Папа, пойдём покурим!

Ермолаева Елена
     Дедушка прошел войну и вернулся домой капитаном. Для него война не закончилась девятого  мая. Она для него продолжалась еще несколько лет, и закончилась  в Австрии в военном городке.


     Бабушка была из бедной семьи. Ее отец и два брата погибли в годы гражданской войны. Они с  мамой кое как сводили концы с концами. Бабушка рассказывала, что у них в школе было так: богатые и хорошо одетые дети сидели на первых партах. Бабушка сидела на самой последней парте и ходила в пальто из пледа. Потом ей сшили зимнее пальто из перелицованной шинели, которым она гордилась. В детстве бабушка научилась шить, вязать крючком и вышивать. Это умение пригодилось ей после войны. Мой дед хорошо зарабатывал, но  сказались травмы войны. Иногда он пропивал то, что получал. А бабушке надо было кормить детей. 


     Познакомились дедушка и бабушка в  Мариинске - небольшом сибирском городке. Бабушка в войну работала там на ликероводочном заводе. У них с мамой был небольшой дом. Мать Анна Петровна выращивала свиней. Дед Сережа приехал в Сибирь за новобранцами. Остановился на постой в бабушкином доме. Ему понравилась симпатичная высокая стройная девушка.


     Бабушка же влюбилась в него. Молодой, красивый, интеллигентный. Дед умел играть на пианино, гитаре, балалайке,  пел, красиво говорил. Он очаровал  Клаву и пообещал забрать с собой. Они действительно расписались. Клава с мамой продали дом и переехали в Подольск. Но на потом   все пошло не так, как мечтала Клава.


     Дед жил в Доме Ударника. Это был трехэтажный дом-барак с маленькими клетушками типа комнат, фанерными перегородками, общей кухней и удобствами во дворе. Бабушку ждала неожиданная новость. У Сергея оказывается была пятилетняя дочка Лида. Бабушка была похожа на мать Лиды. Я думаю у неё был типаж первой любви  деда. Лида бросилась к   семнадцатилетней Клаве и назвала её мама.


     Потом деда отправили в Австрию. Прошло время и Клавдия поехала с маленькой Лидой к нему. По дороге на полустанках заходили женщины и предлагали купить разные гостинцы: вареную картошку, огурцы, малину. Лиде очень хотелось вкусненького, но бабушка  говорила ей: подожди. Приедем в Австрию. Там нас встретит твой  папа и все купит.


     Мой папа родился в военном городке. Довольно неплохо для послевоенного времени дедушка, бабушка, Лида и  маленький Лёша жили в Австрии. Но вот пришло время возвращаться. По какому-то недоразумению контейнер с вещами отправили в другой город. Бабушка была занята маленькими детьми, деду тоже было не до вещей. Его ждала работа. Он умел воевать, но в быту был неприспособленным. Поэтому приехали в том, что было. Контейнер так и не нашли.


     Окунулись в советскую послевоенную жизнь. Бабушке было несладко. У деда было три сестры: Вера Надежда   Любовь. И  мама. Вса четверо невзлюбили Клаву. Сергей был любимчиком в семье. А тут какая-то сибирячка... кожа да кости...Часто ссорились. Бабушка покупала молоко для маленького Леньки. Там называли моего папу по-домашнему. А сестры деда брали и выпивали тайком это молоко. Бабушка посмотрела на жизнь в Европе и хотела чтобы её сын был хотя бы немножко другим. Не как оборванцы во дворе. Она шила Леньке красивые нарядные костюмчики. Папе не нравилось, что бабушка наряжала его. Мальчишки во дворе  били его, называли еврейчиком. Папа плакал. Бабушка очень его любила и жалела. Это продолжалось до тех пор, пока семья не переехала в другой район.


     Папа подрос, окреп, стал заниматься самбо. К тому же дом, где они жили был для военной и технической интеллигенции. У него появились друзья. Папа любил книги и был настойчивым. 


                                 * * *

     Летом в Подольск приехала симпатичная девушка - моя мама. В соседнем подъезде жила ее сестра Аня и она помогала ей с маленькой дочкой. Папа влюбился в маму с первого взгляда. Мама была красивая и нарядная   в красной вельветовой юбке. Очаровала всех пацанов во дворе. Папа не давал ей прохода. Даже избил мальчика, который сделал для нее обруч. 


    Мама уехала обратно в Орск. Они с отцом переписывались. Ссорились, мирились. После окончания школы мама приехала поступать в институт в Москву. Накануне экзаменов они пошли гулять с папой. Ее сбила машина. Мама сломала руку. 


Прошло время. Они поженились. Папа вернулся из армии, а потом родилась я…



                                            * * *


      Мне кажется,  папа хотел, чтобы у него был сын. А родилась я, пугливая, и совершенно не спортивная. Я не была папиной дочкой, той, которую балуют, тискают, наряжают, обожают. Но, пересматривая оставшиеся детские фотографии, смотрю, что главный объект папиных фотографий - это я. И сделаны они с огромной любовью.


      Папа пытался научить меня кататься на велосипеде. Это был подростковый прибалтийский велик. А я только собиралась идти в первый класс. Мне он был немного великоват. Я не доставала до пола, не чувствовала опору и боялась. У меня не получалось. Папа нервничал. Потом, я конечно же научусь на нем ездить, набив свои собственные синяки и шишки. В прямом,  а не переносном смысле слова.

                * * *
    Один раз зимой мы ехали на автобусе от родственников,  папа выпил больше остальных, и мне казалось, что он самый пьяный. Мы стояли в автобусе, папа что-то спрашивал я отвечала и он мне задал вопрос: дочка, ты умная?

— Да, — ответила я,  а про себя подумала какой глупый вопрос я отличница учусь лучше всех в классе, хоть и самая маленькая. Конечно же умная, тем более мой ум хвалили. 

— Ты самая умная? — уточнил папа. 

     В его  словах я почувствовала подвох, но кого я могла назвать в девять лет умнее себя?


— Нет, я не самая умная, — подумав, ответила я.

— А кто умнее тебя?

— Брежнев, — выпалила я


                                              * * *

     Папа в любое время при разном материальном положении нашей семьи покупал книги. На память о нем остались детские книжки, особо ценны для меня "Винни Пух" и серия про "Волшебника изумрудного города". В девяностые, когда стали печатать книги в огромном количестве, цензуры не было никакой. Можно было издавать, что угодно. Я купила в метро скандальную книгу Лимонова "Это я, Эдичка!" Книга мне не понравилась. Папа тоже прочитал её и сказал:

— В нашем доме такой книги не будет!


     Когда-то папа сказал мне: "Здесь твой дом, чтобы не случилось, знай, что он у тебя есть! Приходи всегда, в любое время! Если хочешь, бери с собой мужа и сына!"

Время, конечно же не вернуть. Сейчас очень многое я бы сделала по-другому. Но мне кажется, две вещи, сделай я их тогда, многое поменяли бы в наших взаимоотношениях. 


      Когда в школе был выпускной, мы с двумя подружками в какой-то момент сбежали ко мне домой. Я жила  ближе всех к школе и у меня была припрятана бутылка шампанского. Соблюдая осторожность, мы ее открыли и немного побаиваясь, выпили. На кухне был папа. Он что-то читал, курил, писал. Нам было немного страшно от собственной храбрости. А вдруг папа зайдет в комнату, увидит нас и будет ругать. 


     А что бы я сделала, будь мне сейчас шестнадцать лет? Пригласила бы папу к нам. Возможно, он бы отказался, сказав, что не пьёт шампанское, может бы сделал замечание, что в нашем возрасте еще рано употреблять алкоголь. А может, плеснул бы себе в бокал искрящийся и шипучий напиток, и поздравил дочь с успешным окончанием школы!


     К сожалению, папа  много курил. Он мог обходиться без еды, но сигареты у него были всегда. Однажды он мне очень деликатно, тщательно подбирая слова, задал один вопрос: "Лена! Ты взрослый человек! А выкурила ли ты за свою жизнь хотя бы одну сигарету? Ну или хотя бы попробовала?" Я честно ответила: "Да, папа, и не одну!" В его глазах было и облегчение и радость, что не обидел меня вопросом. Очень жаль, что за всю жизнь я ни разу не сказала фразу: "Папа, пойдём покурим!"

      Я сильно тосковала по нему. Жалела о сказанных, а иногда несказанно словах. Один раз папа мне приснился. Во сне он сказал: "Пусть они все думают, что я умер. Я хочу, чтобы ты знала, что я жив, просто уехал в Австрию"