сью сонтаг с2 - мысль как страсть

Серхио Николаефф
сью сонтаг (с2) -- мысль как страсть .


----
цитирование из википедии.


начало цитирования:

--

>>

Сьюзен Зонтаг

(в другом написании Сонтаг, англ. Susan Sontag,
настоящая фамилия — Розенблатт; 16 января 1933,
Нью-Йорк — 28 декабря 2004, Нью-Йорк) — американская писательница,
литературный, художественный, театральный и кинокритик, философ,
сценаристка, режиссёр театра и кино, лауреат национальных и международных
премий.

--
Содержание

1 Биография
2 Литературные произведения
3 Художественная критика и О фотографии
4 Премии и награды
5 Сьюзен Зонтаг на экране (избранные фильмы)
6 Интервью, дневники, записные книжки
7 Библиография С. Зонтаг на русском языке
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
10.1 Тексты

--
Биография[править | править код]

Зонтаг родилась 16 января 1933 года в городе Нью-Йорк. Её предки — еврейские выходцы из Польши и Литвы, приехавшие в США в XIX веке. Урождённая Розенблатт, она получила фамилию Зонтаг после вторичного замужества её матери. Единственными друзьями её детства были книги. В 15 лет она поступает в университет Беркли (Калифорния) (1948—1949). Оканчивает Чикагский университет со степенью бакалавра искусств в 1951 году (одним из её преподавателей был Кеннет Бёрк). Здесь же знакомится с молодым преподавателем-социологом Ф. Рифом, за которого скоро выходит замуж (1952). Риф — отец её единственного сына Давида.

--
{Могила Сьюзен Зонтаг на кладбище Монпарнас}
--

Семья переезжает в Бостон, где в Гарвардском университете Зонтаг изучает английскую литературу и получает степень магистра философии в 1954 году. Именно в этот период Зонтаг изучает работы классических философов. Обучаясь в Оксфорде в 1957 году, сталкивается с проблемой сексизма, поэтому вскоре переезжает в Париж, где сближается с американской интеллигенцией, сплочённой вокруг журнала «Парижское Обозрение» (Paris Review). Активно занимается французским кинематографом, философией и много пишет.

В возрасте 26 лет в 1958 году она возвращается в Америку, разводится и остаётся одна с сыном, отказываясь от финансовой помощи со стороны мужа. В конце 1950-х — начале 1960-х годов преподаёт философию в ряде колледжей и университетов США, в том числе и в Колумбийском университете, но в дальнейшем отказывается от академической карьеры. В начале 1960-х она приезжает в Нью-Йорк, приступая к работе редактора в журнале «Комментарий» (Commentary).

Вторая половина жизни Зонтаг связана с именем Энни Лейбовиц. Они познакомились в 1989 году на съёмках, роман их прервала смерть Сьюзен Зонтаг от лейкемии в 2004 году, в возрасте 71 года. Именно Лейбовиц принадлежат все последние фотографии Зонтаг, включая посмертную.

--
Литературные произведения[править | править код]

В литературе Зонтаг дебютировала романом «Благодетель» (Benefactor) в 1963 году, а также рядом статей в престижных американских журналах. Однако известность к ней пришла после публикации в журнале «Партизан Ревью» статьи «Заметки о Кэмпе» (Notes on Camp, 1964). Здесь Зонтаг вводит понятие «кэмп» — использование вульгарного и эстетически уродливого материала как выразительного средства. Последовавшие затем два сборника эссе о художественном авангарде Европы и США, этическом смысле крайностей в современной культуре — «Против интерпретации» (Against Interpretation, 1966) и «Образцы безоглядной воли» (Styles of Radical Will, 1969) — упрочили её репутацию. Далее следует одна из её наиболее известных книг — «О фотографии» (On Photography, 1977).

Через год Зонтаг выпускает книгу «Болезнь как метафора» (Illness As Metaphor, 1978) и сборник рассказов «Я и так далее» (I, etc.). Позже — ещё один сборник, посвящённый Иосифу Бродскому, «Под знаком Сатурна» (Under the Sign of Saturn, 1980), в ответ на который Бродский посвятил Зонтаг первые «Венецианские строфы». Затем вышел том её «Избранного», и была опубликована работа «СПИД и его метафоры» (AIDS and Its Metaphor, 1989).

В 1989 году она избирается президентом Американского ПЕН-Центра.

В числе её других работ романы «Поклонник Везувия» (The Volcano Lover, 1992, рус. пер. — 1999) и «В Америке» (In America, 1999, рус. пер. 2004, экранизир. Ежи Сколимовским, 2006), книги эссе «Куда падает ударение» (2001), «Глядя на боль других» (2003), «А в это время: эссе и выступления» (2007). Пьеса «Алиса в кровати» (Alice In Bed, 1992) была впервые поставлена только в 2000 году. Совместно с фотографом Анни Лейбовиц ею была издана книга «Женщины» (Women) (2000).

Кроме этого, Зонтаг принадлежат сценарии снятых ею как режиссёром фильмов «Дуэт для каннибалов» (Duet For Cannibals, 1969), «Брат Карл» (Brother Carl, 1971), «Обещанные страны» (Promised Lands, 1974) и «Поездка без гида» (Unguided Tour, 1983). Несколько раз она сама появлялась в кино (Зелиг Вуди Аллена, см. ниже). Выступала также как театральный постановщик: драму Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» она летом 1993 года перенесла на сцену в осаждённом Сараево, где позднее, в 2010, её именем назвали площадь перед Национальным театром.


--
Художественная критика и О фотографии[править | править код]

Основные статьи: Против интерпретации и другие эссе и О фотографии (Сонтаг)

--
{Сьюзен Зонтаг, 1979 год}
--

Художественная критика была центральной формой литературной деятельности Зонтаг. Ее можно назвать важнейшим представителем либеральной аналитики, которая соприкасается с пространством академического исследования, но не принадлежит ему. Промежуточное положение между формальным исследованием и литературным произведением делает тексты Зонтаг явлением, связанным с установлением формата аналитической художественной критики как таковой. К важнейшим критическим произведениям Зонтаг относятся Заметки о кэмпе (1964)[6] и Против интерпретации (1966)[7], Смотрим на чужие страдания[8] и сборник эссе О фотографии (1977)[9].

«Зонтаг стала одной из немногих, кто отказался от генетического анализа фотографии: ее не интересовали ни преемственность развития стилей, ни условность школ, ни последовательность технических нововведений. Тот же принцип она использовала и в других своих эссе: ее интересовало то, что ускользнуло от всеобщего внимания — периферийное, второстепенное, забытое» - отмечает искусствовед Екатерина Васильева.[10] Принципиальная характеристика ее критических работ — обращение к материалу второстепенному с точки зрения классического искусствознания[11]. Круг ее вопросов — Теория фотографии, мода, «еще не опознанные» и принципиально неопознаваемые[12] темы, массовый вкус, этика и особенности документального изображения. Одной из центральных тем в критических работах Сьюзен Зонтаг остается фигура трагического[13].

--
Премии и награды[править | править код]

Сьюзан Зонтаг — лауреат многих премий и обладатель почётных званий. За книгу «О фотографии» Зонтаг была присуждена Национальная премия кружка литературных критиков в области критики (1978). В Италии она была награждена премией Курцио Малапарте (1992). Дважды она награждалась французским Орденом искусств и литературы (1984, 1999). Избиралась в Американскую академию искусств и литературы (1993). Была удостоена Иерусалимского приза (2001) и премии мира (2003), самой престижной в Германии литературной премии — Премии мира немецких книготорговцев (Франкфурт-на-Майне, 2003), присуждаемой Биржевым союзом немецкой книготорговли за «выступление за достоинство свободной мысли».

Её карьера романиста достигла расцвета, вместе с присуждением Национальной книжной премии США историческому роману «В Америке» (1992) в 2000 году. Последней прижизненной наградой стала международная литературная премия принца Астурийского, которую она получила вместе с исламской феминисткой Фатимой Мернисси (2003). Её последней книгой было исследование «Глядя на боль других» (Regarding the Pain of Others).


----
Умерла Зонтаг 29 декабря 2004 года в Нью-Йорке. Похоронена в Париже на кладбище Монпарнас. В марте 2005 в Нью-Йорке прошёл концерт её памяти, на котором играли струнный квартет Брентано и британская пианистка Мицуко Утида.


----
Сьюзен Зонтаг на экране (избранные фильмы)[править | править код]

Galaxie (1966, Грегори Маркопулос, документальный)
Vive le cin;ma (1972—1973, документальный телесериал)
Town Bloody Hall (1979, Крис Хегедюш, Д. А. Пеннебейкер, документальный)
Зелиг (1983, Вуди Аллен, камео)
Mauvaise conduite (1984, Нестор Альмендрос и Орландо Хименес Леаль, документальный)
Do Not Enter: The Visa War Against Ideas (1986, Роберт Рихтер и Кэтрин Уорноу, документальный)
Поэт вспоминает/ The Poet Remembers (1989, Ян Немец, телевизионный документальный)
Joseph Cornell: Worlds in a Box (1991, Марк Стоукс, телевизионный документальный)
Campus, le magazine de l';crit (2001—2006, документальный телесериал, эпизод 2003)
Die Liebhaberin des Vulkans — Mit Susan Sonntag in New York (2003, Бригитта Асхофф, телевизионный документальный)
Абсолютный Уилсон/ Absolute Wilson (2006, Катарина Отто-Бернштейн, документальный)
Германия 09 (2009, коллективный проект, в эпизоде Неоконченное, реж. Николетт Кребиц, роль Зонтаг исполнила Ясмина Табатабай)



----
Интервью, дневники, записные книжки[править | править код]


Poague L.E. Conversations with Susan Sontag. Jackson: University Press of Mississippi, 1995
Reborn: journals and notebooks, 1947—1963/ David Rieff, ed. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2008
Библиография С. Зонтаг на русском языке[править | править код]
Зонтаг, С. Мысль как страсть: Избранные эссе 1960-70-х годов / Сост., общая редакция Б. Дубина. Пер. с англ. В. Голышева и др. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 208 с.
Зонтаг, С. Поклонник вулканов. — М.: Новости, 1999. — 576 с ISBN 5-7020-0995-9
Зонтаг, С. В Америке. — М.: Эксмо, 2004. — 448 с ISBN 5-699-06545-8
Зонтаг, С. «Думать наперекор себе»: Размышления о Чоране // Иностранная литература. — 1996. — № 4.
Зонтаг, С. Магический фашизм // Первое сентября. — 2000. — № 47.
Зонтаг, С. Разум в трауре. Сьюзен Зонтаг о В. Г. Зебальде и возможности «большой литературы» // Критическая Масса. — 2006. —№ 2.
Зонтаг, С. Когда мы смотрим на боль других (фрагмент) // Индекс/Досье на цензуру. — 2005. — № 22.
Зонтаг, С. Любовница вулкана . — М.: Эксмо, 2008. — 576 с ISBN 978-5-699-31852-0
Зонтаг, С. Малыш: Рассказ / Пер. Норы Галь. // Апрель в Париже: Зарубежная новелла в переводах Норы Галь. / Сост. Э. Кузьмина, Д. Кузьмин. — М.: Центр книги Рудомино, 2012. — (Мастера художественного перевода) — С.97-135.
Сонтаг, С. О фотографии / Пер. Виктора Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с. ISBN 978-5-91103-136-7
Сонтаг, С. Заново рождённая. Дневники и записные книжки. 1947—1963 / Пер. М. Дадяна. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 344 с. ISBN 978-5-91103-142-8
Сонтаг, С. Смотрим на чужие страдания/ Пер. В. Голышева. — М.: Ад Маргинем, 2014. isbn=978-5-91103-170-1
Сонтаг, С. Сознание, прикованное к плоти. Дневники и записные книжки 1964—1980 / Пер. М. Дадяна и Д. Можарова. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 560 с. ISBN 978-5-91103-182-4
Сонтаг, С. [1] Против интерпретации и другие эссе ISBN 978-5-91103-198-5

--
Примечания[править | править код]

; Показывать компактно
; Перейти обратно: 1 2 Biblioth;que nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
; Перейти обратно: 1 2 RKDartists
; Internet Speculative Fiction Database (англ.) — 1995.
; Author Susan Sontag Dies (англ.) // Los Angeles Times — LA: 2004. — ISSN 0458-3035; 2165-1736
; Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #118751506 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
; Сонтаг С. Заметки о кэмпе // Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
; Сонтаг С. Против Интерпретации // Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
; Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания / Пер. В. Голышева. М.: Ад Маргинем, 2014. ISBN 978-5-91103-170-1
; Сонтаг С. О фотографии / Пер. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с. ISBN 978-5-91103-136-7
; Васильева Е. Сьюзан Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2014. вып. 3. С. 65
; Дубин Б. В. Сьюзен Зонтаг, или Истина и крайности интерпретации // Вопросы литературы. — 1996. — № 2. С. 134—148.
; Дубин Б. В. Там же. С. 134.
; Васильева Е. Фотография и феноменология трагического: идея должного и фигура ответственности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2015, вып. 1, с. 26-52.

----
Литература[править | править код]

Васильева Е. Сьюзен Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2014, вып. 3, с. 64 — 80.
Дубин Б. В. Сьюзен Зонтаг, или Истина и крайности интерпретации // Вопросы литературы. — 1996. — № 2.
Дубин Б. В. Страсть и меланхолия последней из разносторонних // Он же. На полях письма: Заметки о стратегиях мысли и слова в XX веке. — М.: Emergency Exit, 2005. — С.306-316, 317—323.
Кимбалл Р. Сьюзен Зонтаг: попытка предсказания // Русский журнал. — 30 Декабря 2004.
Туркина О. Вспоминая Сьюзен Зонтаг. // Критическая Масса. — 2004. — № 4.
Ching B.; Wagner-Lawlor J. The scandal of Susan Sontag. New York: Columbia University Press, 2009
Faber R. Avancierte ;sthetin und politische Moralistin: die universelle Intellektuelle Susan Sontag. W;rzburg: K;nigshausen & Neumann, 2006
Kennedy L. Susan Sontag: mind as passion. Manchester: Manchester UP; New York: St. Martin’s Press, 1995
Lopate Ph. Notes on Sontag. Princeton: Princeton UP, 2009
Nunez S. Sempre Susan: A Memoir of Susan Sontag. New York, 2011. — ISBN 1935633228
Poague L.A., Parsons K.A. Susan Sontag an annotated bibliography, 1948—1992. New York: Garland Pub., 2000 (библиография)
Rieff D. Swimming in a sea of death: a son’s memoir. New York: Simon & Schuster, 2008 (воспоминания сына о последнем периоде жизни писательницы)
Rollyson C.E., Paddock L.O. Susan Sontag: the making of an icon. New York: W.W. Norton, 2000 (биография)
Rollyson C.E. Reading Susan Sontag: a critical introduction to her work.Chicago: Ivan R. Dee, 2001
Sayres S. Susan Sontag: the elegaic [i.e. elegiac] modernist. New York: Routledge, 1990
Schriber D. Susan Sontag. Berlin: Aufbau, 2007
Seligman C. Sontag & Kael: opposites attract me. New York: Counterpoint, 2004
Susan Sontag/ Sharon DeLano and Annie Leibovitz, eds. New York: s.n., 2005 (альбом фотографий писательницы, выполненных мировыми мастерами)

----
Ссылки[править | править код]

Официальный сайт (англ.)

Сьюзен Зонтаг. Фотография Хэрриетт Цверлинг, 1958
36 х 2. «Лучшие фильмы всех времен» по Сьюзен Зонтаг // Киноведческие записки. — № 74.
Статьи о Сьюзен Зонтаг на сайте журнала «Сеанс»
Хорхе Луис Борхес. Интервью Сьюзен Зонтаг (Перевод Н. Богомоловой)
Списки лучших фильмов по мнению Сьюзен Зонтаг
Эссе Игоря Булатовского о Сьюзен Зонтаг в журнале «Народ Книги в мире книг»
Сьюзен Зонтаг. «Упадок кино» (статья в газете The New York Times, 1996 год)
Sunday Feature. Afterwords: Susan Sontag // BBC Radio 3, 09.09.2020

----
Тексты[править | править код]

Эссе «Симона Вайль», «„Думать наперекор себе“: Размышления о Чоране», «Под знаком Сатурна», «Мысль как страсть» из книги Сьюзен Зонтаг Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-70-х годов. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.
Хепенинги. Искусство безоглядных сопоставлении // Мысль как страсть. М., 1997. — rar-архив (недоступная ссылка)
Заметки о кэмпе // Мысль как страсть. М., 1997.



<< .


----
конец цитирования.