Праздник жизни

Дарья Корытько
"Кошка абсолютно искренна: человеческие существа по тем или иным причинам могут скрывать свои чувства, но кошка — никогда." (С) Эрнст Хемингуэй


    Раз за разом в списке мелькали имена. В сознании они почти не задерживались, и усталый мозг реагировал лишь на зеленые значки, говорящие о том, что их владелец все еще онлайн. Глаза останавливались. Но мозг по-прежнему знал, что никто не станет никому писать. Заведено так у бессонницы. И если придерживаться ее традиций, то она, может, даже закроет глаза на дневные косяки.

    Открылись личные сообщения. Ха, а помнишь, как я кидала тебе фотографии пауков, которых ты до ужаса боишься? А ты смеялся, когда я заблудилась в музее и чуть не подралась с охранником-испанцем? Прошел год, ты помнишь? Как ты перестал писать. А через месяц будет год как мы поссорились из-за чьих-то сплетен. Я ведь неплохая, ты их не слушай. Что бываю грубой - так это чтобы не показать, что на самом деле чувствую.

    А на самом деле я мягкая. Люблю рассказывать комнатным цветам про свой день посреди ночи. Люблю вешать разноцветные носки на люстру. Обожаю гулять под дождем без зонтика и ненавижу, когда мне говорят, будто все это неправильно.

    А еще люблю перечитывать наши переписки. Я бы не вернула все как было - тебе ведь не нравилось быть просто друзьями. А я просто люблю вспоминать, какой была искренней в те времена. Представляешь, я ведь как-то в ту же ситуацию, что и ты попала. Это забавно. Знаю, ты бы посмеялся.

    Палец залип на кнопке "стереть".

    Забудь эту бредятину.

    Список опустился ниже. А ты? Помнишь, я ведь писала, что не поверила про комнату с грязью. Я тогда ничего больше не сказала, но на самом деле я думала - неужели нельзя придумать назначение для комнат поинтереснее? Можно сделать варежечные - их будет сразу три. Левая, правая. И комната для тех, кому советовали закрыть варежку, но кто этого вовремя не сделал.

    Палец снова залип на кнопке "стереть".

    Ты тоже забудь.

    Если бы у бессонницы была своя книга отзывов, то во время зимы они были бы ужасны. Летом в такое время уже был рассвет. Выбираешься из окна на строительные леса рядом и глядишь на небо. А сейчас что? Если вся жизнь - театр, то почему сцена без отопления?

    Окно в треском отдирается от слоя льда на раме. Теплой одежды хватило бы пару минут без сквернословия, но так и тянет нырнуть поглубже в морозный воздух.

    - Здесь уже занято. Глаза разула бы... - протянул недовольный сонный голос.

    Я оглянулась, но вокруг никого не было.

    - Ну давай, либо туда, либо обратно! - настойчиво произнес он снова.

    На краю настила, по-человечески свесив лапы, сидел огромный толстый полосатый кот.

    - Ну так что? - проворчал он, недовольно прищурив глаза, - обратно или туда?

    - А туда - это куда?

    - Вот дает, - кот потянулся и улыбнулся по-чеширски, - вылезла не пойми куда, а зачем - не знает.

    Я осторожно присела рядом с ним, также свесив ноги.

    - Но я каждую ночь здесь сижу, - попыталась оправдаться я, - и никуда дальше не ухожу. Я же высоты боюсь.

    - И пауков? - интересующимся взглядом покосился кот и о чем-то задумался, - Балда ты, все таки...

    Вдруг он подскочил и полез наверх. Толстая тушка скользила вниз и никак не могла забраться повыше.

    Он снова попытался залезть повыше, но, кряхтя, сполз вниз.

    - Ты чего, думаешь, я выжидал тебя тут каждую ночь? Видишь, у самого не получается. А она - высоты боится...

    С этими словами он сел и протянул лапы ко мне. Я закинула его на плечо и начала взбираться по лестнице. Холодный металл кусал за пальцы и ледяным эхом отдавал дрожью в локтях.

    - Терпи-терпи, - закряхтел на плече кот, - кто знает, что ты там увидишь?

    - Зачем тебе вообще сюда нужно, - я сняла его с плеча и посадила на край крыши.

    Он деловито пригладил усы и проурчал:

    - Так это не мне нужно было сюда. А тебе. Обернись!

    Я обернулась, и в лицо ударил морозный ветер, пахнущий корицей. Город ожил в цепях золотистых огней. Он освещал полные людей улицы, которые пустовали даже днем.

    - Ну что, - подошел ко мне кот, - Посмотрим?

    - Но ведь сейчас же ночь. Откуда в этом городе столько народу?

    Кот хитро прищурился.

    - А кто обещал, что ночью вещи остаются теми же, что и днем?

    - Но это невозможно!

    - Невозможно, - меланхолично заявил кот, - это снова уйти скулить в теплую нору зная, что тут, наверху, такая красота. Так ты идешь?

    И, не дожидаясь меня, он пошел к крыше следующего дома.

    Мы шли по крышам от дома к дому, буквально протискиваясь через теплый свет улиц и музыку, играющую со всех сторон.

    - Отмечают, - заметил кот, - с размахом, надо сказать.

    - А что отмечают? Праздников сегодня вроде нет.

    - Праздник жизни, - ответил он, подходя к чердачному окну, - для него не нужен повод.

    Я подошла поближе и присела рядом с ним. За пыльными разводами на стекле светилась комната со столом посередине. На краю, деловито закинув лапу на лапу, сидел черно-белый кот. Он задумчиво курил, поглядывая на карты в правой лапе. Напротив него стояла кремово-белая кошечка в нелепой шляпе с розарием. Уперев лапы в бока, она за что-то отчитывала упитанного серого кота в очках. Тот ошарашенно смотрел то на карты в лапах, то на черно-белого. Рядом сновала еще одна кошка, расставляя чашки на столе. И где-то в углу комнаты, под старый граммофон рыжий котяра танцевал с маленькой полосатой кошкой, у которой румянец, казалось, проступал сквозь шерсть.

    - Картежники, - усмехнулся кот, - что ни ночь, так начинают веселье. Не скажу, что по мне эта компания. Но если хочешь забыть обо всем, то этот чердак самое место.

    - А разве это не заброшенный дом, который собираются сносить?

    - Им-то что до людских планов? - покосился на меня кот, - Держать все под контролем - значит забыть про жизнь и ждать, когда придет конец. А конца ты этим не изменишь. Вот и живут они. Танцуя ночи напролет и забыв про все.

    Музыка изнутри стала заглушать его слова, и он пошел дальше. У самого края крыши он обернулся и спросил:

    - Ты, часом, по деревьям не гуляла?

    - Чего? - переспросила я и тут же пошатнулась. За краем крыши виднелась пропасть огней. Я почти забыла про холод, но тут он обмотал тело с двойной силой. Перемешавшись со страхом.

    - А хотя знаешь, - кот отошел, чтобы взять разгон, - никогда не поздно начать.

    И заскрежетав когтями по металлу, он перепрыгнул на дальнюю ветку.

    - Но я не умею так! - я крикнула ему, но ветер принес этот крик обратно, - я же упаду и сверну шею!

    - Свернешь, если будешь верить в это. Странные вы, люди! Так боитесь свернуть себе шею, что скорее сами избавитесь от нее!

    С этими словами он сел, выжидающе смотря на меня.

    Я отошла подальше и представила себе этот прыжок. Если схватиться за ветку и закинуть ногу на другую, то вполне можно выжить.

    Я разбежалась и оттолкнулась от края крыши. Как вдруг нога соскочила, и я полетела в пропасть. Перед глазами все завертелось, и крыша стала стремительно отдаляться. Кот без капли паники смотрел на меня сверху, лишь ради приличия не зевая. Огни улицы вновь перевернулись, как вдруг я упала на что-то мягкое. Оно запружинило, подкидывая меня вверх и опуская вниз. Из окна рядом послышался свист, и я увидела несколько любопытных кошачьих морд.

    - Вот так раз! - одна из них открыла окно, - ребята, у нас сегодня крупная рыба!

    И под общий хохот ко мне потянулись несколько лап, затаскивая меня в комнату.

    - Да ты не расстраивайся! - отряхнул меня кот в смешной шляпке с пером, - тут и не такое поймать можно, когда ставишь сети на пескариков.

    - Каких еще пескариков?

    - Ну тех, что в кустах живут, а ночью выплывают снежинки ловить, - нетерпеливо добавил рыжий кот, сидевший на барабане.

    - Ну знаешь, те, которых еще варят в кетчупе и подают без лимона, - с энтузиазмом начал объяснять толстый кот с гитарой за плечом.

    - Да не знает никто рецептов твоей прабабушки, успокойся! - крикнул полосатый кот, который все это время сидел в углу и держал во рту барабанные палочки как бивни моржа.

    Я огляделась. В ободранной комнате не было ничего, кроме импровизированной сцены, барабанов, синтезатора без одной ножки и четырех котов, которые все время хохотали как отшибленные.

    - Поаккуратнее, мечты имеют свойство сбываться, - толстый кот важно сел настраивать гитару, - вот ты смеешься сейчас, а через год будешь скулить в очереди к моему ресторану, покрывая все вокруг равномерным слоем слюны.

    - Ты сначала альбом с нами запиши, а потом поговорим, - прервал его рыжий кот, спрыгнув с барабанов, - зачем нужен ресторан, если в нем не звучит наша музыка?
    - Верно! - крикнул кот, вырвав из зубов барабанные палочки.

    - А ты как дома себя чувствуй, - обратился ко мне кот в пернатой шляпе, - рыбы у нас уже не будет, зато появился первый фанат.

    - Ребята, наш фан-клуб открывает человек! Да это в историю войдет! - завопил рыжий.

    - Прошу прощения.

    Я обернулась и снова увидела чеширскую улыбку.

    - Не хочется забирать у вас первого зрителя, - кот улыбнулся музыкантам, - но скоро рассвет. А она еще не все увидела в нашем мире.

    - Обломался нам фанат, - трагично фыркнул полосатый, швырнув палочки на барабан.

    - Но вы не расстраивайтесь. Мечты ведь имеют свойство сбываться, - загадочно произнес кот.

    Я успела мельком рассмотреть улыбку толстого, пока мы не выпрыгнули обратно в окно.

    - А ты тот еще предатель! - сказала я коту, когда мы спустились вниз.

    - А стал бы я заставлять прыгать тебя на дерево, если бы не знал, что тут стоят рыболовные сети?

    Я хотела возразить ему, как вдруг мимо меня по воздуху прошмыгнула стайка блестящих круглых рыбок, гонясь за снежинками.

    - Быть может, без улова сегодня они не останутся, - снова улыбнулся кот, - мечтатели, они такие. Ничем этих сумашедших не остановишь.

    - Ты их знаешь?

    - Конкретно их, нет, - мы с котом вышли на крупную улицу, - но все, кто любит жизнь, без тормозов. Они как огромный бронепоезд груженый тоннами "а фиг с ним, прорвемся". Ничем его не остановишь.

    Улица была заполнена котами всех мастей и окрасов. Издалека они казались людьми, завернутыми в пальто. Но каждый раз они оборачивались, давая понять, что по определению являются кошками.

    Мы вышли в самое сердце улицы, пахнущей глинтвейном, в толпу танцующих под музыку старого шарманщика. Он стоял в стороне и крутил ручку, слегка пританцовывая и время от времени поправляя шапку-ушанку, наползающую на круглые очки. Рядом с ним стоял котенок, грызущий леденец, похожий на рыбу.

    - Как же они могут веселиться каждый день, неужели им не надоедает?
    - О, не ожидал, что ты сама спросишь, - уважительно посмотрел на меня кот, - но пока ты не готова узнать ответ на этот вопрос. Тебя ждет еще одна встреча.

   Он подошел к старой кошке, продающей воздушные шары.

   - А ведь она мечтала летать, - печально улыбнулся он, - чтобы найти тех, кто когда-то ушел. В этом коты и люди сильно похожи. Каждый кот гуляет сам по себе. Но однажды он находит того, за кем готов улететь на край света. И не всегда таким попутчикам рады. Как это у вас, людей называется, я забыл? Вот и она хотела летать. Но ей не позволили, и теперь она пишет письма. Видишь их? Каждый котенок, выпускающий воздушный шар в небо, становится ее слабой надеждой на то, что вместе с шаром кто-то, на том краю земли получит письмо. Тот, кто возможно в нем нуждается. Будет знать, что он не один.

    Я подошла к ней поближе. Она улыбалась, встряхивая светлые локоны, почти закрывавшие уши. Ее взгляд остановился на мне.

    - Та-а-ак, а какой же шар для тебя? Нет, не говори! Я сама угадаю!.. это будет фиолетовый. Точно фиолетовый!

    - И правда, фиолетовый, - улыбнулась я ей и заметила грустную искорку в глазах.

    Она протянула лапу к фиолетовой нити, но никак не могла ее отвязать.

    - Как у вас получается быть такой веселой? У вас ведь очень грустная история, - вдруг решила спросить ее я.

    И тогда кошка опустила лапу и покачала головой:

    - Ох, дитя... а ведь когда-то я так и делала. Прошло столько лет...А я все грустила. Как вдруг однажды обернулась и поняла. Что столько лет прошло, а вспомнить из них нечего. Повод для грусти можно найти в каждом дне в году. И если каждый раз, день за днем утопать в ней, позже поймешь, что в памяти об этом времени ничего не останется. Только серые страницы очень грустной книжки. Ты поймешь, сколько еще могла сделать, скольких могла обнять, пока они не растворились вместе с прошлым. Звучит простенько, но жизнь слишком коротка, чтобы отнестись к ней всерьез и потратить ее на страхи и грусть. Потому в каждом шарике лежит по письму. Чтобы однажды те, кому плохо, узнали мою историю и поняли, что они не одни. Одна у них только жизнь. И она непомерно коротка.

    Я потянулась в карман за кошельком.

    - Нет, что ты! - замахала лапами кошка, - не нужно денег. Сегодня ты спросила у меня кое-что важное. А это значит, мой праздник жизни стал намного веселее, чем обычно. Это - мой тебе подарок. Не забывай о нас.

    И она радостно помахала лапой на прощание.

    Кот одобрительно посмотрел на меня.

    - Как думаешь, могут ли люди вот также веселиться ночами напролет, забыв обо всем? - спросил он, когда мы сидели на крыше.

    Ветер гудел в ушах и все дальше уносил запахи корицы и музыку старого шарманщика. Ощущение холода вернулось ко мне.

    - Не знаю, я никогда не видела такого, - ответила я ему, - во всяком случае, я бы не смогла. Ведь в жизни слишком много заморочек. Вот - универ, сессия скоро. Вот - работа, иначе денег на жизнь точно не хватит. Вот - бессонница по ночам, когда листаешь переписки со старыми друзьями, которых больше нет. Тяжело со всем этим праздник жизни совмещать.

    - Поразительные вы существа, люди, - проворчал кот, - столько всего хорошего можно создать, а вы тонете в быту, как крыса в миске с молоком. Я хотел показать тебе все до рассвета, успел не все. Но достаточно, чтобы ты кое-что узнала. Взойдет солнце, огни улиц, музыка и танцующая толпа исчезнет. Проснется серый город. А вместе с ним ворчливая старая женщина со светлыми локонами, которая сходу включит телевизор и будет гундеть на весь мир. Или женщина в извечной шляпе с розарием будет пилить мужа по мелочам. А тот будет замыкаться в себе. Или группа музыкантов, которая так и не сможет записать свой альбом. У всех причины разные.

    - И что, неужели так со всеми будет?

    - Как будешь проходить по главной улице, - ответил кот, - загляни за угол около булочной. Там ты увидишь старого шарманщика. В нелепой ушанке, которая все время сползает ему на глаза. А рядом - его внука. Который все время улыбается и крутится под ногами у прохожих. Посмотри на них и подумай.

    - То есть, все, что сейчас происходит со мной - это сон?

    - Почему сон? - обиженно произнес кот, - то, что ты видишь сейчас - это лишь отголоски того, что однажды может случиться в жизни. А в жизни возможно все, что угодно... Говорят, все люди похожи на собак. Грейхаунды там, или доберманы... а я считаю - все это полный бред! Ведь на самом деле в глубине души все мы кошки. Живые и свободные. Остается лишь поверить в это.

    И мы замолчали. Впервые за долгое время меня накрыла сонная усталость, в которой по-приятному хотелось спрятаться от этого темного морозного утра. Закрыть глаза и провалиться в сон. Над горизонтом задрожала малиновая нить рассвета.

    - Знаешь, кот, одного я только не пойму...

    - Чего?

    - Почему я балда, все таки... это из-за того, что я не взяла с собой колбасы?

    - Вот ведь люди... я тебе не дворовый кот, чтобы колбаской питаться. А балда ты потому, что термоса с собой не захватила... кофейку бы сейчас.