Фуэте судьбы. Глава 2

Назокат Холова
                Глава вторая
      
                В ЛЕНИНГРАДЕ (1952-1961)

     В Ленинграде детей разместили в интернате при Ленинградском хореографическом училище. Мальчиков и девочек на разных этажах,  рядом постоянно были воспитатели, которые объясняли им буквально каждый шаг. Чтобы приобщить детей к мировой культуре, их часто  водили на экскурсии в музеи  и на спектакли в разные театры Ленинграда.

     Учёба Курбану давалась легко, ему всё нравилось. И всё вокруг казалось сказкой – необычайно красивая улица Зодчего Росси, великолепные  здания, большие светлые залы, портреты и скульптуры  выдающихся артистов  балета.  Правда, первые дни  учёбы он ждал, когда же его начнут учить петь. Он думал, что хореографическое училище от слова «хор». Со временем, конечно, Курбану  всё объяснили, а этот случай  потом рассказывал всем, кто его спрашивал о детстве.

     За девять лет учебы балетному искусству его  педагогами  были такие корифеи хореографии как В.И. Шелков, который в то время был директором училища, Соловьев Б.В. и только начинающая свою педагогическую деятельность Трофимова И.А.  Но очень большое влияние, как на человека и будущего артиста оказал на Курбана педагог по классическому и дуэтному танцу  Шавров Борис Васильевич. Он по-отечески относился к Курбану, зная его судьбу, старался уделить ему больше внимания, помочь советом. Да и все педагоги были добры к нему и его одногруппникам.

     Борис Васильевич Шавров считался лучшим артистом балета в 1920-30-х годах, исполняя партии классического балетного репертуара, и  своим ученикам смог  передать особенную манеру держаться на сцене, трепетное отношение к партнерше и любовь к танцу,  к сцене и к балетному искусству. Сам Борис Васильевич танцевал до 1938 года, затем перешел на мимические роли и  закончил карьеру артиста, когда ему было 64 года.

     В интернет-издании «Петербургский Театральный журнал» за 1993 год, в статье Галины Кремшевской «Мои боги, мои педагоги…» есть воспоминания о Шаврове Б.В.:  «Шавров, подобно Ивановскому, прививал не просто навыки партнерства в дуэтном танце, но учил изяществу в общении с партнером, галантному отношению к даме, красоте дуэтного танца — все это неотделимо от старых классических балетов».   
     В 1981 году корреспондент «Рабочей газеты»   Н.Кошара,  во время гастролей Таджикского академического государственного театра оперы и балета им. С. Айни  в Киеве,  в статье  «Курбан Холов: каждый звук музыки наполнить движением…»,   написала  «Никогда не приходилось раньше видеть в любовном дуэте такого трепетно глубокого уважения к женщине,  искреннего целомудрия, светлости и святости чувства».
 
           ……………………………………………

 В план обучения артистов балета входит такой предмет, как «Игра на фортепиано». Педагогом по фортепиано у Курбана была сестра композитора Дмитрия Шостаковича - Мария Дмитриевна. У неё же училась и будущая звезда балета, Народная артистка СССР Малика Сабирова, а в то время одноклассница Курбана. Он потом часто вспоминал, как увидел Малику в первый раз. Это случилось, когда вся группа уже несколько недель  училась. И вдруг, прямо посреди урока открылась дверь и вошла  маленькая девочка с большим чемоданом. «Это ваша новая ученица Малика Сабирова» - представили её.

Курбан  и  Малика часто играли в четыре руки на уроках музыки. На занятия к сестре приходил Дмитрий Шостакович и, глядя на темноглазого, черноволосого, кудрявого мальчика говорил: «Молодец, цыганенок!» и гладил его по голове.

     Чтобы приучить детей к сцене по старинной традиции, их с младших классов приглашали исполнять маленькие роли в спектаклях театра оперы и балета им. С.М. Кирова, например, мальчики – солдатиков, а девочки – кукол  в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик».  А в балете А. Глазунова «Раймонда» мальчики, исполняя роли пажей,   показывали своё мастерство фехтования, которому они тоже обучались в училище.

     Одноклассница Курбана Малика Сабирова с самого детства выделялась своей одаренностью. Случай, который с ней произошел после её исполнения Маши в детстве в спектакле «Щелкунчик» вошёл во все биографические и энциклопедические статьи о будущей великой балерине. После спектакля Константин Сергеев – главный балетмейстер театра оперы и балета им. С.М. Кирова подарил ей, ученице второго класса,  большую красивую куклу, с закрывающимися глазами. Потом у неё было много и подарков, и сувениров из множества стран, но эта кукла была для неё самым дорогим подарком.

……………………………………………………

      Будущие артисты  балета, молодые воспитанники Ленинградского хореографического училища полностью находились на государственном обеспечении. На каникулы всех детей привозили на Родину в сопровождении представителей Министерства культуры Таджикской ССР. Детей из детских домов отправляли в пионерские лагеря, а остальные дети жили в своих семьях с родителями.

      Когда Курбану исполнилось 18 лет, он решил поехать в тот населенный пункт, откуда его малышом увезли в детдом пос. Шахринау. Он пошел в администрацию, стал расспрашивать местных жителей и вдруг, одна женщина вспомнила его. Это была его кормилица. Она и  рассказала Курбану, что зовут его Хол, а Курбан – это его отец,  и фамилия у него Саидов.

                …………………………

     И тут Курбан понял, почему его в детдоме звали «Колей». Когда его привезли сначала в дом ребенка, а потом уже в детский дом, то его спросили: «Как тебя зовут?» А он в два года ещё плохо говорил и сказал: «Холь» вместо «Хол». Сотрудники Дома ребенка подумали: «Коля», и решили, что раз на букву «К», значит Курбан – это имя, а Холов – фамилия. Вот так он стал Колей сначала в детдоме, а потом и в училище его все называли Колей.
 
                ……………………………

       Женщина  отвела Курбана к его отцу. Отец расплакался и рассказал, что на фронте получил сильные ранения и контузию. Потерял память и долго лечился в разных госпиталях. Приехал в родной кишлак и соседи рассказали о смерти его любимой жены, а куда увезли сына, они не знали. Со временем боль утраты утихла, и он женился на другой женщине, у которой своих детей не было, но она воспитывала племянницу-сироту. И стали они жить втроём. И вдруг, такая радость -  сын нашелся! Так как Курбан был уже совершеннолетним, документы исправлять не стали. Он так и остался Курбаном Холовым, а со временем стал представляться Курбаном Саидовичем. А  отец так и называл его Холом.
 
     Быстро пролетели 9 лет учёбы, приближались выпускные экзамены и отчетный концерт на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова.
 
          28 и 30 июня 1961 года с большим успехом прошёл выпускной концерт молодых артистов балета на прославленной ленинградской сцене.  Из 26 учеников, поехавших учиться в 1952 году из Таджикистана в Ленинград,  до выпуска дошли только 11.

И в июле 1961 года были  приняты на службу в Таджикский государственный  академический театр оперы и балета им. С. Айни.
 
     Началась самостоятельная жизнь.
                ..............................

На фото из архивов АРБ им. А.Я. Вагановой Курбан Холов (в центре) на занятиях в училище.
 Под фото надпись Н.Холов. Это не описка - в училище Курбана тоже называли Колей. И сотрудники музея подписали Н. вместо К., думая, что он Николай.