяжении города, поднялся на несколько метров.
1951 - Пущен Радиозавод (ПО «Октябрь»)
1952 - На старых каменных опорах Байновского моста, построен новый железобетонный мост.
1956 - На линию вышли первые пять троллейбусов, местами использованы столбы так и недостроенной трамвайной линии.
1957 - В результате аварии на ПО «Маяк» город попал в зону Восточно-Уральского радиоактивного следа.
1960 - В город пришёл природный газ.
1967 - Установлен памятник пушке.
1970 - Пущен завод электрических соединителей для авиационной и космической техники «Исеть».
1972 - Открыто движение электропоездов  Свердловск - Каменск - Курган.
1990 - Свято-Троицкий собор возвращён верующим.
1991 - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы возвращёна верующим.
2002 - Церковь Преображения женского монастыря передана верующим.
2005 - Восстановлена Церковь Преображения, женский монастырь стал мужским.
2015 - Ликвидировано троллейбусное движение, продолжавшееся 59 лет. С Байновского моста сняты троллейбусные провода. Теперь во всей Свердловской области, троллейбус остался лишь в Екатеринбурге.
2018 - Ремонт Байновского моста.