Мысли стариков

Александр Даниленко 4
На Дзене Мадам Хельга, имеющая около 62 тысяч подписчиков анализирует цитату Д.Лихачева о том, какие мысли посещают людей в старости: "Мне много лет и скоро придется уйти".
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906—1999) родился в Санкт-Петербурге. Его отец Сергей Михайлович Лихачев был сыном церковного старосты, работал инженером в Главном управлении почт и телеграфов. Мать Вера Семеновна была из семьи купцов-единоверцев (умеренных старообрядцев).
С 1914 по 1917 год Лихачев учился сначала в гимназии императорского Человеколюбивого общества, затем в гимназии и реальном училище Карла Мая. В 1917 году, когда рабочие электростанции в Первой государственной типографии выбрали отца Лихачева своим заведующим, семья переехала на казенную квартиру, и Дмитрий продолжил образование в Советской трудовой школе имени Лентовской.
В 1923 году поступил на факультет общественных наук в Ленинградский университет. Здесь он занимался на этнолого-лингвистическом отделении, одновременно в романо-германской и славяно-русской секциях.
В 1928 году написал две дипломные работы: одну о Шекспире в России в конце XVIII — начале XIX века, другую — о повестях, посвященных патриарху Никону.
В феврале 1928 года Лихачев был арестован и осужден на пять лет за контрреволюционную деятельность — участие в студенческом кружке «Космическая академия наук». Кружки были обычным явлением студенческой жизни, «Космическая академия наук» была создана для занятий «веселой наукой», ибо, как писал Лихачев, «сама по себе наука, требующая полной отдачи своего времени и душевных сил, не должна быть скучной и однообразной». «Академия» заинтересовала чекистов после того как один из студентов в честь ее первого года прислал поздравительную телеграмму якобы от папы Римского.
Несмотря на то, что из-за ареста Лихачев не окончил курс, руководство университета выдало его родителям диплом — все требования учебного плана студент выполнил.
В 1928—1931 годах Лихачев отбывал срок в Соловецком лагере: был пильщиком дров, грузчиком, электромонтером, ухаживал за коровами. Во время заключения в журнале «Соловецкие острова» вышла его первая научная работа — «Картежные игры уголовников».
В 1931 году был вывезен с Соловков на строительство Беломоро-Балтийского канала, был там счетным работником, затем железнодорожным диспетчером. Там Лихачев получил звание «Ударник ББК», благодаря чему вышел на свободу на полгода раньше срока — летом 1932 года.
Освободившись, вернулся в Ленинград, работал литературным редактором в Издательстве социально-экономической литературы (Соцэкгизе). В 1934 году поступил на должность ученого корректора в издательство Академии наук СССР.
С 1938 года Лихачев работал в Пушкинском доме — Институте русской литературы (ИРЛИ АН СССР). Начинал младшим научным сотрудником, в 1948 году стал членом ученого совета, в 1954 году получил должность заведующего сектором, а в 1986 году был назначен завотделом древнерусской литературы.
Во время блокады до июня 1942 года находился с семьей в Ленинграде, откуда по «Дороге жизни» был эвакуирован в Казань. В том же 1942 году за самоотверженный труд в осажденном городе получил медаль «За оборону Ленинграда».
С 1946 года помимо работы в Пушкинском доме Лихачев преподавал в Ленинградском государственном университете, в 1951 году стал профессором вуза. Он читал спецкурсы для историков: «История русского летописания», «История культуры Древней Руси» и другие.
Главные научные работы Лихачева были посвящены культуре, языку и традициям Древнерусского государства. Он издал книги «Национальное самосознание Древней Руси» (1945), «Русские летописи и их культурно-историческое значение» (1947), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967) и многие другие.
Лихачев подробно исследовал «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Оба этих памятника древнерусской литературы он перевел на современный русский язык и выпустил в 1950 году, снабдив подробными комментариями.
В 1953 году Лихачев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, с 1970-го стал академиком АН СССР.
Лихачев активно призывал к сохранению культурных памятников Санкт-Петербурга и других российских, а также украинских городов. Он, в частности, отстоял Невский проспект от того, чтобы его «осовременить», полностью остеклив первые этажи домов, убедил власти отказаться и от строительства башни «Петр Великий» на Васильевском острове.
Дмитрий Лихачев умер в Боткинской больнице 30 сентября 1999 года, похоронен на кладбище в Комарово.
К каким мыслям человек приходит в старости? Кто-то живет в разочаровании, потому что реальность не оправдала ожиданий и надежд. Кто-то в восхищении: никогда не жил так хорошо, как сейчас. Кто-то бегает к нотариусу и переписывает завещание три раза в год. А кто-то наслаждается солнечными лучами на прогулке в парке, отталкивая от себя мысли о суетном и мелочном. Кто-то бесконечно устал от жизни, а кто-то благодарит за каждый новый день, как шанс прожить еще 24 часа на этой планете. Дышать, видеть, слышать.
Заглянуть в чужие мысли - крайне любопытно. На что человек надеется? Сделал ли какие-то выводы? Людям свойственно сравнивать себя с другими.
Вот что писал в старости Дмитрий Лихачев:
Мне много лет, и я думаю, конечно, о том, что скоро придётся уйти. Мы приходим из тайны и возвращаемся в тайну.
Страшно ли мне? Не знаю. Нет, я не боюсь, но печалюсь очень и тоскую, и думаю, все ли так я сделал? Всегда ли смог поступить по совести? Не часто ли обижал людей? Успевал ли вовремя извиниться?
На Востоке старейшины - аксакалы - считаются сокровищницей мудрости. Но жизнь проносится так скоро, что человек и к старости остается тем самым ребенком или юношей, который задает себе множество вопросов и сомневается в принятых решениях. Он не может быть ни для кого примером и советчиком, потому что сам все время учится и приспосабливается к законам мирским.
Человеку свойственно хотеть прогресса. Вот только современные люди предпочитают видеть свой рост в увеличении материальных благ. Если у тебя есть дом, квартира, машина и дача, значит, ты на верном пути. Значит, направил свои интеллектуальные способности и хватку в нужное русло, преуспел.
Но есть еще и путь духовного развития. Это когда завтра ты знаешь больше, чем вчера. Но относишься ко всему проще и снисходительнее, чем раньше.
   

Есть незримая черта, которую не все люди переходят с возрастом. Это желание жить не только в угоду себе, но и для других. Отдавать больше, чем брать. Это и есть главный маркер богатой личности, а не нули на счетах в банках.
Вот что писал Лихачев:
Небольшой шаг для человека — большой шаг для человечества. Исправить человечество нельзя — можно исправить только самого себя. Накормить ребенка, не сказать грубого слова, перевести через дорогу старика, утешить плачущего, не ответить на зло, дорожить своим призванием.
Все это гораздо проще для одного человека, но для всех сразу очень трудно.
Вот почему всегда нужно начинать спрашивать с себя. Это ведь тоже признак культуры — жить, не слишком многое себе прощая.
«Мой муж часто вспоминает своих бабушку и дедушку. Они воспитывались в духе коллективизма. Бабушка спала все лето на коврике под кухонным столом, а в комнатах располагалась вся ее многочисленная родня. Дело было в Сочи, всем хотелось хотя бы месяц пожить у моря», - пишет мадам Хельга.
А дедушка его прославился тем, что "выбивал" дачные участки для желающих. Многого он добился для других, а себе не взял практически ничего, скромным был.
Нам, теперешним людям, этой широты души не понять. Мы свое "Я" ставим на первое место. Но, если разобраться, кто из нас проживает счастливую жизнь? Мы, которым вечно всего не хватает, или они, которые готовы делиться?
И еще одна восхитительная цитата Лихачева:
Мое любимое изречение — обязательно посади дерево — даже если завтра конец света.
А что творится в Вашей душе? Готовы ли Вы посадить деревья для тех, кто еще не родился на свет?
Мне восемьдесят один год. Если повезет дожить до возраста Дмитрия Сергеевича, то осталось всего каких-то двенадцать лет. Думаю, что уже имею право говорить о мыслях, посещающих меня, как старика.
Что касается деревьев, то я за то, чтобы нормальный человек за свою жизнь посадил хотя бы несколько десятков деревьев. Сам я это делаю с удовольствием.
И в Советском Союзе, и в России все делается рывками. То индустриализация, то коллективизация, то электрификация. Я застал период борьбы с суховеями. Тогда вся страна была занята посадкой лесополос. Эти лесополосы сохранились с тех далеких пор, как и плоды индустриализации и электрификации. Жаль, что с коллективизацией при нынешнем капитализме мы окончательно покончили. А было что-то и положительное в колхозах. Не только борщевик и коксагиз выращивали колхозники.
А вот вывод Д.С.Лихачева о том, что человечество нельзя исправить, неверен. Все чаще раздаются возгласы, что коррупцию победить нельзя. Если мы цивилизация, а не дикие племена, то и к исправлению (воспитанию) человечества, и особенно к борьбе с коррупцией надо подходить цивилизовано. Обучение и воспитание в этом главное. Советской власти досталось необразованное население. Были ликбезы. И страна стала грамотной. Воспитали нового советского человека. Правда, нынешняя коррумпированная власть его умудрилась погубить.
В. Путину В.Ленин якобы подложил бомбу. Товарищ Путин, не лукавь, не обманывай народ. Лучше скажи: куда ты нас ведешь? Если Ленин указал неверную дорогу, то давай исправлять.
Говорят, что Мусолини любил повторять, что идет с Лениным по одной дороге, но в разных направлениях.
Пора и нам определить направление движения. Это же смешно, что у нас торжествует ельцинский капитализм, пожалуй, самый дикий, самый нецивилизованный. Народ, человечество, в массе своей и исправлять не надо. Надо только не допускать, чтобы Грефы и Чубайсы зарывались. Словом, надо бы совесть иметь. При чем не только отдельным академикам, типа Лихачева, а всем, всем, всем. Вот и будет исправлено человечество.
То, что мы имеем сегодня Фургала и других губернаторов воров и убийц, это дал нам этот ельцинский капитализм. Надо исправлять.