Борьба лисиц с шакалами

Владимир Фельзенштейн
  1.   Ошибка  пахана,  давшая  толчок  повествованию
Наконец  самолет  остановился.   Доставили  трап.  Бандиты  озабоченно 
прильнули  к  иллюминаторам,  но  вокруг  все  было  спокойно  и  пустынно, 
только  одинокий  открытый  джип  не спеша  пылил  в  сторону  их  самолета.
В  джипе  сидели  двое,  шофер  в  белой  тюбетейке (кипа,  головной  убор
религиозных  евреев)   и  пассажир  с  папкой  под  мышкой.   Джип  остановился 
недалеко  от  самолета  и  пассажир  медленно  поднялся  по  трапу.
   - Шалом.   Меня  зовут  Иоси,  я  из  министерства  иностранных  дел.-
сказал  он  на  чистом  русском  языке.  - Пилотам  вернуться  в  кабину и 
занять  свои  места  до  прибытия  технической  комиссии.
Летчики  с  видимой  неохотой  втянулись  в  кабину  и  закрыли  за  собой 
дверь.   Иоси  повернулся  к  бандитам,  его  широкое  лицо  излучало  доб-
родушие.
   - Ребята, - сказал  он, - какова  цель  вашего  прибытия  в  государство
     Израиль?
   - Мы  требуем  политического  убежища. - нервно  выкрикнул  Вишняков.
   - Требовать  вы  не  имеете  права,  можете  только  просить.
   - Да,  просим. - сказал  Якшиянц.
   - Вы  узники  сиона? (так  в  Израиле  называют  людей,  которые  в  СССР 
подвергались  преследованию  за  свои  сионистские  убеждения  или  за 
преподавание   иврита) - спросил  улыбаясь  Иоси.
   - Бывшие.   Пять  лет  лагерей. - снова  выкрикнул  Вишняков.
   - Хорошо. - сказал  Иоси. - Нужно  каждому  написать  прошение  на  имя
     президента.   За  трапом  находится  территория  государства  Израиль и
     без  обоснования  цели  вашего  визита  вы  не  можете  покинуть  самолет.
 Он  достал  из  папки  листы  бумаги,  ручки  и  роздал  бандитам.   
    - Пишите. - он  начал  размеренно  диктовать. - Уважаемый  адон  наси
(Господин  президент - иврит.  Как  многие  люди,  свободно  владеющие  двумя 
языками,  Иоси  непроизвольно  вставляет  в  свою  русскую  речь  ивритские слова.)
      прошу  рассмотреть  вопрос  о  предоставлении  мне  политического 
убежища,  ввиду  того,  что  я....
    Муравлев  шепнул  Якшиянцу:  Я  напишу  “уважаемый  товарищ  Адон  Наси”,  это звучит  лучше....
    - Дура. - буркнул  Якшиянц. - Здесь  нет  товарищей,  пиши  “господин”.
В  течении  нескольких  минут  бандиты  были  погружены  в  писание 
официального  прошения.   В  люк  самолета  заглянул  смуглый  парень  в  кипе:
    - Иоси,  аколь  мухан.  Матай?
    - Од  кцат. (Иоси,  все  готово.  Когда?  Еще  немного.- иврит)
   - Что  он  сказал? - встрепенулся  Якшиянц.
   - Ему  надоело  ждать.  Кончайте  быстрей. - улыбнулся  Иоси. - Поставьте
      дату  и  подпись.
Он  собрал  листки  сложил  их  в  папку  и  двинулся  к  выходу.
    - Идите  за  мной.
Бандиты  поднялись  со  своих  мест.   Якшиянц  взял  мешки  с  долларами,
а  Вишняков  привычно  забросил  за  плечо  автомат  Калашникова.
    - Оружие  оставить. - твердо  сказал  Иоси,  стоя  в  проеме  самолетного
люка.   Вишняков,  зацепив  пальцем  ремень  автомата,  вопросительно 
смотрел  на  Якшиянца.   Тот  утвердительно  кивнул.   Автомат  качаясь  по-
вис  на  спинке  кресла.
    - Я  жду. - сказал  Иоси  и  показал  пальцем  на  оттопыренный  карман
пиджака  Якшиянца. - Политическое  убежище  не  просят  с  гранатой  в  кармане.
Якшиянц  нехотя  извлек  гранату  и  положил  ее  на  сидение  кресла.   Иоси
начал  спускаться  по  трапу,  за  ним  по  старшинству  следовали  бандиты.
Ком  влажного  теплого  воздуха  забил  гортань.   Якшиянц  почувствовал,
что  задыхается,  но  через  секунду  это  прошло.
   - Здесь  не  Минводы. - мелькнула  мысль - Неужели  проскочили,  падла?!
Он  оглянулся  на  идущего  следом  Муравлева,  тот  расслаблено  улыбался.
       Спустились  с  трапа  на  бетон  аэродрома.   Якшиянц  успел  сделать
только  три  шага,  как  что-то  твердое  уперлось  в  спину.   Подскочил  шо-
фер  и  ловко  защелкнул  наручник  на  его  правом  запястье.   Вишняков
рванулся  в  сторону,  но  был  сбит  подножкой  и  шмякнулся  на  бетон.
В  его  голову,  разрывая  ухо,  уперся  ствол  автомата.   Трое  парней  в 
фирменных  куртках  аэродромной  обслуги,  незаметно  проникшие  под
брюхо  самолета,  захватили  бандитов.   "Гамарну. (Мы  закончили - иврит) " –
сказал  Иоси,  глядя  на  распростертых  лицом  вниз  просителей  политического  убежища.
К  самолету  уже  мчался  "субару"  тендер  забрать  опасный  груз.
      Через  сутки  самолет  стартовал  обратно  в  Союз.   Якшиянц  ерзал  в
кресле,  потому  что  наручники  не  позволяли  занять  удобную  позу  и 
скрежетал  зубами: "Сионисты,  хитрые  фляди..."   Он  вдруг  вспомнил,  как
однажды  ехал  в  переполненном  московском  троллейбусе  и  был  свидетелем 
необычной  перебранки  двух  пассажиров.    Атаковал  небольшого  роста 
гражданин  с  чемоданчиком.   Бросая  оскорбительные  реплики  он  все  больше  и 
больше  раздражался,  потому  что  его  противник,  добавлением  слов  "сам  ты", 
постоянно  обращал  острие  фразы  в  сторону  нападавшего.   Оборону  держал 
небритый  мужик  в  телогрейке  и  в  вязанной спортивной  шапочке.    Его  левая 
ладонь  сжимала  ручку  авоськи,  а  правая  обхватывала  поручень.   На  тыльной 
стороне  этой  ладони  синела  лаконичная надпись  "Урал".    Якшиянц  не 
понимал,  почему  этот  кулак  не  обрушится  со всей  уральской  мощью  на  голову  гражданина  с  чемоданчиком  и,  так сказать,  не  разрушит  штаб  врага.   
Гражданин  с  чемоданчиком,  предчувствуя  ситуацию,  проскользнул  в  открытую 
дверь  и,  стоя  уже  на асфальте,  выкрикнул  нечто  страшное:
    - Сионист  проклятый  катись  в  свой  Израиль!
На  что  мужик  поперхнулся  и  не  парировал  своим  обычным  "сам  ты..."
Значит  гражданин  с  чемоданчиком  на  этот  раз  попал,  как  говорится,  в
яблочко.   Мужик  действительно  сионист,  к  такому  мнению  пришло
большинство  пассажиров  этого  троллейбуса.   "Но  как  косил  под  нашего,  падла!" - с  восхищением  подумал  тогда  Якшиянц.   Сам  того
не  подозревая,  он  стал  жертвой  одноцветной  советской  пропаганды,
которая  постоянно  преподносила  Израиль  в  образе  коварного  врага
СССР,  что,  в  итоге,  повлияло  на  выбор  маршрута  полученного  ими  в
Минводах  самолета.   Но  повторить  успех  команды  Бразинскасов  им
не  удалось,  более  того  из  пламени  они  попали  прямо  в  полымя.  Якшиянц  не  знал,  что  Израиль  ведет  беспощадную  войну  с  террористами,
избрав  тактику  агрессивной  защиты - жизнь  террориста  обрывала  пуля,
настигающая  порой  через  несколько  лет  после  совершенной  акции.
     И,  конечно,  он  ничего  не  слышал  об  операции  "Молния",  проведенной 
несколько  лет  назад  израильскими  коммандос.

Справка №1.  В  декабре  1988  года  банда  Якшиянца  захватила  автобус  со 
школьниками.   В  обмен  на  жизнь  детей  бандиты  получили  миллион  долларов,
автомат  Калашникова,  право  вылета  из  СССР  в  любую  страну  по  выбору  и 
новых  заложников - экипаж  самолета.
В  октябре  1970  года  отец  и  сын  Бразинскасы,  убив  стюардессу  и  ранив  пилота,  вынудили  посадить  самолет  совершавший  рейс  Батуми - Сухуми  на  одном  из аэродромов  Турции.   Получили  политическое  убежище,  остались 
безнаказанными.   Живут  в  США.

2. Шакалы    нападают
Хотя  Шломо  Зив  студент  второго  курса  университета  усердно  изу-
чал  медицину  и  уже  мог  отличить  прозектора  от  провизора,  но  все  же
основным  своим  призванием  он  считал  литературу.   Он  чувствовал,  как
в  глубине  его  души  шевелится  и  прорастает  зерно  писательского  дарования.   Ввиду  этого  он  не  расставался  с  толстой  записной  книжкой,  куда  терпеливо  заносил  услышанные  им  острые  выражения,  динамичные
диалоги  и  необычные  ситуации - исходный  материал  для  будущих  романов.   Рейс  "139"  авиакомпании  Эр - Франс,  которым  Шломо  летел  из
Тель - Авива  в  Париж,  был  на  редкость  банальным.   Только  посадка  в
Афинах  немного  развлекла  его.   Бастовал  наземный  персонал.   Толстые
греческие  чиновники,  не  утруждая  себя  таможенным  и  пограничным
контролем,  демонстративно  пили  кофе  в  маленьком  кафе  у  здания 
аэровокзала.   Афинские  пассажиры  рейса  "139"  неприкаянно  слонялись  по  залу.   Наконец,  приняв  их  на  борт,  самолет  взлетел,  взяв  курс  на  Париж.
Чтобы  не  терять  даром  время  Шломо  закрыл  глаза  и  погрузился  в
сочинение  романа,  вернее  третьей  его  части,  так  как  первые  две  были 
уже  вчерне  готовы.   Из  творческой  отрешенности  его  вывел  крик  и  после  этого,  перейдя  в  свое  будничное  состояние  острого  любопытства,  он
начал  торопливо  записывать  происходящее.
 
"Через  несколько  минут  после  взлета  услышал  крик.   Сначала  я
 подумал,  что  кто - то  упал  в  обморок.   Вижу  двое  бросаются  вперед.   
Один,  немец,  длинноволосый  парень  в  красной  рубашке,  другой,  араб,
усатый  в  желтой  рубашке (обоих  я  видел  в  афинском  аэропорту).
Они  бегут  в  отделение  первого  класса.   Стюард  поднимает  руки  вверх,
лицо  его  искажено  страхом.  Наверное,  араб  направил  на  него  пистолет.
Затем  вижу,  как  весь  персонал  стюарды  и  стюардессы - ложатся  на  пол
лицами  вниз.   Вдалеке,  в  отделении  первого  класса,  немец  с  автоматом
в  руке  рванул  дверь  и  скрылся  в  пилотской  кабине.   Все  произошло  с
ужасающей  быстротой.   В  туристическое  отделение,  где  я  сижу,  вбегает
молодая  женщина  с  прыщавым  лицом  и  начинает  кричать  по  немецки.
В  руке  у  нее  пистолет.   Я  не  понимаю,  что  она  выкрикивает,  но  несколько  раз  слышу  имя  "Че  Гевара".   Одному  из  стюардов,  который  знает  немецкий  и  английский,  приказывают  перевести.   Теперь  становится
понятно,  что  самолет  находится  под  контролем  "группы  имени  Че  Гевары".   Нам  объявляют,  что  мы  похищены  во  имя  "арабской  и  мировой
революции".   Нам  запрещают  двигаться - любое  лишнее  движение  может
повлечь  за  собой  выстрел.   С  этого  момента  командиром  корабля  является  Капитан (немец  в  красной  рубашке)  ему  все  обязаны  подчиняться,
за  нарушение  приказа - смерть.   Невысокий  бородатый  мужчина  в  кипе
пытается  возражать.   Похитители  сталкивают  его  на  пол  и  бьют  ногами,
причем  в  основном  это  делает  женщина.   Мы  застываем  в  своих  креслах.   Старший  стюард  говорит  нам,  что  беспокоиться  не  о  чем,  все  будет  в  порядке,  но  сам  он  дрожит  как  осиновый  лист.   Нас  обыскали  и 
отобрали  все  документы.....
Понятия  не  имею,  где  мы  летим.   Внезапно  в  поле  зрения  появляется  берег,  бесплодная  земля  и  одна - единственная  посадочная  полоса.
Самолет  долго  кружится  перед  приземлением.   Затем  главарь  террористов  объявляет,  что  мы  сели  в  Бенгази (Ливия).   Ждем  два  часа.   Террористы  в  это  время  ставят  круглую  банку  с  торчащим  из  нее  взрывателем  возле  левого  входа  самолета  и  квадратную - возле  правого.   Банки  умещаются  в  руке  и  весят,  по - видимому,  не  более  двухсот  грамм.  Террорист  в  желтой  рубашке  охотно  поясняет,  что  двери  обложены  взрывчаткой.   Честно  говоря,  банки  не  кажутся  такими  уж  страшными....
Наконец,  мы  в  воздухе  после  шести  с  половиной  часов  сидения  в
Бенгази.   Но  куда  мы  летим?   В  Дамаск,  в  Багдад?   Стряхиваю  с  себя
дремоту.   Очень  холодно.   Накрываюсь  израильскими  газетами,  пытаюсь
уснуть  между  передовицей  и  разделом  юмора,  но  тщетно...."

      Воскресный  рейс  "139"  Тель - Авив - Париж  начался  в  9  часов  утра
27  июня  1976  года.   На  борту  самолета  находились  12  членов  экипажа 
и  245  пассажиров.   После  приземления  и  дозаправки  в  Афинах  связь  с
самолетом  прервалась.   Внезапное  исчезновение  из  эфира  рейса  "139"  было  зарегистрировано  специальной  разведывательной  службой  Израиля.
 

     "Рейс  "139"  либо  потерпел  катастрофу,  либо  захвачен  террористами.
На  борту  самолета  находятся  83  гражданина  Израиля.   Неизвестное  число  арабов  пересело  на  рейс  "139"  в  Афинах  с  сингапурского  самолета,  который  приземлился  незадолго  до  этого.   Заградительные  мероприятия  в  афинском  аэропорту  не  осуществлялись,  так  как  там  в  это  время  проводилась  заранее  объявленная  забастовка  наземного  персонала." 

В  Иерусалиме  под  руководством  премьер - министра  Рабина  срочно
собралась  Комиссия  по  чрезвычайным  ситуациям.   Комиссия  опасалась
повторения  истории,  что  произошла  с  самолетом  бельгийской  авиакомпании  "Сабена",  который  захватили  террористы  и  заставили 
вернуться  в  израильский  аэропорт.   Они  потребовали  обменять  97  пассажиров - заложников  на  бандитов  сидящих  в  израильской  тюрьме.   Тогда  коммандос,  переодетые  в  членов  наземного  персонала,  убили  двух  арабов - похитителей,  но  сохранили  жизнь  всем  пассажирам.   Сейчас  коммандос  из  бригады  "Голани",  получив  приказ,  начали  незаметно  подтягиваться  к  аэропорту.   Но  время  шло  и  соответственно  уменьшалась  вероятность  такого  варианта  развития  событий.
А  тем  временем  Париж  задыхался  от  чудовищной  жары,  которая  бывает  раз  в  сто  лет.   Все,  кто  мог,  покинули  город,  направляясь  в  горы или  к  берегам  прохладной  Нормандии.   Президент  Франции  Валери
Жискар  д’ Эстен  улетел  в  Порто - Рико  для  встречи  с  президентом  Фордом. 
С  ним  отбыли  ведущие  министры  французского  правительства.   В
аэропорту  имени  Де Голля  на  доске  объявлений  напротив  рейса  "139"
появилось  слово  "задерживается".
    - Внимание! - прорезался  сквозь  шум  голос  диктора. - Прошу  внимания.   Немногие  из  встречающих  родственников  и  друзей  расслышали
короткое  объявление:
  - Эр  Франс  приносит  свои  извинения  за  задержку  прибытия  рейса  "139".   Ожидающих  просят  пройти  в  центральное  бюро  Эр  Франс..... 
В  то  самое  время,  когда  самолет  ожидали  в  Париже,  он  начал  снижаться  в  Бенгази.   Это  возбудило  худшие  опасения.   В  воскресенье  вечером  из  Лондона  Комиссия  получила  первые  сведения  о  террористах.
По  словам  освобожденной  заложницы,  спустя  пять  минут  после  вы-
лета  из  Афин  рейс  "139"  был  захвачен  террористами:  немцем,  немкой  и
тремя  арабами.   Все  вооружены.  Возле  дверей  самолета  размещена 
взрывчатка,  замаскированная  под  баночки  с  финиками.   Вероятно  Бенгази
промежуточная  остановка.   Местом  назначения  представляется  скорее
всего  одна  из  стран  Центральной  Африки  дружественная  террористам.
  Эти  сведения  были  получены  от  Патриции  Хейман,  тридцатилетней
англичанки,  которая  уговорила  похитителей  выпустить  ее  в  Бенгази,  так
как  была  беременна  и  опасалась  преждевременных  родов.   В  три  часа
утра  в  понедельник  стало  известно,  что  рейс  "139"  приземлился  в 
Энтеббе  (Уганда).
В  понедельник  вечером  израильская  разведка  представила  Комиссии
более  подробный  доклад:
 
 “ В  настоящее  время  руководством  НФОП  осуществляется  операция"Уганда"  с  целью  оказать  политическое  давление  на  Израиль.   Для  проведения  операции  доктор  Вади  Хадад  отправил  в  Афины  группу  террористов:
 - немку  Габриэль  Крош - Тидеман,  24  года,  принимавшую  участие  в  похищении  министров  на  встрече  стран  ОПЕК  в  Вене  в  декабре  1975  года,  любовницу  "Шакала";
 - немца  предположительно  Вильфрида  Безе,  28  лет,  бывшего  члена  банды  Баадер - Майнхоф,  технического  советника  "Шакала";
 - арабов:
   - Абдул  Рахим  Джабера,  46  лет,  организовавшего  в  1973  году  в  Риме   атаку  на  самолет  компании  "Пан - Америкен",  в  результате  которой     был  убит  31  пассажир;
   - Абед  Эль  Латифа  ближайшего  сотрудника  Хадада;
   - Джелаль  Эль  Арьяма,  38  лет,  участника  покушения  на  президента      лондонской  компании  "Маркс  и  Спенсер"  Эдварда  Сифа."
 
Справка №2.   «Шакал» -    известен  также  под  кличкой  "Карлос",  настоящее  имя  Ильич  Рамирес  Санчес,  международный  террорист  проходивший  обучение  в  СССР и ГДР.   За  его  спиной  тянется  цепь  убийств  и  похищений.

Справка №3.   Вади  Хадад,  46  лет,  христианин.  Родился  в  Палестине,  в 
семье  учителя.   Изучал  медицину  в  Американском  университете  в  Бейруте.
Когда  в  конце  1967  года  возник  Народный  Фронт  Освобождения
Палестины  (НФОП),  Хадад  быстро  стал  в  нем  главной  фигурой.   Ему
принадлежит  мысль  распространить  террористическую  войну  с  Израилем
за  его  пределы.   После  этого  Хадад  начал  угоны  самолетов.   Первым
был  самолет  израильской  компании  "Эль - Аль"  в  Алжире,  затем  самолет
американской  авиакомпании  в  Дамаске.   Обычно  он  выступает  в  роли
организатора  угона,  но  не  исполнителя  акции.   Доктор  Хадад – обладатель
приятной  наружности  и  благородных  манер - во  все  свои  операции  включает
женщин,  в  том  числе  своих  любовниц.   Например,  Кати Томас,  которая
возглавляла  похищение  японского  "Джамбо"  и  была  убита  при  взрыве  гранаты.   Хадад  без  колебаний  использует  похищение самолетов  для  финансирования  своей  террористической  деятельности.  Примером  тому  является  угон  в  Адене  самолета  авиакомпании  "Люфтганза" в  феврале  1972  года,  тогда  цена  освобождения  заложников  составила  пять миллионов  долларов.   Германские  власти  уступили  требованиям  Хадада  и  он получил  деньги.   В  июле  1973  года  люди  Хадада  опять  под  командованием женщины  похители  японский  самолет  и  потребовали  15  миллионов  долларов.   Самолет  был  уничтожен  на  взлетной полосе  в  Бенгази.   В  мае  1972  года  его  люди  устроили  кровавую  баню в  израильском  аэропорту.
      Ночью  11  июля  1973  года  в  доме  Хадада  раздался  взрыв.   С  шестого
этажа  здания  напротив,  с  расстояния  приблизительно  сто  метров  были
выпущены  шесть  ракет  типа  "катюша"  советского  производства.   Три  из
них  попали  в  гостиную  и  спальню.   Две  не  взорвались.   В  доме  вспыхнул
пожар.   Жена  Хадада  и  восмилетний  сын  получили  ожоги  и  были
доставлены  в  госпиталь  при  Американском  университете.
В  это  время  у  Хадада  гостила  Лейла  Халед,  дама  принимавшая   участие в  угоне  американского  самолета  в  Дамаске  в  1969  году.   Хадад  и  Лейла  спаслись  от  смерти  только  потому,  что  предавались  любовным  утехам  на  диване  стоявшем  в  кабинете  доктора,  а  ракеты  были  наведены  на  окно  спальни.   Все  же  Хадад  был  легко  ранен  в  ягодицу.   

В  квартире, откуда  были  выпущены  ракеты,  бейрутская  полиция 
обнаружила самый обычный  шкаф,  кровать,  дешевые  предметы  обстановки  и 
хирургические перчатки.   Вероятно,  преступник  использовал  их  при  сборке 
пусковой установки  и  взводе  часового  механизма.   Как  стало  известно  позже, эту квартиру  снимал  некий  Ахмед  Бацрат,  обладатель  иранского  паспорта, прибывший  в  Бейрут  три  месяца  назад.   Подозреваемый  оставил  на  ракетной  установке  надпись,  но  почему  то  на  английском  языке:  "Сделано  в  ФАТХ (арабская  террористическая  организация)  1970."
Будущий  врач  и  писатель  Шломо  Зив  сидел  скрючившись  на  полу  и
строчил  в  свою  записную  книжку:
“ Итак,  мы  в  Энтеббе.   Когда  спускался  по  трапу  увидел  вдалеке
голубую  полоску  озера  Виктория.   Нас  привели  в  здание  старого 
аэровокзала,  усадили  на  пол.   Вокруг  разместились  террористы,  у  каждого
в  одной  руке  пистолет  в  другой  граната,  только  у  Капитана  на  спине
под  пиджаком  автомат.   К  террористам  присоединились  угандийские 
солдаты.   Капитан  достает  из  сумки  наши  документы,  просматривает  их
и  выкрикивает  фамилию.   Возвращая  документы  владельцу,  он  показывает
рукой  куда  тому  идти:  направо  или  налево.   Капитан  эту  процедуру  назвал
селекцией.   От  этого  слова,  произнесенного  с  немецким  акцентом  у  меня побежали  мурашки  по  коже.   Тем  пассажирам,  которые оказались  по  правую  руку,  Капитан  разрешил  возвратиться  в  Париж  на ближайшем  рейсовом  самолете.   Командир  экипажа  Мишель  Бако  заявил, что  он  не  вернется  в  Париж  без  всех  пассажиров  и  поэтому  остается в  Энтеббе.   Капитан  пожал  плечами.   Как  выяснилось,  все  пассажиры левой  группы - 83  человека - граждане  Израиля.   Критерий,  по  которому Капитан  разделил  пассажиров,  был    известен  еще доктору  Геббельсу.
Нас  увели  в  другой  зал  аэровокзала.   Вскоре  на  роскошном  черном
"мерседесе"  подъехал  президент  Уганды  Иди  Амин.   Войдя  к  нам  он 
сказал,  что  правительству  Израиля  предъявлен  ультиматум,  в  котором
предлагается  обменять  нас  на  революционеров  сидящих  в  тюрьмах 
Израиля,  но  ответа  пока  нет.   Срок  ультиматума  до  середины  четверга.
    - А  что  будет  с  нами  потом ? - в  тревоге  спросила  молодая  женщина
с  ребенком  на  руках.
    - Потом,  потом....я  вас  съем ! - оскалил  зубы  черный  верзила.
Это  выглядело  весьма  убедительно,  но  кое - кто  в  толпе  засмеялся.
    - Господин  президент,  а  если  серьезно....
    - Соблюдайте  этикет.   Мой  полный  титул:  господин  фельдмаршал, 
     доктор,  президент  Иди  Амин  Дада. - крикнул  он  рассержено.   ( За  спиной  "фельдмаршала  и  доктора"  краткосрочный  курс  сержанта  английской  армии,  где  он  изучал  счет  и  письмо,  там  же  в  армии  он  научился  изъясняться  по  английски.)     Я  тороплюсь.   Шалом. - и,  не  дав  ответа,  поспешно  покинул  зал”.

3.  Лисы    готовят    ответ
     Во  вторник  утром  угандийское  радио  объявило  цену  за  освобождение  заложников.   Похитители  требовали,  чтобы  53  осужденных террориста  (40  из  которых  предположительно  находились  в  Израиле,  остальные  в  странах  Европы)  были  доставлены  к  ним,  иначе  они  убьют  пассажиров  и  взорвут  самолет,  если  Израиль  не  согласится  с  их  требованиями.
Стало  известно,  что  в  этой  акции  на  стороне  террористов  принимает деятельное  участие  президент  Уганды  Иди  Амин,  прозванный
"Большой  Папа".   Теперь  от  его  милости  зависела  жизнь  пассажиров
самолета.   Большой  Папа,  к  которому  относились  как  к  фигляру,  оказался 
опасным  врагом.   
Группа  специалистов  Аналитического  центра  израильской  разведки
составила  психологическую  модель  предположительного  поведения  президента 
Амина.   Эта  модель  основывалась  на  методе  исторического  исследования, 
разработанного  в  Колумбийского  университета  США.  Метод  позволял 
воссоздать  психологическую  атмосферу  окружавшую  римских  императоров  и
на  основании  этого  истолковать  их  поступки.   При  помощи  этой  техники
специалисты  Аналитического  центра  предсказывали  наиболее  вероятное 
поведение  лидеров  враждебных  режимов  в  различных  ситуациях,  имея  в  своем
распоряжении  самые  ограниченные  сведения  о  личности  диктатора:  его  почерк,  состав  семьи,  круг  друзей  и  ряд  сопутствующих  обстоятельств.   Из  анализа  модели  вытекало,  что  по  всей  вероятности  Иди  Амин  продлит 
переговоры,  то  есть  перенесет  дату  окончания  ультиматума  с  четверга  на
более  поздний  срок,  что  вызвано  его  непомерным  тщеславием.   Пока  идут
переговоры,  его  черное  лоснящееся  лицо  не  сходит  со  страниц  газет  во  всем мире.   Более  того,  он  диктатор  захолустной  африканской  страны  начал 
получать  послания  от  президентов  великих  держав  Франции  и  США.   Он  греется  в  лучах  славы,  якобы  выступая  посредником  в  переговорах  и 
демпфером  между  террористами  и  их  жертвами. 
Одновременно  с  переговорами  Генеральный  штаб  Израиля  начал 
готовить  секретную  акцию,  получившую  кодовое  название  операция 
"Молния".   Процесс  ее  подготовки  напоминал  горную  речку  струящуюся  под
ледником  и  до  поры  ничем  не  нарушающую  его  альпийской  безмятежности.
Во  вторник  поздно  вечером  на  улицах  Бер - Шевы  появились  ревущие  тягачи 
буксирующие  трайлеры  со  строительной  техникой,  грузовики со  стройматериалами,  автобусы  везущие  рабочих.   Длинный  караван  пересек 
город  и  покатил  дальше  в  пустыню  Негев,  в  сторону  военного 
полигона.   Здесь  строительная  фирма  "Солель  боне",  получившая  чрезвычайно 
срочный,  но  выгодный  заказ,  начала  возводить  из  досок, фанеры  и  рубероида  макеты  каких - то  зданий,  причем  работать  приходилось 
по  чертежам  с  вырезанным  угловым  штампом.   Никто  в  фирме 
не  знал,  что  это  чертежи  аэропорта  Энтеббе.
В  среду  утром  группа  специалистов  из  Израильской  разведки  прибыла  во  Францию  для  бесед  с  вернувшимися  пассажирами  рейса  "139".
Психологи,  обладающие  большим  опытом  допросов,  помогли  им  вспомнить  жизненно  важные  детали,  как  например  расположение  дверей  в  здании 
старого  аэровокзала  Энтеббе  или  в  какую  сторону  там  открываются
створчатые,  доходящие  до  пола  окна - наружу  или  внутрь.
В  среду  днем  Комиссия  получила  шифрованное  послание  отправленное  из  израильского  посольства  в  Париже:

"Предыдущий  анализ  поведения  Амина  нуждается  в  уточнении.   Он  был  склонен  к продлению  переговоров,  так  как  наслаждался  внезапной  славой.   Однако,  он  озабочен  так же  и  тем,  чтобы  не  рассердить  своих  "друзей"  в  НФОП.   Они  уже  проявляют  признаки  недовольства.   Диктатор  Ливии  Каддафи,  поддерживающий  НФОП,  побуждая  Амина  к  решительным  действиям,  согласился  выделить  Уганде  кредит  в  50  миллионов  долларов  для  развития  сельского  хозяйства,  но  при  условии  успешного  завершения  операции  "Уганда".
     На  основании  соображений,  изложенных  выше,  представляется  вероятным,  что  Амин  согласиться  начать  "показательные"  казни  в  воскресенье,  4  июля,  на  рассвете,  так  как  в  пятницу  и  субботу  он  участвует  в  заседании  Комитета  государств  африканского  единства,  которое  состоится  на  острове  Маврикий."

Согласно  расписания  полетов  аэропорта  Энтеббе  там  с  0  часов  до
2. 45  не  приземляется  ни  один  пассажирский  самолет,  было  решено  это
окно  использовать  для  высадки  десанта.
Первым  с  военно - воздушной  базы  Израиля  вылетел  "Боинг - 707" 
выкрашенный  в  цвета  национальной  авиакомпании  "Эль - Аль",  на  борту
которого  находился  командующий  ВВС.   Самолет  следовал  по  международному  маршруту  вдоль  Красного  моря,  берегов  Эфиопии  затем  начал  снижаться  к  западу  от  озера  Наиваша  и  приземлился  в  аэропорту столицы  Кении  Найроби.   Пока  все  шло  хорошо,  "Боинг"  выглядел  как обычный  коммерческий  самолет.   Если  бы  кто - нибудь  заглянул  внутрь, то  он  увидел  бизнесменов  сопровождающих  груз - какие - то  приборы. Этот  груз  разместился  на  месте  снятых  кресел  и  должен  был  обеспечить шифрованную  связь  между  участниками  операции  и  израильским  Генеральным  штабом.   Сам  командующий  ВВС  фигурировал  в  списке  пассажиров  как  Сидней  Коэн  южноафриканский  бизнесмен.   "Боинг"  выкатился  на  стоянку в  максимально  безопасном  участке  аэропорта,  туда,  где  обычно  стоят самолеты  компании  "Эль - Аль",  охраняемые  полицией.
Второй  "Боинг"  последовал  за  первым.   Опознавательные  знаки  ВВС  на
нем  также  были  закрашены  и  заменены  знаками  компании  "Эль - Аль".
В  нем  находился  госпиталь.  Заправка  "Боингов"  не  привлекла  внимания,
управляющий  компании  "Эль - Аль"  в  Найроби  об  этом  позаботился.
В  Тель - Авив  был  послан  обычный  телекс  о  благополучной  посадке, 
директор  компании  "Эль - Аль"  немедленно  направил  копию  в  Генеральный  штаб.
Теперь  можно  было  разрешить  взлет  остальным  участникам  операции:
четырем  "Геркулесам"  и  сопровождающим  их  истребителям.   Маленькая
эскадрилья  получила  приказ  подняться  в  воздух  в  15. 30.   Пролетая  над
самой  южной  точкой  Израиля  пилоты  услышали  команду 
"Ацлаха !" (Удачи ! - иврит).

С  этого  момента  связь  по  военному  радио  прекратилась.   Все  "Геркулесы"
имели  гражданские  регистрационные  номера  и  летели  по  тому  же
международному  коммерческому  маршруту.   Пилоты  выполняли  обычные 
процедуры  принятые  для  гражданских  самолетов.   Конечно,  было  не
возможно  замаскировать  высоко  задранные  хвосты  "Геркулесов",  но  на
экранах  радаров  самолеты  выглядели  обыкновенными  пятнышками.   Они
летели  свободным  строем,  не  выпуская  из  зоны  видимости  радаров  своего 
лидера.   Но  перед  поворотом  вглубь  африканского  материка,  над
Красным  морем,  они  заметили  военные  корабли,  по видимому,  принадлежащие 
одной  из  арабских  стран.   Возможно  это  были  дозорные  корабли  снабженные 
электронным  оборудованием,  поэтому  отряд  "Геркулесов"  снизился  почти  до 
уровня  моря.   Высоко  над  транспортными "Геркулесами"  летели  их  пастыри - "Фантомы"  ВВС,  которые  держались в  стороне,  но  наблюдали  за  своей  "паствой"  с  помощью  радаров.  В  каждом  "Фантоме"  были  приспособления  для  создания  помех  в  работе  вражеских  радаров  и  искривления  пути  управляемых  по  радио  ракет,  которые  могли быть  выпущены  по  самолетам  в  попытке  помешать  операции "Молния".
В  сумерках  маленький  воздушный  отряд  пролетел  над  Найроби.
Вопрос  о  приземлении  по  пути  в  Уганду  для  него  даже  не  вставал.   
Воздушное  путешествие  длиной  4500  километров  подходило  к  концу - они
подлетали  к  Энтеббе.   Не  защищенные  больше  коммерческими  авиалиниями 
они  летели  низко  в  темноте  по  направлению  к  полосе  воды  это  было 
огромное  озеро  Виктория,  из  которого  вытекает  Белый  Нил.
     Наконец,  внизу,  вдалеке  показалась  освещенная  посадочная  полоса.
Самолеты,  сбросив  обороты  турбин,  почти  бесшумно,  как  огромные  совы, 
начали  плавно  снижаться  по  глиссаде.  А  в  это  время  "Боинг -707"
с  командующим  ВВС  на  борту  уже  кружил  над  Энтеббе  на  высоте  девяти 
километров.

4.  Удар    "Молнии"
Внутри  "Геркулесов"  расположились  коммандос  из  бригады  "Голани"
и  парашютисты  35-й  дивизии,  всего  около  500  человек.   Там  же  находились  два  полугусеничных  бронетранспортера,  джипы  оснащенные  безоткатными  орудиями  и  черный  "мерседес",  точно  такой  же  как  у  президента 
Амина.   Возглавить  атаку  должен  был  подполковник  Ионни  Натанияху, 
командир  особого  отряда. (Согласно  боевого  устава  израильской  армии 
командир  сам  возглавляет  атаку  своего  подразделения).   Он  и  шесть  человек  коммандос  облаченные  в  форму  угандийской  гвардии,  охраны  Иди  Амина,  с  лицами загримированными черной  краской  и  вооруженные  автоматами  "Узи"  с глушителями  должны  подкатить  в  "мерседесе"  к  зданию  старого  аэровокзала.   
На  уничтожение  террористов  отпускалось  75  секунд.   За  ними  следовали:
 - отряд,  предназначенный  для  нейтрализации  угандийских  солдат;
 - специальное  подразделение  подрывников  для  уничтожения  радиолокационной 
станции  и  угандийских  "МиГов"  базирующихся  на  аэродроме;
 - отряд  для  охраны  "Геркулесов";
 - отряд  связистов;
 - медицинский  персонал  и  группа  специалистов  из  разведки,  имевших
самостоятельное  задание.
В  Энтеббе  в  здании  старого  аэровокзала  заложники  дотягивали  свои
шестые  сутки.   Многие  из  них  мучились  от  поноса.   Воды  в  туалетах
больше  не  было.   Унитазы  были  полны.   Угандийские  солдаты  принесли
воду  и  наполнили  цистерны  на  крыше,  однако  вода  не  проходила 
сквозь  засоренные  трубы.   Люди  лежали  на  матрасах,  брошенных  прямо
на  пол,  некоторых  тошнило,  другие  пытались  уснуть.   Два  террориста
вооруженные  пистолетами  дремали  тут  же,  сидя  на  стульях.   Араб  в  белом 
костюме  спал  на  галерее  второго  этажа,  положив  голову  на  пулемет.   Немец  и  немка  прохаживались  по  залу.   Белесый  ночной  туман  наползал  с  озера  Виктория.
Шломо  Зив,  летописец  захвата,  полулежал  на  матрасе,  опираясь 
плечами  о  стену.   Уснуть  он  не  мог,  трагические  предчувствия  отгоняли
сон.   Невдалеке  от  него,  на  фоне  огромного  окна,  маячила  фигура 
Капитана  с  автоматом  на  плече.   Вдруг  мрак  прорезал  свет  автомобильных
фар.   Черный  "мерседес"  президента  Амина,  освещенный  слабым  светом
фонарей,  приближался  ко  входу  в  здание.   Первым  его  увидел  Капитан.
Он  крикнул  по  английски  арабам:
   - Внимание.   Большой  Папа.   Начинается  финал. - и  быстро  зашагал
навстречу  автомобилю.   За  ним  трусцой  двинулся  один  из  арабов.   Немка 
опершись  плечом  о  косяк  двери,  поигрывая  пистолетом,  смотрела  в
сторону  "мерседеса".
  Автомобиль  остановился.   Из  него  выскочили  охранники  президента  и
вдруг,  рассыпавшись  веером,  бесшумно  стреляя  из  автоматов  устремились  ко  входу  в  аэровокзал.   Капитан,  нелепо  подпрыгнув,  неподвижно
растянулся  на  бетоне,  араб  с  прострелянной  головой  задергался  в  конвульсиях  рядом.   Немка,  вскрикнув,  подняла  пистолет,  но  выстрелить  не
успела.   Пуля,  попав  в  плечо,  опрокинула  ее  на  пол.   Извиваясь,  как  кошка,  она  пыталась  подняться,  но  ей  мешала  внезапно  омертвевшая
левая  рука.   Подбежавший  охранник  президента  прикончил  ее  короткой
очередью. (Согласно  инструкции  службы  безопасности  террорист  участвующий 
в  захвате  заложников  подлежит  уничтожению).
Шломо  быстро  перевел  взгляд  в  зал.   Один  террорист  все  еще  сидел на  стуле,  другой  храпел  в  обнимку  с  пулеметом.   Через  дверь  и  окна  с криком:
    - Тишкеву,  тишкеву! (Ложитесь, ложитесь!- иврит) - охранники  президента 
ворвались  в  зал.
     - Лисы  Израиля! - удивлено  ахнул  Шломо  и  попытался  засунуть  голову  под  стоящий  рядом  стул,  так  как  с  потолка  кусками  сыпалась 
штукатурка.   Сверху,  с  опозданием  в  несколько  секунд,  застрочил  пулемет,  но  террорист  лежащий  за  ним  был  уже  обречен,  коммандос  бежали  к  нему  по  галерее,  посылая  короткие  очереди  из  автоматов.   Другой  террорист  юркнул  в  туалет,  но  и  там  его  настигли  пули.   Великодушный  аллах  забрал  его  душу,  оставив  тело  валяться  на  грязном  кафельном  полу.   
Вслед  за  коммандос  в  зал  вбежали  санитары  с  носилками.   Они  начали  быстро  перевязывать  раненных.   "Ионни  убит!" - раздался  крик.
Коммандос,  который  первым  ворвался  в  зал,  неподвижно  лежал  на  полу  в 
луже  крови.   Пулеметная  очередь  ударила  его  в  спину.   В  здании
аэровокзала  с  террористами  было  покончено,  но  в  отдалении  все  еще
били  автоматы  и  грохотали  безоткатные  орудия.   Это  специальный  отряд 
прикрытия  уничтожал  роту  угандийских  солдат  спешивших  на  помощь 
террористам.   Появилась  группа  специалистов  из  разведки,  они
фотографировали  мертвых  террористов  и  снимали  у  них  отпечатки  пальцев.   
Несколько  солдат  с  мегафоном  созывали  бывших  заложников,  рассеявшихся
по  всему  зданию  аэровокзала,  и  помогали  им  пройти  в  один из  "Геркулесов".
Первый  "Геркулес"  с  бывшими  заложниками  взлетел  через  53  минуты 
после  приземления.   Он  взял  курс  на  Найроби,  чтобы  перегрузить
больных  и  раненных  в  госпиталь  оборудованный  в  "Боинге - 707",  стоящем  на  приколе  в  тамошнем  аэропорту.   Последний  "Геркулес"  взлетел
через  37  минут  после  первого  и,  как  три  предыдущих,  тоже  взял  курс  на 
Найроби  для  дозаправки  горючим.
Иди  Амин,  вечером  в  субботу  вернувшийся  с  острова  Маврикий, 
сладко  спал  в  своей  резиденции  расположенной  в  33  километрах  от Энтеббе.   
Во  сне  он  улыбался  и  шевелил  пальцами  правой  руки,  обозначая  известный 
интернациональный  жест  "мани,  мани".   Вероятно  ему  снились  50  миллионов 
долларов  обещанные  лидером  ливийской  Джамахирии  полковником  Каддафи.


                июль 1996 г.