Мой Гафт. 3

Людмила Лунина
 ...Силу своего сатирического дара  Гафт  попробовал еще в студенческие годы,  участвуя  в мхатовских капустниках.

Стиль розыгрышей, карнавальный дух оттепельных 60-х стал частью его артистического облика, продолженный в    острых эпиграмм на известных и знаменитых артистов, режиссеров, поэтов.
Они долго ходили в рукописных списках, их цитировали близкие к Гафту  коллеги. Каждая   точно  показывала  неблаговидную черту характера или поступок легко узнаваемого « героя »  с неожиданной стороны, достойной сатирической усмешки автора.  Всегда называя вещи своими именами,  он мог  эпиграммой припечатать на всю жизнь.
Едкие, хлесткие, они   принесли ему славу не меньшую, чем роли.

И мы дружно смеялись, слыша их на его  творческих вечерах и в телеэфире, гонялись за их первыми сборниками. А теперь в обилии напечатанного трудно разобраться, какие из них авторские, а какие являются грубыми, часто оскорбительными подделками. 

Меня очень долго занимал вопрос, как удавалось Гафту  выстоять под ударами  жертв его  эпиграмм,  занимающих высокие места в советской творческой иерархии.

Цитирую  его ответ на зрительский вопрос о том, как  это эпиграммы не рассорили его с их героями:
"– Эпиграмма – такой жанр, где всё на грани оскорблений и восхищений. Тут всё трансформируется, гиперболизируется и в секунду подаётся суть какого-то явления или часть характера. Тогда это хорошо.
Ия Саввина, например,  любила мои эпиграммы, ей посвящённые. Одна вот:
 - "Глазки серо-голубые:
 Каждый добрый, вместе злые. "

Ещё одна, её любимая, была написана после «Дамы с собачкой»:
- "Всё это правда, а не враки
И вовсе не шизофрения.
В Крыму гуляли две собаки:
Поменьше – шпиц, побольше – Ия."

Конечно, ушел от вопроса,  не захотел  говорить о конфликтах и ссорах. Но мы же понимаем, что их было немало. 
Тем более, что со временем,  подобрев и помудрев,   стал писать не эпиграммы, а тонкие, лирические посвящения.

... Поэзия Гафта для  меня   открылась неожиданно.

 В одном из первых сборников эпиграмм почему-то было напечатано стихотворение, разом заслонившее все остальное:

- Отчего так предан Пёс,
И в любви своей бескраен?
Но в глазах – всегда вопрос,
Любит ли его хозяин.

Оттого, что кто-то – сек,
Оттого, что в прошлом – клетка!
Оттого, что человек
Предавал его нередко.

Я по улицам брожу,
Людям вглядываюсь в лица,
Я теперь за всем слежу,
Чтоб, как Пёс, не ошибиться.

Потом стихи стали появляться чаще. Теперь их много.

Их автор   – нежный, задумчивый, ранимый. А создаваемые образы всегда точны и неожиданны. Соединяющие часто восторг и горечь:

Осип Мандельштам.

- Мы лежим с тобой в объятьях
В январе среди зимы,
Мой халат и твое платье
Обнимаются, как мы.

Как кресты, на окнах — рамы,
Кто мы, люди, мы - ничто?
Я читаю Мандельштама...
А в душе вопрос - за что?

Ребра, кожа, впали щеки,
А в глазах застывший страх,
И стихов замерзших строки
На обкусанных губах.

 В его стихах краткость и быстрота. И предельность мысли.   Они пронзают мгновенно.

Фаина Раневская
 
-Голова седая на подушке.
Держит тонкокожая рука
Красный томик «Александр Пушкин».
С ней он и сейчас наверняка.
 
С ней он никогда не расставался,
Самый лучший – первый кавалер,
В ней он оживал, когда читался.
Вот вам гениальности пример.
 
Приходил задумчивый и странный,
Шляпу сняв с курчавой головы.
Вас всегда здесь ждали, Александр,
Жили потому, что были Вы.
 
О, многострадальная Фаина,
Дорогой захлопнутый рояль.
Грустных нот в нём ровно половина,
Столько же несыгранных. А жаль!

КАПЛЯ ДОЖДЯ

- К земле стремится капелька дождя
Последнюю поставить в жизни точку.
И не спасут ее ни лысина Вождя,
Ни клейкие весенние листочки.

Ударится о серый тротуар,
Растопчут ее след в одно мгновенье,
И отлетит душа, как легкий пар,
Забыв навек земное притяженье.


 Продолжение:http://proza.ru/2021/01/20/524