Арктическое садоводство - зимовка

Екатерина Звягинцева
           Первые яблони я посадила в 2018 году, в начале августе, когда еще весь забор не был сварен, но мне не терпелось, тем более саженцы были куплены в 2017 году и первый год зимовали в квартире, в комнате, где я отключила батарею по осени и приоткрыла форточку на всю зиму.  Саженцам надо было успеть прижиться до зимы.
           Т.к. участок у меня отсыпан скалой, то ямы пришлось рыть ломом, у меня их два, и оба я нашла почти в одном месте, за стадионом. Один из них толстый и очень тяжелый, а другой такой же длины, но более изящный, мы его в шутку прозвали дамским. Рыла обоими, но дамским ломом было рыть легче, хотя стандартным камни выбивались лучше.  Ям накопала много, правда неглубоких и слишком близко друг к другу, насыпала в них опад вербы, вытряхнула из горшков саженцы, и закопала земляные комы в тот же опад, а сверху засыпала прошлогодней хвоей лиственницы, и чтоб её не сносило ветром, присыпала его песком.
           Посажено было в тот год 7 саженцев яблонь, саженец сирени, черноплодной рябины, несколько саженцев малины разных сортов и чёрной смородины, саженец боярышника, черёмухи красноплодной и по-моему всё. А по весне проснулись 5 яблонь, которые были на карликовых подвоях, все они были из серии карликов Мазунина разных сортов, сирень, черноплодка, чёрная смородина "Зелёная дымка" и позже всех проснулся боярышник.
            В связи с тем, что садовод я начинающий, и ни единого агронома на пару тысяч километров вокруг не было, то утепляла саженцы интуитивно. пригнула их к земле, зафиксировала досками иже брусками, а когда снег перестал таять, засыпала их полностью опадом лиственницы, сверху закидала снегом.

            В 2019 году, я подсадила еще несколько сортов смородины, а ммалину сажала, чуть ли не под снег, чтоб она расти не начала и опять не пропала, сорт Арбатская, и она не выпала, проснулась весной, но с яблонями начудила в тот год.
            Все мы знаем, что лучшее - враг хорошего, но понимаем это уже потом... Я под яблони по снегу уложила листы пенопласта, зафиксировала на них лёжа яблоньки, засыпала опадом лиственницы, и накрыла их вначале листами пенопласта, а потом картона, а сверху снегом присыпала.

            В мае 2020 откопала я свои яблоньки, а их мыши погрызли!!! Ну откуда колымские мыши знают, что у меня тут, посреди посёлка яблони посажены, и что у них кора вкусная!?! Это была трагедия планетарного масштаба, ибо это были всего 5 яблонь, которые успешно прижились на моей 68 параллели, и какие-то наглые, бесхвостые и очень забавно-хорошенькие лемминги их угробили! Но к счастью две яблони, где кора была съедена не на кольцо выжили, и эксперимент по арктическому садоводству был продолжен.

            Но в 2020 я вообще решила не утеплять яблони, просто нагнула их, зафиксировала и засыпала снегом, ибо две зимовки они уже пережили, и должны были привыкнуть к климату, но... Но в 2021 году, не смотря на всемирное потепление климата на Крещение придавили настоящие морозы, доходящие до -52, да еще и с ветром. Ну кто же знал, что в Якутии -50 может быть? Пять зим мы жили, как в Африке, ниже -46 в посёлке не было! Я же все архивы температур изучила, когда САТ (сумма активных температур) высчитывала! А тут опять! И смех, и грех, и про яблони сразу вспомнила.
             Пришлось мне по совету на одном из сайтов растеневодов закапывать спиртовой градусник в сугроб, чтоб узнать, какая температура внутри сугроба. Примерная высота сугроба была 40 см, на улице в тот момент было по гизметео -39, а на выкопанном градуснике -16, так что на душе стало чуть спокойнее, а в июне буду точно знать, как мои яблони эту зиму пережили.