Кампаниле Джотто. Флоренция

Алина Алексеева-Маркезин
        Джотто ди Бондоне (1266 или 1267- 1337) – фигура поистине знаковая для искусства всего мира. С его «легкой руки» произошло изменение плоскостного восприятия, характерного для византийской иконописи, на объемное видение. Он стал основоположником итальянской школы живописи и по праву считается одним из первых художников, начавших использовать новые способы изображения пространства. Этот мастер заложил основы Проторенессанса, а его произведения вдохновили таких известных и талантливых художников более позднего времени, как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти.

            В 1301 году художник приобрел дом во Флоренции и женился, чему имеются документальные подтверждения. Одними из самых ранних известных произведений мастера считаются фрески церкви святого Франциска в Ассизи. Так как там имеется очень большой объем работ, выполненных примерно за два года, невозможно утверждать, что все они принадлежат кисти одного только Джотто.

    Одним из самых известных произведений художника считается Капелла дель Арена в Падуе (Капелла Скровеньи), ему даже приписывается ее создание как архитектору. Точно известно, что под его руководством расписывался неф, а живопись на стенах апсиды относится к его школе и выполнена примерно на 12-15 лет позже. Утверждать о несомненном авторстве Джотто позволяет документальное свидетельство современника событий.

   В последние годы жизни художник был придворным художником в Неаполе, при дворе короля Роберта Анжуйского. В 1334 году он получил звание главного архитектора Флоренции. Он и его ученики работали над фресками в капелле святой Магдалины, ездили в Милан для создания фресок Аццоне Висконти.

КАМПАНИЛА ДЖОТТО-кампанила кафедрального собора (Дуомо) во Флоренции.

            В самом сердце итальянской Флоренции путешественники могут полюбоваться наиболее неординарным кафедральным собором во всей Европе – Санта-Мария-дель-Фьоре. Сегодня мы не будем говорить о красоте самого собора ,а обратим внимание   на другую величественную постройку, входящую в комплекс флорентийского Дуомо – колокольню Джотто.

    
     Стоящая отдельно от собора Санта-Мария-дель-Фьоре и баптистерия Сан-Джованни, башня является одним из ярчайших примеров флорентийской готической архитектуры. Скульптурное убранство кампанилы — самое важное произведение Итальянского треченто, демонстрирующее изысканное смешение монументальности и готической трепетности.

         Авторами кампанилы были три мастера: Джотто, сделавший общий проект и закончивший первый ярус, Андреа Пизано, в 1340-х годах поставивший следующий ярус с высокими окнами-бифоре, и, наконец, Франческо Таленти, достроивший кампанилу и облицовавший её тремя типами мрамора.

        Фундамент башни был заложен ещё в 1298 году Арнольфо ди Камбио, главным архитектором близлежащего собора, строительство которого было начато на два года раньше. Однако через четыре года архитектор умер, и возведение башни было прервано более чем на 30 лет.

    В 1334 году дело, начатое ди Камбио, продолжил известный Джотто ди Бондоне; на тот момент ему было 67 лет. Он сосредоточил все свои силы и энергию на строительстве колокольни для собора. Первый камень был заложен 19 июля 1334 года. Проект Джотто сочетался с полихромией собора, применённой Арнольфо ди Камбио, и придавал башне такой вид, как будто бы она была «нарисованная». В своем проекте архитектор также использовал технику кьяроскуро и некоторые формы перспективы вместо чертежа строго по линиям.

       В 1337 году Джотто умер, успев построить лишь нижний ярус. С трёх сторон он украшен барельефами в шестиугольных панелях, по семь штук с каждой стороны. Во время расширения входа в 1348 году две панели были перемещены на пустую северную сторону, и лишь позже, в 1437 году, там появились пять панелей, выполненных Лукой делла Роббиа. Число «семь» имеет особое значение в библейском смысле: оно символизирует человеческую способность к самосовершенствованию. Установить точное авторство панелей довольно сложно: какие-то приписываются Джотто, а другие могли быть выполнены Андреа Пизано.

     В 1343 году строительство башни продолжил Андреа Пизано, создавший южные ворота флорентийского баптистерия. Возводя колокольню, он скрупулёзно следовал чертежам Джотто. Он построил следующие два яруса с четырьмя нишами с каждой их стороны, однако второй ряд ниш пустует. Строительные работы прекратились в 1348 году, когда во Флоренцию проникла Чёрная смерть.

      Пизано в свою очередь сменил архитектор Франческо Таленти, который построил верхние три уровня с большими окнами и завершил колокольню в 1359 году.   Таленти не стал ставить шпиль на её вершине, что было в планах Джотто: из-за этого проектная высота башни была снижена с 122 метров до 84,7 метров. С вершины башни открывается захватывающая панорама на всю Флоренцию и окружающие её холмы. Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 414 ступеней.

     Основание скульптуры украшено барельефами ведущих скульпторов Ренессанса: во втором ярусе — панно Джотто, в третьем — 16 статуй, многие из которых принадлежат Донателло (оригиналы сегодня перемещены в Музей собора и заменены копиями).

        Считается, что в своём творчестве Джотто сумел преодолеть стиль иконописи, общий для Италии и Византии. Плоское, двухмерное пространство иконы Джотто превратил в трёхмерное, создав использованием светотени иллюзию глубины. Это в первую очередь относится к смелому объёму архитектуры в работах Джотто. Дальше можно назвать моделировку объёма одежды. Именно эти изображения в первую очередь поражали зрителя и вызывали споры, признания и обвинения в разрушении единого стилистического пространства произведения.

ВАЗАРИ О ДЖОТТО.

"Я — это тот, кем угасшая живопись снова воскресла.
Чья столь же тонкой рука, сколько и легкой была,
В чём недостаток искусства, того не дала и природа,
Больше никто не писал, лучше — никто не умел.
Башне ль дивишься великой, звенящей священною медью?
Циркулем верным моим к звездам она взнесена.
Джотто — прозвание мне. Чье творение выразит это?