Вам письмо

Нина Радостная
   Два года мы прожили в стенах Вашего дома. Из пяти девочек, что здесь разместились,  обиженных не было. Нам было хорошо. По утрам и после училища нас ждал накрытый стол.  Щедрый, умеющий хорошо готовить, Вы, Василий Михайлович, делились с нами своими запасами. Пока позволяло здоровье, с интересом работали на огороде. Выращенный урожай профессионально консервировали.
 
  Если требовала ремонта наша обувь, мАстера искать было не нужно. Василий Михайлович постарается, поправит, подошьёт и как бы невзначай сообщит:
   -Нина, я босоножки у тебя отремонтировал. Попали на глаза, вижу, непорядок. Взял инструменты. Как мог, сделал. Носи с богом.
 
  Конфликтов Вы не допускали. Мы учились у ВАС очень аккуратно договариваться. Помню, как бы невзначай оставленную на столе книгу с отмеченной строчкой. Нечаянно мы заглядывали, когда ВАС не было дома. Мысль была послана, конечно, нам. Достаточно было вспомнить ситуацию, которая расстроила ВАС час назад.
   
   Вероятно, мы были для ВАС семьёй. Прошло  к тому времени уже несколько лет, как умерла жена. Вы стали хозяином  в доме. Помню,с какой любовью выращивали цветы. Клумбы украшали  наш общий дом. Очень часто заходили за цветами те, у кого  предстоял праздник. Уходили с букетом и праздничным настроением!
      
   И вот время  нашей учёбы закончилось. Уже завтра мы покидаем, ставший родным, дом на окраине.  Отправление на автобусе рано утром, в шесть  тридцать.Мы  с подругой сумки собрали  с вечера, поставили у порога. По поводу утреннего расставания   не говорим.  Что говорить при прощании, как себя вести?  Не знаем...

  Беспокойная ночь, ранний подъём. Быстренько поднялись, осторожно пробрались на кухню.  В доме тишина.  Наш Василий Михайлович, видимо, спит.  Вчера чувствовал себя не очень хорошо.
   
  Нам  уже пора выходить. Но...что-то сдерживает.
     Написали записку, в которой  оставили слова благодарности и прощания. Оделись, стоим  перед дверью, смотрим друг на друга. Взяли свою дорожную поклажу и  вышли на улицу молча, не сказав никому "До свидания". Ушли, хоть сознание подсказывало другой сценарий. Но мы его не обсуждали.

   Осмотрелись  на месте  работы, почти сразу же написали письмо по родному адресу. С ответом Вы, Василий Михайлович, не задержались.
   
   "... когда я встал, Ваша кровать была пустая. В кухне у стола стояла Наташа (тоже живущая на квартире) и читала оставленную Вами записку. Мне стало очень плохо, я захватился за дверь и не читая записки, лёг в кровать. Было до слёз обидно.  Да, слёзы были, я лежал, чтобы никто их не видел.
         А где же русское традиционное  прощание хороших знакомых? Где эта молчаливая минутка? Где наши от души произносимые слова: "Присядем перед дорогой". А ведь дороги-то действительно ..., вам в новую интересную жизнь, а мне?
      Девочки! Из культуры человеческих отношений не выкидывайте  и не упрощайте обрядов встреч и прощаний, свадеб и даже похорон, вносите в них душевную теплоту хороших человеческих отношений, ведь плохого-то и так много..."
   
    Таким было первое письмо в нашей переписке, что продлилась ещё  семь лет. Сколько добрых наставлений мы в них прочитали, сколько добрых чувств испытали.
Спасибо, Василий Михайлович! Пожалуйста, простите нас!
    Светлая ВАМ память...