11 Северо-запад. Селигер. Нил

Tumanchik
По Ленинградке доехали до Торжка. Дорога только что отремонтирована, и движение гораздо меньше, чем вчера. В Торжке повернули на Осташков. До него  120 км. Разместились в гостинице «Селигер». За все путешествие она оказалась лучшей. Вечером пикник на берегу Селигера. Попробовал проехаться на Ситроене.
Утром Саша позвонил Мише Вирину (наш общий знакомый по работе в МИФИ). Миша отдыхает с семьей на западном побережье Селигера. Договорились, что мы приедем к  ним вечером на ужин.
Утром поехали в Нилову пустынь. Этот монастырь расположен на острове у восточного берега озера. Восстанавливается уже 14 лет, но еще работы очень много. Главный собор впечатляет, а панорама  с колокольни потрясающая. Есть аналогичные высокие смотровые площадки, например, в Ярославле, Новгороде, но там это город, в основном, видны крыши домов. А здесь – необъятный простор озера Селигер с живописными берегами. Самая красивая панорама за всю поездку.
Искупались в озере. Потом поехали вокруг него по так называемому «Селигерскому кольцу» (больше 200 км). Километров 70 пришлось ехать по гравийно-песчаной дороге, местами напоминающей стиральную доску.
Примерно в середине кольца, в северной части озера есть место, где преподобный Нил прожил первые 15 лет своего селигерского старчества. До того, как перебрался на остров Столобенный и основал пустынь. В лесу стоит крест и большая церковь, правда, еще не восстановленная. Очень много комаров.
В селе Залучье опять пошел асфальт. В этих местах в 70-м году мы с будущей женой были на турбазе у дяди Саши. Ловили рыбу. Доехали до Свапуще и повернули к Волговерховью. Тогда, в 70-м, мы от Свапуще шли пешком 20 км к истоку Волги. Там стоял и теперь стоит домик. Сейчас было уже 6 часов, и он был заперт. Есть еще очень большой кирпичный собор (не восстановлен) и небольшая действующая церковь. А еще есть маленькая часовня – знак первоистоков великих русских рек Волги, Днепра, Дона и Западной Двины.
Площадь озера 260 км;, в том числе около 38 км; приходится на острова (их на Селигере более 160). Крупнейший — Хачин. Площадь всего бассейна — 2275 км;. Селигер принимает 110 притоков (наиболее крупные — реки Крапивенка, Сорога и Серемуха (Черёмуха)), а из него вытекает лишь одна река Селижаровка. Озеро лежит на высоте 205 метров над уровнем моря и имеет ледниковое происхождение. Этим объясняется его своеобразная форма — это не озеро в привычном понятии, а скорее цепочка озёр, протянувшихся с севера на юг на 100 км и связанных между собой короткими узкими протоками. Береговая линия протяжённостью более 500 км отличается изрезанностью — поросшие лесом мысы, глубокие вдавшиеся в сушу живописные заливы, разнообразные по форме острова. На Селигере насчитывается 24 плёса, самые большие — Полновский, Осташковский, Кравотынский, Селижаровский, Троицкий, Сосницкий, Нижнекотицкий и Березовский. Отдельные части озера носят самостоятельные названия: озёра Вясцо, Величко, Серемо, Глубокое, Долгое, Святое, Сватица и другие. Вода в Селигере очень прозрачная, прозрачность достигает 5 метров.
На острове Столобный находится самая знаменитая достопримечательность Селигера – православный мужской монастырь «Нило Столобенская пустынь (Нилова пустынь). Относительно названия острова — «Столо;бный» — существуют две версии. По первой, он получил название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём в древности существовало капище, и стоял языческий жертвенный столб.
Легенда о преподобном Ниле (Из Википедии):
Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находится около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил в честь преподобного Нила Постника. В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу во Ржевском уезде у реки Серемхи (рядом с Селигером) небольшую келью. Питался он здесь травами и желудями с дуба, проводя время в посте и молитве. Сего не мог выносить диавол, и потому вооружился на святого с великою злобою, дабы отогнать его от того места. Диавол устрашал Нила различными привидениями, являясь перед ним в виде зверей и всяких гадов, которые устремлялись на преподобного с диким свистом и воплем. Но святой молитвами, как мечем, отгонял все эти искушения и злые козни врага, ограждая тело свое знамением крестным и молясь непрестанно Богу. Такое житие Нил проводил тринадцать лет, проводя время во многих подвигах и трудах пустынных. По преданию, однажды к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.
Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебрался на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в семи верстах от Осташкова. Преподобный отправился туда, достиг острова и был радостно поражен его красотой. Обошед весь тот остров, Нил увидел, что он очень удобен для уединения и посему возрадовался духом и возвеселился. На острове том была гора и большой лес. Взойдя на гору, Нил сотворил молитву и сказал:  «Здесь покой мой, здесь вселюсь во век века».
И возблагодарил Бога за указание ему сего места. Здесь в горе он выкопал себе пещеру, в которой прожил первую зиму; после же устроил там келлию и часовню. Нил проводил на острове жизнь в великих подвигах и молитвах, в посте и трудах; пищею ему служили злаки и ягоды, росшие на острове, а также овощи и плоды от земли, которую он возделывал своими руками. Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого, и устрашал его всевозможными видениями. Так, однажды диавол явился с целым полчищем бесов и окружил келлию преподобного, когда тот совершал в ней молитву свою; оцепив келлию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но святой молитвою своею отогнал бесовское полчище.
Бессильною же осталась и ненависть против святого Нила людей, а только послужила к большему его прославлению. Однажды нечестивые жители, обитавшие близ Столобного острова, вознамерились согнать святого с острова, и для сего нарубили дров и зажгли лес, думая, что огонь дойдет до его келлии и сожжет ее. Видя сие, святой стал на молитву и со многими слезами молился об избавлении от напасти. Милосердый Господь не оставил моление раба Своего, уповающего на Него, и сохранил его по благодати Своей: пламень внезапно погас, как только дошел до горы. Преподобный же, увидев скорую милость Божию, возрадовался духом, а враги его со стыдом возвратились домой.
Однажды, когда преподобный находился на работе вне келлии, разбойники напали на святого и с угрозою требовали от него, чтобы он отдал им свое сокровище; святой же сказал им: — Всё мое сокровище — в угле келлии; войдите туда и возьмите его. В угле же том была икона Богородицы с Предвечным Младенцем, Разбойники вошли в келлию и внезапно ослепли; тогда они со слезами стали умолять святого о прощении; преподобный помолился Богу и разбойники прозрели. После сего святой обратился к ним с наставлением о душевном спасении и запретил им никому не передавать о случившемся с ними; они тогда умолчали, но после кончины святого Нила рассказали обо всем.
За свои подвиги и терпение напастей преподобный Нил приял дар прозревать тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины. Один человек пришел к святому, будучи в плотской нечистоте. Святой обличил его о том грехе и, наказав не творить сего, отпустил с миром. С того времени человек тот пришел в страх Божий и, пожив богоугодно, скончался.
Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему на пропитание рыбу от своего улова. Однажды они послали к нему с рыбою одного из своих товарищей. Святой, провидя духом своим, что рыбарь осквернил себя прелюбодеянием, закрыл пред ним оконце келлии и не принял от него рыбу. Рыбарь, возвратясь к товарищам, поведал им о случившемся. Они послали другого к преподобному с рыбою, и преподобный с радостью принял от него рыбу и, благословив, отпустил.
В другое время один человек хотел было на острове нарубить лесу для постройки дома, но вдруг загремел страшный гром и послышался голос, воспрещавший рубить лес. Однако тот не убоялся сего и стал нагружать деревьями воз, но лошадь не могла сдвинуть его с места. Увидя сие чудо, человек тот со страхом ушел, обещаясь никогда более не делать того.
Преподобный подвизался на острове Столобном двадцать семь лет и прежде кончины своей ископал в земле (в часовне) своими руками место для погребения и поставил там гроб. Приходя туда на всякий день, он плакал над тем гробом, говоря себе: — Се покой мой, се жилище мое!Когда, наконец, святой почувствовал приближение кончины своей, то молил Господа удостоить его причастия Св. Таин. По молитве святого, желание его исполнилось. На остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил Нила Св. Таин. После сего преподобный, войдя в келлию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келлию; потом, опершись руками на деревянные костыли, на которых он обычно отдыхал от телесной усталости, преставился ко Господу в 1554 году, декабря в седьмой день. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.
Какие только мифы не сочинят народные сказочники!?
В 1594 году с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так началась история мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.
Прошло несколько лет. Слух о чудесных исцелениях, проистекающих от места, где погребен святой отшельник, распространился на многие земли. Из окрестных и дальних стран монахи и миряне стали приходить на остров, но до 1590-х годов настоящего монастыря на нем еще не было. Монастырь основал иеромонах Герман, инок праведной жизни. В часовне, при гробе преподобного Нила, он нашел живущего там мирянина, родом из Холмогор, по имени Борис Козмин. К ним присоединились вскоре еще несколько человек братии. По благословению митрополита Новгородского Александра в 1594 году они построили на острове первый деревянный храм во имя Богоявления Господня. Немного времени спустя появилась и другая деревянная церковь, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Между 1594 и 1599 годами на острове появилось уже настоящее иноческое общежитие, которое впоследствии было названо по имени преподобного Ниловой пустынью. В 1599 году монахи тверского Оршина монастыря Иов и Нифонт написали первый иконописный образ преподобного Нила, а в начале XVII века книжник Филофей (Пирогов) из Болдина монастыря обработал собранные преподобным Германом записки о преподобном Ниле. Так появилось житие. В трудные времена наступившей великой Смуты в Русском государстве окрестности Селигера подверглись опустошению. С великими тяготами пришлось столкнуться и новосозданному монастырю. Постриженник и преемник преподобного Германа, тогда совсем еще юноша, будущий святитель Нектарий (Теляшин) много лет спустя вспоминал: «Как мне забыть труды, и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту? И до смерти мне надобно помнить, какова милость Божия надо мной грешным была в пустыни и что мы кушали: вместо хлеба траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятловину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолокши, а гладом не уморил нас Господь».
В 1628 году Нектарию, в то время настоятелю Ниловой пустыни, случилось быть в Москве. Монастырь и преподобный Нил в то время уже были довольно широко известны. Игумен был представлен царю Михаилу Фёдоровичу, пожелав государю скорейшего рождения сына и наследника. Это исполнилось в 1629 году, и игумен Нектарий стал восприемником новорожденному царевичу Алексею Михайловичу. С этого момента начинается быстрый подъем обители. В 1667 году при строительстве первого каменного Богоявленского собора были обретены мощи преподобного Нила. Мощи были поставлены первоначально в деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, а затем перенесены в новый каменный собор. От мощей начались многочисленные исцеления. До сих пор в архивах находятся многочисленные тетради, которые прежде лежали у раки преподобного Нила и куда заносились случаи такой помощи, если, конечно, люди желали поделиться своими рассказами. Число незаписанных чудес должно исчисляться многими тысячами. С начала XIX века Нило-Столобенская пустынь стала одним из крупнейших монастырей России. В 1820 году пустынь посетил император Александр I. Уже в следующем году в монастыре развернулось активное строительство. По проекту И.И. Шарлеманя в 1821–1833 годах был построен новый Богоявленский собор, один из самых больших и красивых храмов Тверской епархии. До революции по числу паломников монастырь занимал первое место в России и второе место в православном мире после Гроба Господня. Многие десятки тысяч паломников собирались в обитель. В дни празднования преподобного, особенно на день обретения мощей (27 мая по старому стилю), их бывало до 45 тысяч.
История сохранения мощей преподобного Нила в советские годы – удивительная история верности жителей Осташкова и Селигерского края своему преподобному. Хотя монастырь в 1928 году постигла участь большинства монастырей и храмов России, мощи его святого основателя не погибли. Они были перенесены в краеведческий музей в городе Осташкове. В 1948 году после передачи Знаменского собора приходской общине мощи были как бы «не замечены» и переданы с другим ненужным музею имуществом, став главной святыней вновь открытого храма. Несмотря на богоборческие времена, поток богомольцев к мощам не прекращался. Для мощей была устроена новая сень, тысячи людей приходили сюда, чая благодатной помощи великого селигерского преподобного. С 1970-х годов начинается медленное возвращение памяти о Ниловой пустыни и преподобном Ниле. Немалый вклад в возрождение памяти о нашем святом внес и калининский журналист, впоследствии редактор возобновленных «Тверских ведомостей» В.З. Исаков. В книгах Владимира Захаровича, вышедших огромными тиражами, читатели могли найти исчерпывающую и взвешенную информацию о монастыре и его основателях, лишенную налета богоборчества и глумления над церковью.
В 1991 году монастырь был вновь официально передан Русской православной церкви. Начинается возрождение обители. Главным событием возрождения стало возвращение мощей преподобного Нила из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь в июле 1995 года, привлекшее сотни и тысячи паломников. Возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2017 году в Нило-Столобенской пустыни проходили торжества в честь 350-летия обретения мощей, которые возглавлял Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это мероприятие всероссийского масштаба - знаковое событие для всей Русской православной церкви.  По мнению Игоря Рудени праздник еще раз подтвердил, что на тверской земле бережно хранят духовные традиции нашего народа.
После Великой Отечественной войны на острове Городомля в 4 км от Осташкова собрали немцев, занимавшихся ракетными разработками в интересах Советского Союза. Первая партия немцев прибыла 22 мая 1947 года, в мае 1948 года на острове собрали всех немецких специалистов по ракетам. Организация немецких специалистов на острове Городомля получила статус филиала № 1 НИИ-88, расположенного в Подлипках (ныне — г. Королёв). В октябре 1950 года «немецкий» филиал № 1 прекратил свою работу, а в 1951-1953 годы немецкие специалисты были отправлены в ГДР. Однако созданные на Городомле исследовательский центр и машиностроительный завод после отъезда немецких специалистов не прекратили свою работу. 
Приехали к Вирину. Он снял один из коттеджей в элитном поселке на неделю. 300 $/день. Ужин, купание, разговоры разные. В гостиницу вернулись около полуночи.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru