Исполнение приговора. Вместо Гончих колбаса

Леонид Хандурин
   Все эти события пришлись на самое начало моей военной карьеры. Запуск первого искусственного спутника (4 октября 1957 г.), Кубинская революция и Фидель Кастро (1 января 1959 г.), над территорией СССР, в районе Свердловска ракетами сбит самолёт-шпион U-2, принадлежащий США, лётчик попал в плен (1 мая 1960 г.),  Н. С. Хрущёв выступает с угрозами на заседании Генеральной Ассамблеи ООН (11 октября 1960 г.), первый советский человек, Ю. А. Гагарин в космосе (12 апреля 1961 года), Советский пассажирский самолёт Ту-114 начинает совершать регулярные рейсы на Кубу (апрель 1961 г.), возведение Берлинской стены (август 1961 г.), ракеты на Кубе и Карибский кризис ( октябрь 1962 г.).

   В эту пятилетку я заканчиваю школу и учусь в Харьковском ВАТУ и собираясь посвятить себя службе в военной авиации. Мне интересно у читься, увлекает все в авиации и я уже представляю, как я буду работать в войсках на технике после окончания училища. И вдруг, именно в это время, проходит слух, что наше училище будут расформировывать, а нас будут переводить в ракетные войска. Эти слухи подтверждались ещё и тем, что всем желающим разрешили написать рапорта на увольнение с условием, что срок службы в армии будет защитан полностью и будут выданы оценочные листы для поступления в техникумы без вступительных экзаменов.

   Рапорта на увольнение написали только два человека из тридцати, Валера Малахов из Харькова и Коля Шевченко из Донбасса. У остальных нервы оказались более крепкие, чем у командования ВВС, мы выжидали. И уже через два месяца расформировали половину Васильковского ВАТУ (под Киевом) и две роты перевели к нам в училище на нашу специализацию, а нам поменяли специализацию с самолётов на вертолёты.

   В октябре 1960 года глава нашего государства Н. С. Хрущёв выступает на заседании ГА ООН:

     — У нас производство ракет поставлено на конвейер. Недавно я был на од ном заводе и видел, как там ракеты выходят, как колбасы из автомата. Ракета за ракетой выходит с наших заводских линий.

   Подтверждение этому стал сбитый под Свердловском 1 мая этого же года самолёт-шпион U-2, за которым ПВО СССР охотилось уже несколько лет, а лётчик Пауэрс был взят в плен.

   Вместе с этим, ракетные войска начали развивать не параллельно и в комплексе с авиацией, а заменять авиацию ракетами. Под нож первыми попали самолёты Ил-28, в том числе и носители ядерных зарядов. В системе НАТО Ил-28 числился под кодом «Гончая». Это действительно был самолёт похожий по лётно-тактическим характеристикам на гончую. Его максимальная скорость была близкой к скорости истребителей того времени и почти околозвуковой. К моему приходу в авиацию, этих самолётов было выпущено около 6 300 единиц, а модификация Ил-28Ф были приспособлены нести тактические ядерные заряды.

   Ил-28 в составе авиадивизий базировались в Прибалтийском военном округе (г. Черняховс и другие), в Прикарпатском и Одесском военных округах, в ГСВГ и СГВ, а полки торпедоносцев были на всех флотах. И 42 фронтовых бомбардировщика Ил-28 базировались на Кубе, в 90-х милях от США.

   С начала 60-х годов ХХ века, после выступления Н. С.Хрущёва на ГА ООН, начали расформировывать полки и дивизии, вооружённые Ил-28 и самолёты, даже те, которые налетали не более 100 часов,  пускать под автоген. Лётный и технический состав безжалостно увольняли, с особым рвением и без социальных гарантий. Ходили слухи, что к этому «приложила руку» и министр Екатерина Фурцева, но я тогда не был вхож в такие круги, чтобы быть этому свидетелем.

   В то же время, я оказался одним из свидетелей, когда Ил-28 пускали под нож и автоген. Нашей роте изменили специализацию с реактивных самолётов Ил-28 и МиГ-19 на поршневые вертолёты Ми-4. Первый самолёт Ил-28, в разделке которого я участвовал сам, был недавно перегнанный в наше училище, как учебное пособие. Мне доверили демонтировать агрегаты и узлы для сдачи их в металлолом. Но даже учебный самолёт, с работающими системами жалко было готовить для сдачи в металлолом, было как-то не по себе, что я участвую в этом деле. Чтобы я «не ныл на каждым списанным самолётом», мой инструктор капитан Шкалов Владимир Александрович, юморист и балагур, разрешил мне оставить часы АЧС-1, которые я демонтировал в кабине лётчиков. Он так и сказал:

    — За службу ты будешь свидетелем не одного раза таких событий и это тебе будет память, что в армии к этому надо относиться спокойно, так как потери неизбежны.

   Эти часы АЧС-1 я храню до сих пор, как память о тех временах, когда всех «Гончих» пустили под нож и тысячи машин, творение рук человеческих, оказались не пришедшими ко двору высокого армейского начальства и политического руководства СССР, некоторые считают — бездарного.

   После окончания училища, прибыв в авиационный полк, я встретил там лётчиков и техников, которые с Ил-28 были переучены на вертолёты Ми-4, которые мне пришлось обслуживать.

   Но впервые с эпопеей ликвидации «Гончих» я столкнулся на войсковой стажировке в Грузии, в вертолётном полку. Командиром в вертолётный полк, базировавшийся в городе Телави прибыл полковник Гуров, который до этого командовал полком атомных носителей Ил-28А, который был к этому времени расформирован.

   Там я впервые услышал и анекдот, который рассказывали в полку, как бы относительно командира полка, как он узнал о своём назначении в Телавский вертолётный полк, когда расформировали полк атомных носителей Ил-28, там же, в Закавказье, где он был командиром полка.

   Командир части приходит домой, а ему жена с порога говорит:
- Ну что, расформировывают ваш полк?
- Да ты что! Ничего подобного! Откуда ты это взяла?!
- Женщины на базаре говорят.
- Враньё всё это! Полк как летал, так и будет летать. Я командир, я лучше знаю! Нечего здесь слухи распускать!
На следующий день приходит домой:
- Дорогая, сходи на базар, узнай, куда меня переводят.
Жена приходит на следующий день с базара и говорит:
- В Телави тебя переводят. Командиром вертолётного полка.

   Так, что происходившему в 90-е годы ХХ-го века не надо удивляться. Такое происходило и в 60-е, и в 70-е, и в любые другие НН-е. 

   Прибыв после окончания училища в ГСВГ (ГДР), я встретил там полковника Гурова, который прибыл туда по замене из Телави и командовал теперь вертолётным полком в авиагарнизоне Брандис.

   Но уничтожить 6000 самолётов-бомбардировщиков было не так просто. Этот процесс затянулся на годы. В 1964 году я виднл эти машины в полку на аэродромах Бранд, Магдебург и Дамгартен (ГСВГ), а ещё позже на аэродроме в г. Черняховске (Калининградской обл.). Но использовали их и позже, в качестве буксировщиков скоростных воздушных мишеней.

   Но судьба «Гончих» всё таки оказалась незавидной, хотя специалисты считали, что резать эти машины резать было не обязательно, как и другие, тем более в то непростое время. Но приговор был исполнен и тысячи машин пошли под нож. «Гончим» не оставили выбора.