Глобус

Анатолий Блидин
                1. ГЛОБУС

                ( из цикла "МИХАЛЫЧ")

Михалыч сидел на скамейке у своего палисадника, грыз яблоко и вертел в руках глобус,что-то разглядывая на нем.
В соседнем доме скрипнула калитка и из нее вышел сосед Феев Андрей, мужчина примерно такого же возраста. Он посмотрел  на вечернее солнце, затем на свои часы, как бы уточняя время.Почесал затылок и шаркая галошами, пошел к соседу.
"Михалыч, чего это у тебя?"-спросил Андрей, присаживаясь рядом.
-Ты не знаешь,что это глобус?-спросил Михалыч и поставил глобус на лавку.
-Да..когда-то в школе  в пятом классе на географии показывали, так это ж когда было??-Михалыч, а чего это  он  у тебя как-то боком стоит? Наклоненный? Не упадет?
-Андрюха, так  Земля ж, как планета, тоже наклонена на орбите?   
-"Михалыч..не понял, как это...наклонена? Тут вот  он стоит на ровной скамейке...и наклоненный. А в космосе  Земля ж  не стоит  ни на чем?К чему же  она наклонена, Михалыч?"
-Эх, Петрович, какой же ты еще темный!Ты скока классов кончил?
-Сам же знашь, учился девять лет и кончил семь классов. И еще семь месяцев учился!
-"А семь месяцев-то зачем? в восьмом?"
 "Да, не в школе я. На тракториста учился.А там  географии не было."
- И за девять лет всего 7 классов???Ты что, брал академический отпуск? Как студенты нынче?
- Михалыч, все проще...Почему-то учителя думали, что я тупой, будто у меня чего-то не хватат, и держали меня   два года по два года! Вот такие дела!
-"Думали".."хватат"- передразнил Михалыч, -а ты с ними не согласен?? Ты не тупой?
  -У меня, Михалыч, способностей всяких много и..не мало. Тока вот не все их видят?-, с притворным сожалением ответил Андрей.
"Даааааа,-пробормотал Михалыч,- тут ты прав, что  не видят. А может, их  и нет? У тебя я вижу одну способность-на гармошке играть. Да и про наклон  Земли,  вот, не поймешь, потому как...а может не ошибались  они, учителя-то, Петрович?"
            Андрей Петрович вскочил со скамейки и с возмущением произнес:"Михалыч!Хоть ты мне и друг, но я на тебя вполне могу обидеться! Стока лет ты меня знашь, а из-за этого глобуса ты меня дураком будешь считать?"
  Андрей Петрович взял глобус и стал его поворачивать  в разные стороны, крутя при этом его вокруг оси.
   " Михалыч, я понял  почему глобус наклоненый!"-обрадовался своей догадке Петрович.
     -Ну и почему же?
 - Потому что тут вот этот стержень, на которую насажен глобус, согнут  вбок!
"Гениально,  -с иронией произнес Михалыч,-а ведь ты прав!"
  -Вот! А ты думал, я тупой!
--Это не я думал, это учителя твои,сам же сказал!
-Михалыч, но я все равно не  понимаю, на что же насажена в космосе Земля и чего это там так согнуто вбок,чтоб Земля стала наклоненной? Да и к чему она наклоненная-то? Вот, глобус малость наклонен к скамейке. Вот,смотри, --Андрей Петрович поднял из -под скамейки футбольный мяч,-- на,   возьми и наклони его!
Михалыч с интересом наблюдал  за манипуляциями Петровича.


"Как  наклонить?"-спросил он.
"Вот! Наклони его так, как наклонена  Земля в космосе!!"- вскричал Андрей Петрович!
 -Куда наклонить? - отупело спросил Михалыч.
 "А это я не знаю куда. Кто из нас не тупой? Кто из нас грамотный?? Вот покажи, какой из тебя  был учитель.
 --Петрович, вечно ты со своими каверзными вопросами...то почему ночью темно, то почему яблоки падают... я ж не академик, я ж не могу все знать!
-Про все не надо. Ты мне про Землю сначала. Вот твое яблоко. Можно его наклонить, если не проткнуть проволокой, как глобус?
-Нет, конечно,- согласился Михалыч.
"Вот именно!!". 
Петрович  нашел  кусок электрода и проткнул одно из лежащих на скамье яблок.
-Михалыч, а ведь, с электродом тоже не понятно, наклонено яблоко или нет. Наклонить можно к скамейке. А к чему наклонена Земля в космосе, Михалыч?Ты знашь сам-то?.
-Знаю! К Солнцу!
-Нууу, Михалыч...Дальше в лес, больше дров! Вот тебе мяч, пусть это будет солнце. А вот яблоко без электрода, круглое, это Земля. Теперь, наклони яблоко по отношению к мячу!!
 Что, не получается?- злорадно спросил  Андрей Петрович!
--Не получается, Петрович, уел ты меня. Без оси, без стержня, то есть, не получается, надо яблоко проткнуть.
-Михалыч, какой еще оси?Зачем?
-Ну, в глобусе же есть ось, вот этот стержень, который наклоненый.
-Михалыч, в глобусе есть, его люди придумали, а у Земли нету ни проволоки,ни стержня,ни оси, как ты мне не доказывай! Да и зачем она, ось-то?
---Петрович, без оси ты яблоко не раскрутишь,садовая ты голова!
--Михалыч, это я понимаю, не дурак. Ось и в телеге нужна,без нее колесо не будет крутиться и телега не  поедет. Но зачем глобусу крутится круг стержня, ему ж никуда не ехать?
-Адрюха,ты меня уже достал своей туп...своей любознательностью! Неужели ты не знаешь, что Земля крутится вокруг своей оси?
-Слыхал,Михалыч, мне Вовка, внучек мой непутевый, говорил про это.
Михалыч взял мяч, положил его на скамейку и крутнул.

-Петрович, видишь, крутится?
-Вижу, Михалыч, и без всякой оси! Как юла!
-Петрович, вот так и Земля крутится без оси, и это называется, вокруг воображаемой оси. Понимаешь, воображаемой?!
-Михалыч, понял, я ж не  дурак. А, к чему, Михалыч, эта ось наклонена и зачем?
-Представь, Андрюха, от Солнца к Земле прилетел  луч света. А, он же  прямой, правильно? Вот к  этому лучу земная ось и наклонена! Примерно под 67 градусов к лучу, а от вертикали, значит, наклонилась на 23 градуса.
-Михалыч, а зачем земле наклоняться? Она что, прямо не может крутиться вокруг себя?
- Не знаю, Петрович.Так природа распорядилась. Некоторые планеты крутятся даже на боку, лежа.И еще, Петрович, не было бы наклона оси, не было бы у нас смены весны, лета, осени, зимы!
-Ишь ты, Михалыч, как интересно  ты рассказываешь...мечтательно так! А че было бы? Весь год зима или как?
- А было бы, Адрюха, в одном и том же  месте одно и то же время года. У нас, к примеру, всегда весна была бы, а вот в Мурманске всегда зима, а в Сочи лето весь год!
-Нет, Михалыч, так  не интересно!Пущай она, эта  ось, остается наклоненной!
-Ну, я пошел, Михалыч? Скотину встречать скоро надо. До  завтрева. Приду ишо, не переживай.
-Иди, иди, ботало,- тихо проворчал Михалыч и стал собирать свои  " астрономические реквизиты".