Если бы я работал не по заданной программе, подразумевающей написание порядка десяти миниатюр о художнике Павле Михайлове (см. две уже опубликованных), то назвал бы настоящую миниатюру очень просто: « Три розовых дома». Но отменять плана не буду и начинаю миниатюру со слов « Встреча 3 …».
Замечу при этом, что читатели к чтению настоящей миниатюры уже подготовлены. Так, в первой миниатюре, со ссылкой на В.С. Турчина [1], я уже сообщал, что художники Варнек и Михайлов, окончившие учебу в ИАХ в 1803 и 1806 гг., соответственно, проживали в бывшем «директорском» деревянном доме. С какого года они проживали, мне точно не известно, но проживали определенно, потому что Валерий Стефанович привел ссылку на архивный документ (ЦГИА, ф.789,оп.1, ч. II, д. 361, л. 1). Будем разбираться.
В принципе, предположение о времени заезда двух молодых художников в один из трех розовых домов, находившихся в те годы на тыльной стороне Академии, у меня есть, и ниже я его выскажу. А сейчас укажу на одну «неточность», которую допустил Турчин в своем примечании по этому поводу.
Он написал, что оба выпускника ИАХ проживали в так называемом «розовом домике» по 3-й линии Васильевского острова. Однако на самом деле это был не «домик», а большой дом или даже «домина». А за доказательством, что дом был большим, мне ходить далеко не надо, т.к. оно находится рядом, в левом верхнем углу настоящей страницы и прекрасно видно, что помещение это широкое, высокое, и простирается вглубь оно словно уходящая вдаль дорога. Именно за передачу подобной перспективы на картине, она и ценится особо среди других работ из собрания художника Ф.П. Толстого.
Читатель, ориентирующийся в живописи, скажет мне: « Да ведь это известная знаменитая картина знаменитого живописца и скульптора Толстого Федора Петровича (10.02.1783 – 13.04.1873), похороненного на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Название же этой живописной картины, написанной в 1830 году – «Семейный портрет»».
Все правильно, семья Ф.П. Толстого проживала в одном из розовых домов, и более того, у меня имеются собственные аргументы исключительной талантливости Федора Петровича, которому благоволил сам государь. В чем причина этому, скажу ниже, а вначале приведу известные мне аргументы исключительной талантливости (уникальности) автора картины. При этом за доказательствами и в этом случае далеко ходить не надо, т.к. уже известный моим читателям Справочник «Единый художественный рейтинг» [2] находится у меня под рукой.
Именно из него, знакомясь с разделом «Живописцы и графики» узнаем, что Толстой Ф.П. имеет рейтинг 2А, согласно которому он причислен к художникам-профессионалам высокого класса с ярко выраженной индивидуальностью. Оппонент может сказать в ответ, что таких художников было много, но из этого не следует, что все они были знаменитыми. Полностью согласен с оппонентом, но у меня имеется еще один аргумент в пользу исключительного дарования Ф.П. Толстого, причем для доказательства опять ходить далеко не надо, поскольку оно тоже находится рядом.
Открываем другую страницу Справочника из раздела «Скульпторы» и видим, что скульптор Толстой Ф.П. имеет рейтинг 1, и относится он, следовательно, к числу скульпторов с мировой известностью, проверенной временем (не менее века)! А таких скульпторов было не так уж много. Ну а два столь высоких рейтинга у одного человека и дает основание говорить о его уникальности.
После такого вхождения в тему третьей миниатюры, попытаюсь ответить далее на такие вопросы: «кто, когда и почему заселился в три розовых дома, и как долго соседствовали в данных домах въехавшие в эти помещения люди. Ответы на данные вопросы понадобятся нам для того, чтобы в дальнейшем можно было бы четко представлять, где находился в тот или иной период своей жизни художник Павел Михайлов, когда он мог выполнить ту или иную картину; в какие годы он на долгое время покидал место своего проживания?
Сведения о квартирантах двух других домов будут важны нам для прояснения вопроса о том, какие соседи проживали рядом с домом, в котором жили Варнек и Михайлов. Поставив эти вопросы, приступим к нахождению ответов на них. Напомню, что основная цель наших изысканий (в этой и следующей миниатюрах) заключается в ликвидации белых пятен в биографиях людей, которые проживали в те времена в трех розовых домах, находившихся на задах Академии между третьей и четвертой линиями.
Оказалось, что некоторые ответы на поставленные вопросы можно найти в монографии Турчина [1] и в Воспоминаниях дочери Ф.П. Толстого [3]. В начале второй главы первой из названных книг сообщается, что «5 октября 1809 года Александр Варнек вернулся из Италии, где он пробыл пять лет, в Петербург. Оказавшись на родине, он обращает все свое внимание на то, чтобы упрочить свое положение в Академии художеств, так как иного способа существования он для себя не мыслил». И первым шагом, направленным на упрочения этого положения явилось, очевидно, получение звания академика. Произошло это 1 сентября 1810 года, когда за портрет графа И.О. (Яна) Потоцкого этого звания в возрасте 28 лет он был удостоен.
Опуская ненужную для миниатюры информацию о следующих шагах художника в этом направлении, процитирую необходимый нам фрагмент: «Наконец, с октября 1810 года А.Г. Варнек поселяется в академических апартаментах, вскоре заняв помещения, в которых незадолго перед тем проживал архитектор Андреян Дмитриевич Захаров, скоропостижно скончавшийся в 1811 году (дается ссылка на документ в ЦГИА).
В Википедии приводится подробная биография выдающего архитектора и сообщается, что он скончался 8 сентября 1811 года в возрасте 50 лет. Из этого следует, что Александр Варнек въехал в один из трех розовых домов, в котором проживал до этого академик Захаров, скорее всего, в начале 1812 года. Думаю, что вряд ли он один поселился в таком огромном доме, и здесь можем только пофантазировать. Определенным основанием для такого «фантазирования» дают Воспоминания Каменской. Кто только не проживал в те времена в академических квартирах Мартоса, Егорова и других педагогов ИАХ! [3].
Жены у Александра Варнека пока еще не было, но у него было две сестры, Софья и Елизавета, и поскольку они в дальнейшем проживали в семье художника в течение всей его жизни [1], то, вне всякого сомнения, они также переехали в розовый дом из квартиры родителей одновременно с Александром.
А вот сведений о родителях А. Варнека у меня, к сожалению, очень мало. В.С. Турчин в своей монографии сообщает лишь следующую информацию о них: « Александр Варнек родился 15 февраля 1782 года в Петербурге в семье мебельщика-краснодеревщика Георга Дитриха Варника (фамилия художника вплоть до 1833 года писалась «Варник»). Воможно, что семья этого мастера, в которой кроме сына Александра были еще дочери Софья и Елизавета, прибыла в Петербург из Гданьска (тогда Данциг) и долго сохраняла связи с тамошней родней».
Пытаясь найти информацию о родителях художника, я вышел однажды на Адресную книгу Санкт-Петербурга на 1809 год. В ней в рубрике «Владельцы домов» нашел информацию об отце Александра Варнека: «Варник Христиан. Столярный мастер. Литейная часть в Грязном переулке №247. Печатана в СПб, в типографии В. Плавильщикова 1809 года».
Приведу здесь еще один фрагмент из книги Турчина, в котором упоминаются родители Александра: «20 июня 1804 года Александр Варнек уезжает в Италию и возвращается в Россию лишь 5 октября 1809 года. Для поездки в чужие края он получает в Иностранной коллегии паспорт и в Академии деньги. По собственному прошению художника часть причитающихся ему денег затем была выплачена его сестре Софье, которая жила в Петербурге. Исходя из этого факта, можно предположить, что семья Варнеков к этому времени сильно бедствовала, а родители, возможно, умерли».
Учитывая приведенный выше фрагмент из Адресной книги, можно думать, что отец художника был еще жив после возвращения его из Италии. Предполагаю, что была жива и мать, поскольку первенцу Варников – Александру – в это время было только 28 лет. Думаю, что и родители его были еще не старыми, и нельзя исключить, что они вместе с сыном также переехали в розовый дом.
Ну и, конечно, именно в это время, в начале 1812 г., въехать в него мог и приятель Александра художник Михайлов, который после окончания Академии в 1803 году был связан с ней, оставаясь «назначенным». Думаю, что в те времена, когда Александр был в Италии, Павел проживал в одной из комнат основного здания ИАХ, в которых в те времена ютились многие выпускники Академии. Долгое время в таких комнатах проживали, кстати, и Карл Брюллов и поэт-художник Шевченко, и многие другие.
Замечу теперь, что готовя свои миниатюры о художнике П.Н Михайлове, я несколько злоупотребляю и отвлекаюсь на многих других спутников жизни Павла Николаевича, но только таким образом можно найти крупицы информации о нем самом. Других вариантов ликвидировать белые пятна его биографии я для себя не вижу.
Одним из основных таких «спутников» оказался наш с братом Александром далекий предок (художник А.Г. Варнек), и я надеюсь,что в процессе подготовки серии миниатюр о художнике Михайлове, можно установить неизвестные ранее факты и из жизни этого малоизвестного художника, знакомясь с биографией не только А.Г. Варнека, но и других людей – спутников жизни П.Н. Михайлова.
К числу таких «спутников» относится и знаменитый художник Федор Петрович Толстой, написавший «Семейный портрет», а также позировавший художнику Михайлову, когда тот выполнял его собственный портрет. Как оказалось, он же (Толстой) был соседом Михайлова во времена их совместного проживания в розовых «домиках», один из которого Ф.П. Толстого запечатлел на своей знаменитой картине (а это, кстати, является одной из находок автора миниатюр, но будут и другие).
Именно по этой причине я уделил такое большое внимание в миниатюре биографии художника и скульптора (знаменитого, конечно). Но продолжу эту биографию и в следующей миниатюре, поскольку план по объему настоящей миниатюры (3 стр.) уже выполнил. Считаю, что превышать этот объем ни к чему, т.к. длительное чтение на экране монитора утомляет читателей.
Кстати, в этом месте мне в голову пришла такая мысль: «А почему же Каменская в своих "Воспоминаниях" [3]не упоминула Михайлова? Порассуждаем на эту тему, используя для этого "Воспоминания" самой Каменской, родившейся 3-го октября 1817 года на Большом проспекте Петербургской стороны в доме Слатвинского. На стр. 79 Мария пишет: "В доме Слатвинского нам пожилось недолго. Папеньке улыбнулось счастье: ему наконец дали давно желанную казенную квартиру, и мы переехали в 3-ю линию Васильевского острова, в дом, принадлежащий Академии художеств. Этот дом весь Васильевский остров знал под кличкою "розовый дом".
Допуская, что "недолго", это года три, можно предположить, что заселение дома семейством Ф.П. Толстого произошло примерно в 1820 году, когда Михайлов находился в своем первом кругосветном плавании 1819-1821 гг. После возвращения из него, художник долгое время занимался работой по оформлению коллекции своих зарисовок и картин, выполненных за два года плаваний, и его Мария могла не видеть и не знать. Не исключаю, к тому же, что Михайлов был нелюдим, и по этим причинам об этом своем соседе автор "Воспоминаний" его просто не знала и не упоминула.
В заключительной части миниатюры поговорим о картине Ф.П. Толстого «Семейный портрет, находящейся в собрании Государственного Русского музея [4]. В Каталоге музея об этой картине, которая относится к главным произведениям художника, сообщается: «В Отчете ИАХ за 1828–1830 гг. есть упоминание, что Ф.П. Толстой «написал масляными красками картину, представляющую семейство его».
Экспонировался портрет на выставке ИАХ в 1830 г. под названием «Вице-президента и почетного члена Академии графа Толстого. Перспектива комнат из коих в первой сам граф представлен, окруженный своим семейством».
В 1851 году экспонировался на художественной выставке редких вещей, принадлежащих частным лицам, под названием «Семейная картина» как собственность графа Ф.П. Толстого. Изображены: автор – вице-президент ИАХ, его первая жена – графиня Анна Федоровна Толстая (урожд. Дудина; 1792 – 1836), дочери Елизавета (1811 – 1836) и Мария (в замужестве Каменская;1817 – 1898)». Замечу, что «стоящая» на картине дочь Толстого и является автором тех самых Воспоминаний, которые в приведенных ниже Примечаниях указаны под номером 3. Учитывая, что картина "Семейный портрет" была завершена в 1830 г., а Мария родилась в 1811 году, легко установить, что изображена она на картине в возрасте 13 лет.
Сама картина воспроизведена в одном из альбомов Издательства Белый город [5]. Текст, в котором описывается картина, превосходный, но из-за его большого размера я не стал его воспроизводить в миниатюре и процитирую лишь один, очень важный для этой миниатюры фрагмент: «Решая профессиональные задачи, Толстой неожиданно создал картину своего семейного счастья и той атмосферы аристократизма и уюта, которая царила в его доме на Васильевском острове».
Эти слова подтверждают еще раз, что автор картины запечатлел на ней комнаты того самого «розового домика», в котором семейство Толстых проживало по соседству с «розовым домиком» квартиросъемщика – художника А.Г. Варнека. Правда, у последнего его «розовый домик», как отмечает Каменская, был поменьше в размерах, чем у его соседа [3].
В третьем "розовом доме", как пишет Каменская, проживал вместе с семьей архитектор Гомзин Иван Григорьевич (1784-1831).У него была жена Гомзина Александра Петровна и две дочери-Екатерина и Елизавета. Всех их на страницах своей книги Каменская упоминает несколько раз, но познакомившись с биографией известного академика И.Г. Гомзина в интернете, я пришел к выводу, что спутником жизни П.Н. Михайлова архитектор Гомзин,служивший в Адмиралтействе, скорее всего, не являлся.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Турчин В.С. Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985.
2. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. – М.: Алев-В, 2006.
3. М. Каменская. Воспоминания. М. Художественная литература. 1991.с. 79.
4. Русский музей. Живопись первой половины XIX века. Альманах. Вып. 193. 2007.
5. Елизавета Аносова. Федор Толстой. Художественный альбом. Белый город. 2003.
23.01.2021.