10 Северо-запад. Валдай и знаменитости

Tumanchik
На Ленинградке была большая пробка (вечер воскресенья) и очень сильный дождь. Даже останавливались минут на пятнадцать.
К вечеру доехали до Валдая и разместились в гостинице «Валдайские зори». Все гостиницы перед путешествием были заказаны, в Валдае еще и предоплачено.
Вечером был трехчасовой ужин в ресторане по случаю дня рождения Надежды.
На следующее утро выяснилось, что музеи колокольчиков и уездного города были закрыты (последний понедельник месяца). В принципе, один музей колокольчиков мы уже видели в Ростове два года назад. Сейчас выяснилось, что в Валдае два музея колокольчиков: Музей колоколов и Музейный колокольный центр. Оба открыты в 1995 году, находятся рядом и даже относятся к одному Валдайскому филиалу Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. В чем фишка такого разделения, я не понял.
Думали съездить на пароходике в Иверский монастырь, но опоздали и поехали на машинах. Монастырь в 2004 году был еще не очень восстановлен, но все очень красиво. Купили колокольчик (дар Валдая). Я полез купаться в водах озера  и порезал об камень ногу. Саша помазал «Спасателем», и нога быстро зажила.
Об Иверском монастыре (из Википедии):
Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.
Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским». В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи праведного Иакова Боровичского.
В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли. В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство. В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».
К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами. В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.
Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря. 5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.
Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950—1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдае. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами Златоуста - Лохтачевым А.А, Лохтачевой Н.В. и Лохтачевым Д.А., была освящена 25 декабря 2006 года.
11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался патриарх Алексий II. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном храме, перед тем совершив чин малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России Владимир Путин. В апреле 2008 года появились сообщения о решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“». Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.
19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря. Решением Священного синода от 27—28 декабря 2011 года митрополит Лев назначен (журнал № 173) главой Новгородской митрополии и утверждён (журнал № 169) в должности настоятеля (священноархимандрита) Иверского Валдайского мужского монастыря. Управляющей делами монастыря назначена монахиня Ирина (Фролова).
Состав и архитектура.
• Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653-56)
• Трапезная Богоявленская церковь (1657-58) с хлебней и квасоварней (1668-69)
• Надвратная церковь Михаила Архангела (1680-е, верх перестроен в конце XVIII в.)
• Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского (1874)
• Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке)
• Шатровая колокольня (1679-89)
• Наместнический корпус (XVII в.)
• Казначеский корпус (1680-е гг.)
• Братский корпус (нач. XVIII в.)
• Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX в.)
• Каменная ограда с башнями XVIII в.
• Николаевская (Михайловская) башня (1680-е гг.)
• Часовня с успыпальницей Панаевых (1870)

Расположение монастыря на острове и природа валдайского озера, конечно, потрясающая. Мы были один раз до этого на Валдае в 1973 году во время поездки с родителями на Москвиче 401, но тогда к монастырю мы не подъезжали. Да и была ли тогда к нему дорога?
Еще я нашел в Интернете интересную статью, написанную В.Зайцевым, старшим научным сотрудником Национального парка «Валдайский»,  о нескольких знаменитых людях, связанных с Валдаем и окрестностями: http://valdaypark.ru/--/. 
Про Радищева и его «Путешествие из Петербурга в Москву» я буду писать в отдельном рассказе.
- С небольшим валдайским сельцом Кренье связана жизнь известного пианиста, профессора Петербургской консерватории Антона Августовича Герке (1812-1870). В прошлом – это известный музыкальный педагог в Петербурге. Среди его многочисленных учеников – автор оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргский. Н. А. Римский-Корсаков вспоминает в своих мемуарах «Летопись моей музыкальной жизни» о музыкальных вечерах балакиревского кружка, которые стали предтечей «Могучей кучки»: «Посетителями вечеров стали Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, я и Стасов. Сверх того, постоянными посетительницами его были молодые девицы, сёстры Александра Николаевна и Надежда Николаевна Пургольд. Александра Николаевна была прекрасная, даровитая певица (высокое меццо-сопрано), а Надежда Николаевна прекрасная пианистка, ученица Герке…».
Антон Августович Герке был сыном скрипача, дирижёра и композитора Августа Герке, который часто давал концерты в Киеве, был известен в Европе. Достаточно сказать, что музыкальные произведения – увертюры, камерные трио, дуэты, вальсы, другие музыкальные пьесы для фортепьяно композитора А. Герке издавались в Лейпциге и Гамбурге. Не удивительно, что дети Августа Герке, в том числе и Антон, стали музыкантами, а по отзывам современников — прекрасными исполнителями, умелыми педагогами, даровитыми композиторами. Антон Герке (родился 9 августа 1812 года) уже в раннем возрасте, благодаря отцу, познакомился с музыкой. Ему было восемь лет, когда отец привёз сына в Москву и определил учеником Фильда. После этого юный музыкант совершенствовал своё мастерство в Париже, Лондоне, Гамбурге. Биографы отмечают, что общим развитием А. А. Герке обязан, прежде всего, самому себе. В конце 20-х годов XIX века он   поступил на службу библиотекарем к одному именитому книголюбу, собрание которого к тому времени насчитывало около пяти тысяч томов. Здесь он пристрастился к чтению,  значительно расширил свои познания и кругозор.
В 1832 году А. А. Герке прибыл в Петербург и вскоре привлёк внимание публики своими концертными выступлениями. Через год он получил звание пианиста и место в столичных театрах. В 1840 году в Петербурге создается Симфоническое общество. Среди основателей — имя Антона Августовича  Герке. Он принимал активное участие в концертах Симфонического общества,  позднее — в концертах, которые устраивались в Петербургском университете, под управлением Ф. Шуберта.
Незаметно прошло 30 лет активной творческой деятельности А. А. Герке в Петербурге. В 1862 году здесь открывается консерватория, сыгравшая значительную роль в музыкальной жизни России. Около 40 лет в ней преподавал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Его  имя и сейчас носит Петербургская консерватория. С первых дней здесь преподавал и Антон Августович Герке. Он был приглашён в консерваторию профессором по классу игры на фортепьяно, одновременно вёл музыкальные занятия в училище правоведения и в других учебных заведениях столицы.
Внезапно жизнь незаурядного музыкального педагога оборвалась. Умер он в своём имении, в сельце Кренье Едровской волости Валдайского уезда, 5 августа 1870 года, и был похоронен неподалеку, на тихом деревенском кладбище Едровского погоста.
- Славную страницу в историю отечественного и мирового рыбоводства вписал уроженец здешних мест, талантливый ихтиолог Владимир Павлович Врасский (1829-1862). В своём родовом имении в селе Никольское Демянского уезда Новгородской губернии он в середине XIX века создал первый в России рыборазводный завод. Пытливый учёный и инициативный практик поставил перед собой цель – наладить искусственное рыбоводство в водоёмах Валдайской возвышенности. Сама природа способствовала этому: повсюду прекрасные озёра – Селигер, Вельё, Пестово, Валдайское и другие, множество рек и речушек – чистых, быстротечных, богатых кормами.
В. П. Врасский решил использовать для своих опытов маленькую холодную речку Пестовку, которая протекала через его имение и соединяла озёра Пестово и Вельё. В феврале 1854 года он приступил к научным экспериментам. Для начала выловил самок налима и выжал из них икру в фарфоровое блюдо. Из самцов таким же образом выделил молоку и залил смесь водой. Смешение икры и молоки он проделал ещё раз в двух блюдах. Затем стал систематически менять воду в посудинах. Через некоторое время здесь появились личинки рыб. Они были необычайно маленькими, и их было очень мало. Естествоиспытатель настойчиво продолжал свои опыты. И когда условия максимально приблизились к естественным, успех стал очевидным: оплодотворились практически все икринки, кроме недозрелых и повреждённых. Так Врасский открыл новый, «сухой» способ искусственного осеменения рыбьей икры, названный за границей «русским способом» или «способом Врасского». Это был прорыв в биологической науке и рыбоводстве. С тех пор этим методом пользуются многие рыбоводы.
Теперь предстояло перенести опыты в естественные условия: обеспечить постоянную циркуляцию воды с оплодотворённой икрой и кормление мальков. С этой целью ихтиолог в 1855 году начал строить плотину, пруд и домик на реке Пестовке. В домике предполагалось сделать настоящие бассейны с проточной водой. Всё было заранее спланировано самим Врасским. Строилось рыборазводное сооружение с помощью крепостных крестьян: 17-летнего дворового паренька Карпа Лебедева, местных мужиков и молодых женщин. Из постоянных помощников самым надёжным стал крестьянин Весьегонского уезда Тверской губернии Григорий Ефимов. Основатель завода не только сам руководил строительством, но и принимал непосредственное участие в земляных и плотницких работах. Уже осенью 1855 года Врасский проводил на новом заводе опыты с оплодотворённой икрой гатчинской форели – рыбы крупной и очень выгодной в промысловом отношении.
И ещё одно новшество применил рыбовод: мальков стал кормить не рубленым мясом, как рекомендовали инструкции того времени (мясо портилось, мальки погибали), а живыми насекомыми, мелкими червями, циклопами, которых легко было выловить в пруду или в озере. И мальки, как правило, выживали. Использование природного корма, как и «сухое» оплодотворение икры, имело важное научное значение. Врасский разработал наиболее эффективные способы сортировки и инкубации рыбы. Благодаря его методу инкубации, стало возможным ускорять или замедлять выход личинок рыб путём произвольного изменения температуры воды. Нашел рыбовод и способ длительного хранения оплодотворённой икры для транспортировки на дальние расстояния.
К 1857 году в Никольском уже действовал рыборазводный завод. При нём находились пруды для выращивания рыб и содержания производителей. С этой целью молодой директор запрудил в различных местах речку Пестовку и создал 5 прудов. Кроме того, он арендовал окрестные озёра. Сюда завозилась осеменённая икра. Эта работа, скорее торгово-хозяйственная, отнимала у Владимира Павловича немало времени. Но в ней он видел начало осуществления своей мечты – заселение рек и озёр России ценными породами рыб.
С весны 1857 года сюда зачастили зарубежные гости: учёные-ихтиологи К. Ф. Рулье, К. М. Бэр, К. Ф. Кесслер и другие. Деятельность завода одобрил сам министр государственных имуществ М. Н. Муравьёв, другие чиновники. Однако некоторые из них своей бюрократической волокитой тормозили  развитие производства. Как бы там ни было, имя Врасского становится известным не только в России, но и за рубежом. Его избирают действительным членом Московского общества сельского хозяйства и присуждают золотую медаль. А вслед за отечественной наградой пришла и золотая медаль из Франции — от Парижского общества акклиматизации.
Врасский рассчитывал сбывать выращенную рыбу в Москву и Петербург, а на вырученные средства поддерживать своё хозяйство. Но, израсходовав всё своё состояние на проведение опытов, обустройство завода и прудов, он вдруг оказался без средств к продолжению своей деятельности. Поэтому в 1861 году Врасский организует товарищество из четырёх компаньонов, вложивших в дело около 40 тыс. рублей. На собранные средства он продолжил строительство Никольского рыбоводного завода, довёл его производственную мощность до 8 млн. икринок, из них – 5 млн. сига, 1,8 млн. форели и 1,2 млн. лосося. Равного по мощности этому предприятию ни в России, ни за границей к тому времени не было. Наконец, в декабре 1862 года Врасский добился в Министерстве государственных имуществ выдачи ссуды на сумму 30 тыс. рублей. При этом товарищество приняло условие, по которому в случае прекращения какой-либо производственной деятельности или банкротства, предприятие наряду с прудами и землями поступали в распоряжение государства.
Но вскоре внезапная смерть оборвала жизнь молодого учёного. Врачи не смогли вылечить у него воспаление лёгких. Оно началось сразу после сильной простуды в декабре 1862 года, когда Врасский вместе с работниками завода вылавливал на Пестовском озере рыбу для очередных опытов. Там же, на погосте Пестово, в двух верстах от Никольского его и похоронили. Со смертью пытливого учёного Никольский рыборазводный завод стал приходить в упадок. Ссуду погасить не удалось. И  вскоре начался процесс передачи его в ведение государственной казны.
Последующим поколениям рыбоводов пришлось приложить немало усилий, чтобы сохранить и усовершенствовать уникальное рыбоводное хозяйство Врасского. В 2004 году предприятие отметило свой полуторавековой юбилей. Сейчас Никольский рыборазводный завод – одно из крупных хозяйств Новгородчины. Здесь искусственно выращивают сотни тысяч мальков и годовиков щуки, пеляди, карпа и другой ценной рыбы для запуска в водоёмы Новгородской области. Одновременно коллектив завода ежегодно вылавливает десятки тонн промысловой рыбы. Постоянно ведётся реконструкция прудового хозяйства. И этому в немалой степени способствует всемерная помощь и поддержка со стороны государства. Только в 2005 году для получения рыборазводного материала предприятию из федерального бюджета было выделено 2,5 миллиона рублей. Успеху способствует тесное сотрудничество и взаимовыгодная помощь между коллегами из Псковской, Ленинградской и Новгородской областей. Так, в Никольское икру пеляди регулярно поставляют рыбоводы колхоза «Моторное» Ленинградской области. А для псковичей, которые имеют маточные водоёмы, но не имеют инкубационных площадей, демянцы инкубируют икру. Только в 2005 году в прудовом хозяйстве Никольского рыборазводного завода было выращено 500 тыс. сеголеток пеляди и 100 тыс. – судака, которые затем были запущены в водоёмы Новгородской области. В эффективности работы последователей Врасского убеждаются не только промысловики, но и рыбаки-любители, которые всё чаще выходят с удочками на водоёмы Новгородчины. Разведением судака, например, завод занимается уже свыше десяти лет. Благодаря этому на Вельё удалось восстановить маточное стадо, которое было нарушено с 1956 года. Все больше судака становится в озере Валдайское и других водоёмах области. Не меньше внимания уделяется в последнее время и разведению щуки. Чтобы её было больше, специалисты ежегодно выпускают в озёра до 100 тыс. личинок. И всё это делается на научной основе, с учётом результатов мониторинга и обоснованием целесообразности разведения, например, в водоёмах национального парка.
- Острым взглядом художника всматривался Рерих в прошлое этих мест. В  воображении возникали картины давно минувшей эпохи из жизни славянских племён: по озеру плыли долблёные челны, а в воздвигнутых на высоких берегах городищах разыгрывались сцены беспощадных сеч, где «грызлись и резались насмерть». Здесь, на Валдае, он делал зарисовки,  писал этюды для будущей картины «Гонец. Восстал род на род». За неё автор был удостоен в ноябре 1897 года диплома Академии художеств на звание художника.
Н. К. Рерих считал, что историческая живопись не может развиваться в отрыве от археологии. Вот почему, несмотря на свою постоянную занятость, он регулярно бывал  летом  в археологических экспедициях.В 1902 году Рерих вместе с женой прожил несколько месяцев в Окуловке. Здесь у них родился первенец — Юрий, впоследствии учёный-востоковед, сопутствовавший отцу во всех его путешествиях по Востоку.
В это время Рерих занимался раскопками в бассейнах реки Перетно и озера Боровно, где  обнаружил ранние христианские захоронения. Здесь же он создал несколько этюдов, вошедших в каталоги его будущих выставок: «Озеро», «Лес», «Сосны», «Домовичи», «Городок» и др. К сожалению, большинство этих работ утрачено. Еще перед  революцией они оказались за пределами России. В этих произведениях художник запечатлел с присущей ему наблюдательностью черты валдайской природы, облик тогдашних деревень.
В 1904 году Рерих прибыл в Валдай. Здесь его серия «архитектурных этюдов» пополнилась такими произведениями, как «Иверский монастырь», «Стены Иверского монастыря», «Палаты Никона», «Старая печатня» и др. В очерке «Чаша неотпитая» (1915) он пишет о «настоящем, которое для будущего». Проникновенное постижение новгородской природы, «твёрдого и степенного её народа» («новгородцы бодры») питает веру художника в светлое будущее России. Мощный родник в селе Мшенцы бывшего Валдайского уезда, чья живая вода исцеляет от недугов, вырастает в очерке в символ Родины: «Всенародная, крепкая доверием и делом Русь стряхнет пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдет клады подземные».
Вот почему, находясь в послереволюционные годы вдалеке от Родины, Николай Константинович не порывал с нею своих духовных связей, интересовался свершениями русских людей, ростом их культуры, охраной государством и общественностью исторических и культурных памятников. В годы Великой Отечественной войны Н. К. Рерих печатал статьи,  выступал с лекциями в защиту СССР, выражая твердую уверенность в конечной  победе над фашистской Германией, оказывал материальную поддержку  Красному Кресту. Художник мечтал вернуться на Родину. Он приготовил в дар более 400 своих произведений. Но привёз их в Россию уже его сын Юрий, родившийся когда-то в Окуловке.
В общей сложности художник Рерих создал около полутора тысяч картин. Большинство из них хранится и экспонируется в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Большой вклад внёс Н. К. Рерих в изучение истории и культуры Азии:  Индии, Тибета, Маньчжурии, Монголии. Многие годы художник боролся за принятие Пакта о защите  учреждений, служащих целям культуры и искусства, а также исторических памятников. Его борьба, поддержанная передовыми людьми планеты, увенчалась в 1954 году подписанием международной «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённых конфликтов».
 - В конце XIX столетия в Валдае произошло неординарное событие за всю историю народного образования в дореволюционном уезде. В 1896 году была открыта бесплатная одноклассная общеобразовательная школа. Её основал выдающийся методист-словесник, литератор, общественный деятель, замечательный представитель педагогической науки дореволюционной России Виктор Петрович Острогорский (1840-1902). Он был последователем педагогических взглядов В. Я. Стоюнина и В. И. Водовозова. Стремясь преодолеть казёнщину гимназического обучения, большое внимание придавал этико-эстетическому воспитанию учащихся, развитию их творческой самостоятельности. Острогорский был известен и как редактор журналов «Детское чтение», «Дело», «Воспитание и обучение» и как автор рассказов для детей. Его книги «Письма об эстетическом воспитании», «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу», «Беседы о преподавании словесности», «Выразительное чтение» неоднократно переиздавались. Труды Острогорского были в семейной библиотеке Ульяновых.
Приехав в Валдай на отдых в 1890 году, Острогорский купил небольшой деревянный дом под дачу. В то время в уездном центре были две школы: платное мужское трёхклассное и бесплатное женское двухклассное училища. В этих школах обучались дети обеспеченных родителей. Даже при бесплатном обучении требовалось много денег на приобретение школьной формы, учебных пособий, книг, тетрадей и пр. Основная масса детей бедняков не имела возможности учиться. Мысль дать хотя бы начальное образование обездоленным детям не покидала Острогорского, и он развернул активную деятельность среди родных, друзей, знакомых и незнакомых с просьбой помочь открыть в Валдае бесплатную школу для детей бедняков. Прошение об открытии такой школы перед министерством просвещения было положено под сукно и надолго забыто. Острогорский, казалось, потерял всякую надежду. Однако 6 августа 1895 года чиновники все-таки разрешили открыть в Валдае двухклассную школу с пятилетним сроком обучения.
Тем не менее, все трудности были впереди: не было ни средств, ни школьного помещения, ни учебных пособий, ни оборудования, ни учительских кадров. Сразу же начать учебный год не удалось. Открылась школа лишь 7 января 1896 года на даче самого Острогорского. Здесь можно было обучать не более 25 детей. Вплоть до 1915 года школа оставалась одноклассной с трёхлетним обучением, т. к. открыть второй класс долго не удавалось из-за отсутствия средств. Первые 25 учеников (15 мальчиков и 10 девочек), принятых в школу, были грязными, оборванными и нечёсаными. Пришлось приложить немало усилий, чтобы привести их в порядок. У некоторых были настолько ужасные условия жизни, что пришлось их селить в школе.
Постоянно требовались средства на содержание и обучение учащихся. Скромного учительского жалованья Острогорскому не хватало. Тогда он организует цикл лекций. В 1897 году Острогорский прочитал 8 лекций об искусстве в Петербурге, на следующий год три – в Москве и две о Белинском, ещё год спустя – лекцию о Пушкине. В общей сложности было собрано около 2 тыс. рублей, которые пошли на школьные нужды. Оказывали посильную помощь и частные лица – кто денежными средствами, кто учебными пособиями, книгами, одеждой и обувью. Первые два года содержание школы обходилось по 600 рублей, позднее расходы возросли до 1,5 тыс. рублей. Ко второму году обучения количество желающих учиться резко возросло. Но в маленьком помещении невозможно было разместить всех. Оставшиеся на улице дети со слезами, а то и с завистью смотрели на своих счастливых сверстников. Нужно было срочно подыскивать и выкупать под школу здание.
В 1899 году В. П. Острогорский приобретает у Тульского банка в кредит большой каменный дом (ныне ул. Луначарского, 19/11). При нём имелись садовый участок, хозяйственный двор, сарай, ледник и баня. Всё это было выкуплено за 6 тыс. рублей. И вот, наконец, в новом 1899/1900 учебном году школа разместилась в новом каменном здании. Здесь имелось 5 больших светлых комнат: две – для классов, две – для учителей и одна – для библиотеки. В подвальном этаже находились кухня и комната для обслуживающего персонала. В школу на этот раз было принято 50 учеников. Здесь получали образование дети беднейших слоёв населения: крестьян-хлебопашцев, ремесленников, извозчиков, мелких служащих, чиновников, торговцев и чернорабочих. Они обеспечивались горячим питанием.
При школе работала народная библиотека, которая носила имя великого русского поэта А. С. Пушкина. В её фондах были книги по философии, логике, психологии, педагогике, искусству, юриспруденции, общественным наукам, публицистике, народному образованию, истории литературы, критике, словесности, истории, географии, этнографии, естествознанию, медицине, ветеринарии, сельскому хозяйству и др. Из периодических изданий имелись журналы: «Нива», «Юная Россия», «Маяк», «Русская школа», «Вестник воспитания», «Современный мир», «Педагог», «Воспитание и обучение», «Народный учитель» и др. Причём библиотекой могли пользоваться все желающие. Фонды постоянно обновлялись. Особой популярностью у читателей пользовались книги Жюль Верна, Майн Рида, Мамина-Сибиряка, Гоголя, Достоевского, Диккенса, Тургенева, Л. Толстого, Пушкина, Гончарова, Немировича-Данченко и самого основателя школы — В. Острогорского.
Острогорский вводит в учебную программу практику – обучение ремеслу. Он подчёркивал, что «занятие ремеслом приучает к аккуратности, сосредотачивает внимание на работе, даёт навык в обращении с инструментами, может пригодиться ребёнку в жизни. Да и родители охотнее оставляют чадо в школе, если он не балуется, а к делу привыкает». В школе организуются чулочная и переплётная мастерские. Девочки занимались шитьём, вышивкой и вязанием чулок, мальчики учились переплёту книг. Только в 1910 году для школьных нужд было переплетено и отремонтировано около 350 книг. Юные переплетчики не только полностью обслуживали фонды школы и библиотеки, но и выполняли частные заказы, давая дополнительный доход школе. Старшие учащиеся обрабатывали пришкольный участок. Они разбивали парники и клумбы, копали грядки и высаживали огородные культуры, окапывали ягодные кусты и удобряли почву. Здесь выращивались разные сорта капусты, картофель, салат, морковь, петрушка, свекла, яблоки, клубника и цветы. Свежие овощи и фрукты шли на стол воспитанникам, излишки продавались. Выращивалась также домашняя птица. Доходы от пришкольного участка поступали в фонд школы.
Совершенствовалось эстетическое воспитание учащихся. Независимо от времени года учителя организовывали увлекательные экскурсии воспитанников на природу: в окрестности Валдая, на Выскодно, Попову гору, на острова Валдайского озера и в Иверский монастырь. Постоянно проводились литературно-музыкальные утренники и вечера, детские праздники и ёлки. Учащиеся под руководством учителей ставили спектакли, и сами участвовали в них. Так, 20 февраля 1913  года состоялся детский вечер со спектаклем. Устроители представили на суд зрителям две пьесы: «Живое пугало» и «Гусь-приклейка».из сборника рассказов Фёдорова-Давыдова. Учащиеся прочли два стихотворения и басню, спели две песенки, играли на балалайках, поставили три пантомимы. Художественная самодеятельность разнообразила школьную жизнь.
В 1915/16 учебном году школе В. П. Острогорского исполнилось 20 лет. Хотя основателя уже не было в живых, школа продолжала существовать. Понимая, что со смертью учебное заведение может погибнуть, выдающийся педагог обратился в своём посмертном завещании к потомкам: «Я основал в городе Валдае бесплатное училище… Со смертью моей дорогое для меня детище гибнет, и вот обращаюсь к Вам, дорогие мои ученики и ученицы, — не оставьте моей школы, не дайте ей погибнуть. Вас любивший, теперь умёрший В. Острогорский».
Но дело педагога-новатора продолжили его активные последователи: Петербургское общество попечительства, Е. Я. Острогорская, Валдайское общество попечения и в меньшей степени Министерство просвещения, Новгородское губернское и Валдайское уездное земства, Валдайское городское общественное управление. В условиях царского самодержавия новации в учебно-воспитательном процессе  школы В. П. Острогорского являлись прогрессивным явлением. Образование могли получить лишь представители привилегированных сословий. Простые люди в массе своей оставались в темноте и невежестве. Насаждаемые царским правительством церковно-приходские школы и 1-2 классные уездные училища практически ничего не давали. Основной акцент делался на зазубривание закона божьего да умение расписываться печатными буквами. И лишь талантливый русский самородок Виктор Петрович Острогорский сумел подобрать ключик в воспитании и обучении юных граждан будущей великой страны. Валдайцы до сих пор его любят, чтят и помнят.
- Пришёлся по душе тихий провинциальный русский городок выдающемуся русскому публицисту Михаилу Осиповичу Меньшикову (1859-1918). До этого многочисленное семейство Меньшиковых  периодически приезжало в Валдай на дачу из Царского Села, что под Петербургом. Облюбовав живописные места, было решено приобрести на Образцовой горе со спуском к чудному озеру старинный господский особняк с садом в личную собственность.
Михаил Осипович Меньшиков родился в г. Новоржеве Псковской губернии, в бедной семье. Окончил Кронштадтское морское техническое училище и в качестве штурмана на броненосном фрегате «Князь Пожарский» участвовал в плавании по Средиземному морю и Атлантическому океану. После участия в нескольких дальних морских походах получил звание инженера-гидрографа. Написал несколько книг по специальности.
Однако настоящее его призвание было в критических заметках, в публицистике. Публиковать свои материалы Михаил Осипович стал в 20-летнем возрасте в «Голосе», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Кронштадтском вестнике», в популярной в то время газете «Неделя». Окончательно осознав своё общественное призвание, он в 1892 году выходит в отставку в чине штабс-капитана, становится одним из основных сотрудников, а затем и фактическим заведующим «Недели».
В новом качестве Меньшиков становится известным всей мыслящей России. Он был знаком с Л. Н. Толстым, помогал ему в организации помощи голодающим, выполнял издательские поручения. Дружен был Михаил Осипович и с А. П. Чеховым. Письма Чехова к Меньшикову не раз публиковались в полных собраниях сочинений писателя. Круг знакомых и корреспондентов этими знаменитостями не ограничивался. Менделеев, Иоанн Кронштадтский, Рязанов, Сытин, Горький, авиатор Мациевич, с которым Меньшиков летал на самолёте, и многие другие. Многообразная публицистическая деятельность создала Меньшикову широкую известность, особенно во время его работы в газете А. С. Суворина «Новое время» с 1901 по 1917 годы. Он вёл рубрику «Письма к ближним», публикуя еженедельно по две-три статьи (кроме больших воскресных «подвалов»). Затем Михаил Осипович издавал эти публикации ежемесячно отдельными  журнально-дневниковыми книжками.
Каких только вопросов не касался Меньшиков – политических, экономических, нравственных, бытовых, национальных и др. В основе его публикаций была идея о необходимости крепкой власти с парламентским представительством и основными конституционными свободами, способными защитить традиционные ценности России. Меньшиков был одним из лидеров партии «Всероссийский национальный союз» и  определял её цель, как «восстановление русской национальности не только как главенствующей, но и государственно-творческой». Отвергая деятельность революционных организаций как партий «русской смуты», Меньшиков одновременно выступал и против черносотенцев («Союз русского народа») с их борьбой против обновления России. В. И. Ленин не раз вступал в полемику с  Меньшиковым и даже приклеил ему ярлык — «верный пёс царской  чёрной сотни». За этим, быть может,   тенденциозным обвинением крылось невольное признание огромного влияния личности Меньшикова на умонастроения людей той эпохи.
Наследники А. С. Суворина после смерти издателя крупнейшей русской газеты  стали распродавать имущество, и Меньшиков в начале 1917 года был фактически отстранён от работы в «Новом времени». Для России начались тяжёлые времена. Глава Временного правительства князь Львов, хорошо знавший яркого публициста, посоветовал ему выехать за границу. Но Меньшиков, как патриот и как истинно русский человек, отказался покинуть родину и уединился со своей семьёй в Валдае. Писать он перестал, потому, как нигде не печатали. Жили в провинциальной глубинке тихо-мирно. Семья была большой – пять детей. Средств не хватало. Тогда Михаил Осипович устроился в уездном городке конторским служащим. Каждый день он давал старшим детям (самой старшей Оле было всего 8 лет) несколько уроков: правописание, чтение и арифметика. Слушали они его рассказы по истории России, географии. Вечером отец обычно прогуливался с детьми за город. Трёхлетнюю Машу брал на руки. По дороге рассказывал сказки. С соседями общались редко: не позволяли многочисленные житейские заботы….
Вскоре произошли события, которые трагически оборвали жизнь 60-летнего   М. О. Меньшикова. Он был репрессирован и расстрелян 21 сентября 1918 года на берегу Валдайского озера… Захоронен у алтарной части Петропавловской церкви г. Валдая.

Вот такое место мы посетили во время нашего путешествия в 2004 году. Тогда оно нам понравилось. А сейчас, говорят, там еще лучше.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru