Русская рулетка
После Сталинградской битвы окончившейся 3 февраля 1943 года, руководство страны и народ, ВПЕРВЫЕ ПОВЕРИЛИ в победу над немцами.
В стране осталось много детей без отцов и матерей.
На базе бывших кадетских корпусов, было организовало 18 Суворовских военных училищ.
В Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове и Одессе созданы артиллерийские и авиационные специальные подготовительные школы.
19 декабря 1943 года создано Сталинградское СВУ,но т.к.город был разрушен, училище разместили в Астрахани.
Через 3 года подыскали оставшийся с Гражданской войны Оренбургский Неплюевский кадетский корпус( в городе Чкалове )
В 1946 году в разгар лета (по рассказу очевидцев), училище из г. Астрахани передислоцировалось в г.Чкалов(ныне, исконное его имя ,город Оренбург).
Плыли до Саратова на пароходе. Остановились на какой –то пристани и командование разрешило ребятам и офицерам – воспитателям купаться и загорать.
Все вышли на берег.
На пароходе остался один военврач, который принял из аптечки порцию медицинского спирта и как всегда в таких случаях, произошел « случайно »пожар.
Пароход, знамя и всё имущество сгорело. Суворовцев и офицеров, всех, как были в трусах, разместили в избах ближайшей деревни.
По воинским законам – часть расформируется, а командиры отдаются под суд.
Училище называлось « Сталинградским» - дело замяли, а Знамя вручили новое.
Училище располагалось в большом здании, построенном в 1825 году в виде буквы Е.
В 50-е годы, всех входивших в училище по парадной лестнице встречала картина «Утро нашей Родины», на которой был изображён И.В. Сталин в белом френче, без орденов, через руку перекинута шинель.
За вождём необъятная Родина с колхозными полями и дымящиеся вдали трубы заводов.
Потолки помещений были в цветных рисованных орнаментах, помнившие ещё царских кадет.
Большие спальни, классы, столовая и кухня, библиотека, а на втором этаже находилась церковь,где по утрам, в былые времена молились кадеты, а в моё время здесь был спортивный зал, комнаты для офицеров – воспитателей, комнаты для чистки оружия и обуви, баня, котельная.
В подвальном помещении столярные и слесарные мастерские. На первом этаже зал для собраний, танцевальный зал, комната дежурного по училищу, а за его спиной гауптвахта для содержания и охраны провинившегося кадета.
Суворовцы подчинялись всем Уставным требованиям, но т.к. мы присягу не принимали, то и сажать нас на гауптвахту (отбывать наказание за проступки) не имели права.
Офицеры воспитывали убеждением и своим личным примером отношения к службе.
Во дворе корпуса большой плац, стадион и конюшня, куда после ужина, многие бежали порадовать лошадей куском хлеба.
До 1953 года обязательные занятия ВЕРХОВОЙ езды. Преподавал учебную дисциплину капитан от кавалерии. На серебряных погонах, голубая окантовка и эмблема в виде подковы и двух перекрещенных сабель.
Подтянутый, красивый, всегда в начищенных до блеска сапогах с серебряными шпорами, цокавшими при ходьбе.
Помню фамилию, под стать его профессии - капитан ХОМУТОВ! (точно по Чехову А.П., когда в рассказе « Лошадиная фамилия» перечисляются Кобылкин, Жеребцов, Лошадкин, Табунов …ОВСОВ ).
Офицеры - воспитатели жили с семьями рядом с училищем, в отдельном доме.
В доме, где когда-то жил поп с попадьёй, размещался продуктовый ларёк.
Кирпичная стена конюшни вся исцарапана гвоздями, с фамилиями кадет учившихся здесь в разные годы до революции и нынешних суворовцев.
Офицеров, окончивших до войны ВОЕННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ институты, созданных для повышения грамотности ( к/фильм «Сердца четырёх») бойцов Красной Армии, во время войны отозвали в тыл и направили в СВУ.
Офицеры-воспитатели в официальном разговоре с нами, мальчишками, никогда не переходили на «ТЫ», только на « ВЫ» (одно это уже воспитывало !)
В 1952 году( через 7 лет после войны !) ещё учился суворовец, награждённый боевой медалью.
Учились ребята из Албании: все как на подбор здоровые, высокие, упитанные лбы. Носили нашу форму, но назывались не суворовцы, а именем своего легендарного героя – «скандербеговцы».
Все учебные дисциплины (математику, литературу, физику, химию и пр.) вели офицеры в звании от капитана, до полковника. Французский язык преподавала женщина, в звании капитана.
Учебные классы рассчитаны на взвод (до 30 человек).Во время занятий преподаватели следили за тем, чтобы мы сидели ровно, не сутулились, голову держали прямо. Грудь вперёд, а руки назад и опирались на спинку парты Эрисмана.
Чтобы суворовцы закаливали свой организм,прибывший новый начальник училища,
Герой Советского Союза генерал-майор танковых войск Овчаров А.М. ПРИКАЗАЛ:
все бачки с теплой, кипячёной водой,стоявшие рядом с дневальным,под его охраной, УБРАТЬ!
- Вам что, на войне, в окопах будет тёплая, кипячёная вода?
Суворовцы и офицеры – воспитатели стали пить воду из – под крана.широко открыв рот.
Заболеваемость ангиной пошла на убыль.
Были установлены определённые дни (но они не прижились!), когда все, в течение дня, должны общаться на изучаемом нами французском языке.
Рядом с тумбочкой дневального, под его охраной, находилась ОТКРЫТАЯ пирамида с учебными винтовками системы Мосина.
В «Поединке» А.И. Куприна описывается занятие « словесностью » с солдатами ротной школы в былые времена.
Ефрейтор Сероштан ведет занятия и задаёт вопрос: « Если ты, примерно, Бондаренко, стоишь у строю с РУЖОМ, а к тебе подходит начальство и спрашивает: «Что у тебя в руках, Бондаренко?». Что ты должен отвечать?
- Ружо, дяденька?- догадывается Бондаренко.
-Брешешь. Разве же это ружо? Ты бы ещё сказал по - деревенски : РУШНИЦА.
То дома было РУЖО, а на службе зовётся ПРОСТО:
-МАЛОКАЛИБЕРНАЯ, СКОРОСТРЕЛЬНАЯ, ПЕХОТНАЯ ВИНТОВКА СИСТЕМЫ БЕРДАНА, НОМЕР ВТОРОЙ, СО СКОЛЬЗЯЩИМ ЗАТВОРОМ.
ПОВТОРИ, сукин сын!
В старших классах на занятиях по тактике выдавались автоматы ППШ (в кино обычно показывают партизан с таким автоматом, с круглым диском ).
Сапоги яловые, изготовленные из шкуры телёнка. В спальне прикроватных ковриков или тапочек не было.
Ночью, с кровати, впрыгиваешь в холодные тяжёлые сапоги и, стуча ими по паркету, бежишь в туалет.
В комнате для чистки обуви стояла 100 литровая фанерная бочка с артиллерийским салом (которым чистят стволы пушек), а потому и запах в классах был специфический.
Самое тяжкое преступление в армии – воровство.
Запомнилось единственное, за 8 лет исключение за воровство.
Утром построили всё училище в спортзале.
Начальник строевого отдела зачитал приказ об отчислении.
Вора вывели на середину зала, старшина роты срезал погоны, с брюк выпорол лампасы и в гробовой тишине увёл из зала.
Спать должны на правом боку, подложив правую руку под щеку, левая рука сверху одеяла и вдоль туловища.
Занятия по физкультуре в трусах и босиком. Спортивные костюмы и тапочки не выдавались. Были только у тех, кто мог купить за свои деньги.
В столовой сидели за столиком по 4 человека. Стол покрыт белой скатертью, у каждого в кольце белая салфетка, которая заправлялась за воротник гимнастёрки. На столе у каждого ложка, вилка, нож. Нарезанный хлеб, масло в маслёнке. Первое в бачке (каждый наливал себе сам) и компот на столе.
Второе блюдо разносили так называемые подавальщицы.
Офицер-воспитатель сидел за отдельным столиком, ел вместе с нами и следил за порядком.
Повара - мастера своего дела: готовили борщ, тефтели, зразы, макароны по-флотски.
Начиная с 1958 года, в праздничные дни выдавались пирожные и вкусные китайские яблоки (уже тогда! все были стандартные – один к одному).
В коридоре, в специальном месте(предусмотренном ещё с царских времён), сидел училищный духовой оркестр и играл вальсы.
Занятия пением, как и уроки танцев, были обязательны для всех.
Танцы преподавала миниатюрная, симпатичная цыганочка. Учила танцевать вальс, польку, краковяк и вычурные: па де грас, па де спань и т.п.
Нам было 11-12 лет, многие старались «улизнуть», но её слова: «…вот станет вам 16 -17 лет, сами будете просить, чтобы научила », так оно и было. На праздники приглашались девочки из ближайшей школы,играл училищный духовой оркестр.
Первыми начинали танцы наши офицеры-воспитатели, которые приглашали своих жён, подавая нам пример.
Особенно часто исполнялся вальс «Амурские волны», полька, краковяк.
Если кто-то желал заниматься музыкой, пением или рисованием, из города специально приглашался преподаватель.
Ежегодно, перед каникулами, всё училище отправлялось на месяц, в летний
лагерь, располагавшийся на реке Сакмаре (быстротекущая, холодная вода с Уральских гор).
Незабываемые пешие походы в Оренбургских степях с полной выкладкой: винтовка, шинель в скатку, сапоги, фляга, лопата, вещевой мешок.
Воспитатели, прошедшие войну,в форме игры учили маскировке, разведке, как вырыть ячейку или окоп, правильно переползти, покинуть окоп при атаке и прочим нехитрым «наукам » армейского офицера.
Однажды кто-то нашел патрон, у которого пуля была утоплена внутрь гильзы,и получился этакий «КОРОТЫШ».
На привале, решили испытывать силу воли друг друга.
Возраст уже лет 17-18,а УМА ещё НЕТ.
Устроили РУССКУЮ РУЛЕТКУ.
Зарядив в учебную винтовку Мосина патрон, ложились на расстоянии 10 метров, целились в лоб товарищу и нажимали спусковой крючок, а остальные наблюдали, как ведёт себя испытуемый.
Подпиленный боёк ударял слегка в капсюль, патрон(пуля внутри ), чуть сдвигался с места и происходил лёгкий щелчок.
Винтовка передавалась другому искателю острых ощущений и глупость повторялась.
В лагере службу несли с боевым ( внервые появившимся в войсках ) самозарядным карабином Симонова.
Приехав после соревнований в лагерь, Боря Пашков будучи дежурным, увидев меня, улыбаясь во весь рот, рассказал о том что было в походе, и стал заряжать патрон в БОЕВОЙ КАРАБИН.
Я ради шутки зашел за большое, рядом стоявшее дерево и вдруг …произошел ВЫСТРЕЛ. Вот и ШУТОЧКИ!
Борис не ожидая, мгновенно стал в лице белым.
Я был удивлен не меньше.
Карабин сразу же вычистили, на выстрел никто из офицеров не обратил внимания, всё обошлось благополучно.
Перед выпуском все окончили курсы вождения машины ГАЗ и получили ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ права (на легковой машине можешь ездить,но не работать!)
Стартёра не было, заводили рукояткой, при каждой остановке машина глохла, приходилось вылезать и снова заводить. Указателей поворотов не было, обозначали рукой высунутой из окна машины.
Все получили навыки работы с ротной радиостанцией Р-105, могли на хорошем уровне, вести допрос пленного на французском языке.
Большинство имело различные спортивные разряды, не говоря о строевой подготовке и практике стрельбы из карабина СКС и пулемета Дегтярёва.
Придя в военные училища, я и мои товарищи столкнулись неравенством соответствия звания офицера с его должностью.
В СВУ командир роты был в звании полковник( уровень должности командира полка или дивизии), командир взвода – майор, подполковник(уровень полка или батальона), а в военном училище, над тобой командует какой-то лейтенант, которого мы никогда не видели, а потому и не считали за человека, равного нам.
По общеобразовательному уровню, внешней воспитанности, знаниям и культуре, суворовцы превосходили многих офицеров, старшин и своих однокурсников пришедших из гражданки.
Пренебрежение, чрезмерная самоуверенность и верхоглядство – безусловно, являлось раздражителем для окружающих.
В одну роту, после окончания СВУ, приходило в военное училище порой до 10 человек из одного взвода, тех, кто вместе 8 лет жили, учились, знали друг друга всесторонне и могли постоять словом и делом.
Отдельные командиры, чтобы избежать проблем (« слишком умные!») и не иметь лишнюю головную боль, вообще старались не брать суворовцев, другие – разбрасывали их по разным ротам и взводам.
Олимпийские Игры в Мельбурне в 1956 году прошли под девизом « Альтиус, Фортиус, Сильтиус» - БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, ДАЛЬШЕ!
Не помню при каких обстоятельствах, но ВПЕРВЫЕ в 15 - 16 лет меня поразил глубокий смысл существующего в философии закона – ЗАКОНА РАЗВИТИЯ – это объективность, существующая независимо от воли, желания или сознания человека – ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО.
СУТЬ - всякое изменение имеет КОЛИЧЕСТВЕННУЮ сторону, но не до бесконечности.
В определённый момент, в КРИТИЧЕСКОЙ точке, ВНЕЗАПНО!, КОЛИЧЕСТВЕННОЕ изменение переходит в КАЧЕСТВЕННОЕ!
Этот закон соотнёс к СПОРТУ! (прыжки в высоту), что меня интересовало, и чем я увлекался в то время.
Затраченный на тренировке ТРУД в какой-то момент, СКАЧКОМ!, перейдёт в другое КАЧЕСТВЕННОЕ состояние – в НОВЫЙ спортивный РЕЗУЛЬТАТ!
ВЫВОД – тренируясь, работая над собой, можно добиться определённого результата в любом, избранном тобой деле.
ОКАЗЫВАЕТСЯ – всё зависит от самого человека, его труда и целеустремлённости!
Только честолюбивый, своей головой дошедший до понятия, что: в спорте, музыке, танцах и пр., всё ДАЁТСЯ ТЯЖЕЛЫМ ТРУДОМ, именно он достигает определённых успехов .
Купил книгу «Прыжок в высоту » В. Дьячкова и на самоподготовке стал её штудировать применительно к себе.
Чтобы увеличить нагрузку, придумал приспособление.
Рядом с нашим стадионом находился тир авиационного училища - помещение длиной 150 м., шириной 10 м. и высотой метров 6.
С 1955 по 1957 год, в 1-ом Чкаловском военном авиационном училище, учился Ю.А. ГАГАРИН, будущий первый космонавт СССР.
С одной стороны тира устанавливался авиационный пулемёт, а в конце тира, торцом уложены бревна, в которых при стрельбе застревали пули.
Сделав подкоп под стеной, пробрался в тир, когда там никого вечером не было, набрал в ведро пуль, принёс в котельную.
Расплавленный свинец залил в формочки, заранее сделанные из жести, знакомые девчонки сшили из брезента пояс с карманчиками, и получилось то, что надо.
С таким поясом бегал, прыгал, ходил на занятия.
Летом, когда ехал в Сталинград на каникулы, брал в свой фибровый ( сделанный из уплотнённого картона) чемоданчик - ядро спортивное весом 16 футов( 7кг.257гр.), диск весом 2 кг, пояс весом 5-6 кг. Получался целый пуд, плюс костюм( продал полученный спортивный приз фотоаппарат «Смена»), купил тапочки и шиповку для прыжков.
Приезжая на каникулы занимался общефизической подготовкой.
Переехав на трамвайчике за Волгу, бегал по песку кросс 3-5 км, плавал, метал диск.
ЗАКОН диалектики РАБОТАЛ - результаты РОСЛИ.
Пригласили в команду сборной Оренбургской области по легкой атлетике, установил рекорд прыжка в высоту-185 см.
Начались поездки во время учебного года на сборы, соревнования в Ленинград, Ульяновск, Воронеж, Челябинск и различные спартакиады.
Несмотря на отвлечения от учебного процесса, судя по сохранившимся у меня табелям успеваемости, я стал серьёзнее относиться к учебным дисциплинам.
В 1957 году, после Олимпийских Игр, в Ленинграде, при военном институте физической культуры, была создана ВШТ (Высшая школа тренеров), поступить учиться в которую, стало моей голубой мечтой.
Написал письмо на имя МИНИСТРА ОБОРОНЫ Р.Я. Малиновского и изложил своё желание и планы дальнейшего продолжения учёбы и службы.
Пришел ответ ( разумеется не лично, а от его имени), что для поступления в ВШТ необходимо иметь первый разряд по любому виду спорта.
В прыжках в высоту, первый разряд был 190 см. и мне не хватало всего 5 см.
Второй путь – окончить ЛЮБОЕ военное училище, СТАТЬ офицером, ОТСЛУЖИТЬ не менее
2-3 лет и ПОДАТЬ рапорт по команде, на общих основаниях.
За два года до окончания СВУ зная, какие через 5 лет мне придётся сдавать экзамены (литературу, физику, химию и спортивные дисциплины), покидая училище, собрал конспекты и хранил все годы, КРОМЕ учебников по МАТЕМАТИКЕ!
Жизнь повернулась такой стороной, что НЕЛЮБИМУЮ математику пришлось сдавать при поступлении в академию и учить ещё 3 года.
В последний год обучения, в январе 1959 года, вместе с легкоатлетами Оренбургского медицинского института поехал в Ленинград на Всесоюзные соревнования.
В 60-е годы был порядок: окончивший СВУ, но не желавший идти по военной части, получив аттестат зрелости, на общих основаниях мог сдавать экзамены в любой гражданский ВУЗ.
В случае не поступления, на 3 года призывался в армию.
Приёмные комиссии институтов боролись за хороших спортсменов. При равных баллах, предпочтение отдавалось спортсмену.
Старшим команды Оренбургской области был преподаватель от мединститута. Он, как говорится, ухватился за меня. Только скажи «ДА!»; – примем без экзаменов!
У медиков – студентов ехавших со мной на соревнования, был учебник по анатомии (готовились сдавать зимнюю сессию), этакая пухлая книжища на 1000 листов.
Впервые полистал учебник анатомии человека, посмотрел картинки и …зарёкся, когда либо, идти по лекарской части.
По мне любая работа, но только не связанная с человеческой болью, страданием, слезами, кровью и гноем.
Через 5 лет буду поступать в академию на ОЧНОЕ отделение и одновременно сдавать экзамены на ЗАОЧНОЕ отделение в институт физкультуры им. П.Ф. Лесгафта.
За июль месяц 1964 года сдам 10 экзаменов и «сяду на два стула».
В физкультурном институте – литературу, физику, химию на 5, а при сдаче экзамена по спортивным дисциплинам, впервые прыгну на 2 метра.
Установлю своеобразный рекорд института Лесгафта – впервые, на экзаменах, поступающий абитуриент выполнил норму мастера спорта СССР.
Всё было официально зарегистрировано в присутствии судей Республиканского значения и документы отправлены в Москву.
Через 2 месяца, ПРИШЛЮТ удостоверение и знак мастера спорта СССР, который через месяц будет УКРАДЕН в раздевалке спортзала академии.
Обучаясь в институте физкультуры заочно, за один год сдал экзамены за первый и второй курс, но когда дело дошло до практического экзамена по анатомии, я не смог преодолеть в себе чувство брезгливости и взять в руки мертвое человеческое тело.
Анатомичка в институте им. П.Ф. Лесгафта в 1964 году была оборудована в подвальном помещении.
При входе, тебя встречал в застеклённом шкафу, скелет человека среднего роста.
Внизу бронзовая табличка, на которой написано, что такой-то знаменитый петербургский штангист, в таком – то году, завещал студентам для изучения, как пособие – свой скелет.
Поздоровавшись с скелетом, спускаемся по ступенькам в препараторскую комнату.
Столы покрыты оцинкованным железом. На столах человеческие руки и ноги.
В силуминовых, тяжёлых банных тазах для ног, лежат внутренности.
За столами стоят студенты и без перчаток, руками берут фрагменты и себе под нос бубнят:
- Мышца двуглавая, плечевая трапециевидная, дельтовидная, икроножная и т.д.
Я был в форме: брюки галифе, китель, сапоги, но руки в карманах и ни до чего не дотрагивался.
В конце помещения, за стеклянной дверью, в небольшой комнате эмалированная ванная, наполненная желтым раствором формалина.
На деревянной решетке, лицом вниз, лежала отрубленная до пояса, половина человека.
После посещения анатомички, месяца два,( будучи ещё холостяком) питаясь в столовых и кафе не мог есть суп; - серый цвет мяса напоминал труп, пахнущий формалином и вызывавший отвращение.
Были ещё две попытки осилить анатомию, но на третьей – собрал все учебники, пошел в библиотеку института и сдал. Решил анатомией себя не мучить.
При выпуске из СВУ, начальник училища Герой Советского Союза, генерал – майор Овчаров А.М. советовал поступать в Московское общевойсковое училище им. Верховного Совета.
По его словам (зная меня как спортсмена, не раз вручавшего грамоты) :
« …ты парень высокий, стройный. Окончишь училище – будешь служить в почётном карауле, ходить в эскорте, встречать и провожать иностранные правительственные делегации…».
Перспектива заниматься шагистикой (которую я не любил, за пустую трату времени), меня нисколько не прельщала.
Я шел к своей цели и знал как её достичь.
После выпускного вечера, всех переодели в солдатскую форму и отправили на месяц в пехотную часть.
Занимались тем, что через день, кроме рытья окопов, дневные и ночные стрельбы по мишеням из карабина СКС и пулемета Дегтярёва.
Каждый из нас уже знал, в какой город и в какое училище поедет после отпуска.
Распределение в военные училища шло по алфавиту.
Моя фамилия на букву Х, а потому к столу, где лежал уже заполненный список вакансий, шел одним из последних. Осталось только одно Одесское общевойсковое командное училище.
Единственный, кто получил направление в Ленинградское артиллерийское училище, был Семёнов Алексей.
В последний момент, он вдруг предложил мне поменять «его » Ленинград, на «мою» Одессу( куда шла основная масса нашей роты). Я с радостью согласился.
Мои документы отправили в 1-ое ЛАУ на Московском проспекте, недалеко от метро «Технологический институт».
Дальше меня ждала курсантская служба, но («судьба играет человеком, она изменчива всегда!»)
Учиться буду не в артиллерийском,а в ИНЖЕНЕРНОМ училище на улице Садовая, 10.
Сохранился билет на выпускной вечер 1959 года, со словами:
Много будет знакомых и встреч,
Много разных объезжу сторон.
Но всегда буду свято беречь,
Пару алых, заветных погон.
Пару алых заветных погон, все годы хранимые мною, подарил в 2005 году внуку Володе,в день его поступления в кадетский корпус им. Петра Великого в Санкт-Петербурге.