Всем нам предстоит решить очень серьезную проблему: можно ли называть человеком мутанта, подвергшегося генетическим модификациям. Не станет ли продукт биоинженерии конкурентом (или даже врагом) человечества?
Очевидно, решение есть.
Ритуалы инициации, подтверждения права называться и быть Человеком известны давно: с незапамятных лет до последнего времени право рождения Homo не означало признания личности.
Личности мало родиться - но надо ей стать.
Малолетние дети - не личности. Ограниченно дееспособны, зависимы от родителей и опекаемы обществом, они не имеют права голоса на собраниях и не могут принимать самостоятельных решений.
Ритуал подтверждения права на личность был очень сходен в различных культурах: нужно пройти испытания и доказать, что кандидат не животное - вытерпеть боль, выжить в тяжелых условиях и соответствовать определенным морально-этическим требованиям.
Не опуститься, не сдаться, не струсить - выдержать и превозмочь.
Что-то подобное есть и сейчас - в субкультурных кругах, в армии или тюрьме существует "прописка" - тест выживания, право стать частью сообщества. Своеобразный раздел: "свой" - "чужой".
Кто не прошел этот тест - считает его издевательством, тот кто прошел - подтвердил свое право назвать себя Личностью, членом Сообщества Личностей.
Да или нет.
Очень просто.
Не-личность не есть Человек.
Экзамен на зрелость обязан быть пройден любым кандидатом, а после - признание прав, ответственность, полная дееспособность. Не возраст дает это право, но только экзамен.
Конечно же, тест этот должен быть очень простым, логичным, доступным для каждого из кандидатов - и быть недоступным для социально опасных людей, незрелых, не сознающих ответственности перед людьми и сообществом.
К сожалению, генная инженерия способна не только улучшить породу людей, но и нанести ей непоправимый вред. Случайные или запланированные мутации могут быть потенциально опасны для будущих поколений, и потому нельзя оставлять это направление развития науки без надежного контроля.
И, значит, отбор неизбежен.
30.05.2017. Благовещенск