Жду освобождения от коммунистического ига

Галина Вадковская
"Я все жду освобождения русского народа от коммунистического ига..."
(80 лет назад был расстрелян иеромонах Паисий, настоятель Трифонов Печенгского монастыря)

Иеромонах Паисий (Рябов) был последним настоятелем древнего Трифонов Печенгского монастыря, самого северного монастыря в мире. Он пострадал за Христа, попал в мясорубку сталинских репрессий, которые стали откровенным геноцидом русской нации. Как русские люди сегодня относятся к памяти новомучеников? Более тысячи пострадавших за Христа были канонизированы на Архиерейском соборе в 2000 году. Из года в год к ним добавляются все новые и новые имена. В храмах имена новомучеников поминают на отпусте в конце службы. Установлен их праздник - Собор новомучеников. Написана икона. Но широкого почитания так и нет. Иконы Собора новомучеников можно увидеть далеко не во всех, даже крупных городских храмах. Хотя мы знаем, что очень часто  антиминсы в новые православные соборы в различных областях России присылают из Москвы с частицами мощей новомучеников, расстрелянных на полигоне в Бутово.
Книг о новомучениках в церковных лавках мало, их жития выкладывают на сайтах епархий, но все же для многих они остаются неизвестными. О наших русских школах и университетах и говорить нечего, там все ещё советское безбожное образование. Нужно вводить в программы и курсы "Основы православной культуры", и отдельный курс "Новомученики Российские". Однако хотя бы часть священников и прихожан знает о репресссированном священнослужителей, если он прославлен. А если пока что не прославлен? Таких ведь очень много. Они страдали за веру, а теперь для современной России их как бы не было и нет.
Один из таких подвижников - иеромонах Паисий (Рябов).
В своих молитвах я поминаю его просто как усопшего. И помощь приходит. Когда помянула отца Паисия в храме, то мой трехлетний племянник с помощью Божией мирно причастился, хотя раньше на службах перед Чашей он плакал, вертелся, махал руками, отворачивал голову. Значит, отец Паисий молится за нас Богу.
Отец Паисий был родом из простых крестьян Северной Руси. Родился будущий игумен самого северного монастыря России в 1881 году в Шенкурском уезде Архангельской губернии, в деревне Предтеченская. Отец мальчика погиб, когда тому было всего два года, и заботу о его дальнейшем воспитании и содержании взяли на себя старшие братья.

Окончивший всего три класса начальной школы, юноша очень рано начинает задумываться о том, что мирская жизнь суетна и временна, она отнимает силы, отвлекает ум человека от Бога, но не приближает к спасению. Павел отчетливо осознает, что, по слову святого Иоанна Златоуста, «...ничто так не угнетает и не возмущает душевного ока, как толпа житейских забот и рой пожеланий...». И его все чаще и чаще посещают мысли о монашеском пути. В семнадцатилетнем возрасте он отправляется в Соловецкий монастырь. Там Павел обучался в братском монастырском училище, там провел десять лет послушником, хотя постриг принял уже в другом монастыре. Обитель преподобных Зосимы и Савватия стала той школой, где сформировался внутренний склад будущего иеромонаха. В 1908 г. по приглашению архимандрита Ионафана (также Соловецкого воспитанника) Павел приезжает в Трифонов-Печенгский монастырь — место, с которым будет связана вся его последующая жизнь вплоть до беззаконного ареста. Здесь, после пятилетнего послушничества, в апреле 1913 года он принял монашеский постриг, а четырьмя месяцами позднее был рукоположен во иеродиакона (сайт "Духовенство Русской Православной Церкви в 20 веке").  Жизнь отца Паисия вплоть до его мученической смерти так неразрывно связана с обителью, что необходимо хотя бы кратко рассказать о её истории в 20 веке.
Надо сказать, что годы перед революцией были временем процветания самой северной в мире Печенгский обители. Главным было, конечно, духовное делание - покаяние, Причастие, долгие монастырские службы. Но обитель также открыла свою церковную школу для детей русских и лопарей, помогала устраивать приходские школы в окрестных селах. Монастырь занимался рыбной ловлей, оленеводством и другими промыслами. Напряженные молитвенные и хозяйственные труды разделял с братией и настоятелем отцом Ионафаном и отец Паисий. В 1908 году мученик  Государь Николай Второй дал высочайшую аудиенцию тцу Ионафану и пожертвовал на строительство храма Рождества Христова 15 тысяч рублей, а также две динамо- машины. Русский царь, Помазанник Божий, всегда был покровителем Православия.
После смерти строителя Печенгского монастыря архимандрита Иоанафана в 1915 году в обители сменилось несколько настоятелей. В основном это были уже очень престарелые иеромонахи, которые недолго управляя монастырем, отходили в вечность. Между тем наступали опасные и мятежные времена коммунистических гонений. Хотя население Севера России, ещё не одурманненое советским идеологическим опиумом, по- прежнему очень любили монастырь на Печенге. Паломников в 1917 году было как никогда много - 3650 человек.
Советская власть установилась на Мурмане в ходе гражданской войны только в 1920 году. В те годы по всей России происходило закрытие монастырей, часто с массовыми расстрелами монахов. Советские начальники уже объявили о полной ликвидации Трифонов Печенгского монастыря, но завершить своё чёрное дело безбожникам не удалось. 14 октября 1920 года в Юрьеве между Советской Россией и Финляндией был заключен (Тартуский) мирный договор. По этому договору Печенгу отдали Финляндии. Хотя потеря Печенги была печальным событием, монахам это спасло жизнь. Финляндия не проводила гонений, не устраивала репрессий, не взрыала храмы. Правда, финны сильно стеснили обитель. Монастырь состоял из верхней и нижней частей (современные посёлки Луостари и Печенга). Храм Рождества Христова в Луостари был отдан финскими властями лютеранскому приходу, печенгские монахи могли служить здесь только два раза в год: 14 февраля, в день мученика Трифона (именины святого Трифона Печенгского) и 7 января в престольный праздник на православной Рождество, а также в память 116 печенгских монахов, убитых шведским отрядом на Рождество 1589 года. Вся братия стала жить в верхнем монастыре, там, где Сретенский храм и могила преподобного Трифона. В 1921 - 1931 годах настоятелем Печенгского монастыря был замечательный старец игумен Иакинф Алексеев, в схиме Иоанн, начальник Валаама, впоследствии автор известной книги "Письма Валаамского старца".  В октябре 1931 года по своей просьбе отец Иакинф был освобожден от должности настоятеля и отправлен в Предтеченский скит на Валаам.
В феврале 1932 года братия избрала настоятелем диакона Паисия Рябова: "Кандидатура настоятеля была утверждена архиепископом Германом, который рукоположил диакона Паисия во иеромонахи. Произошло это в день памяти преподобных Сергия и Германа 28 июня 1932 года в Валаамском монастыре, куда приехал будущий настоятель Печенгский обители "(Священник Сергий Поливцев. Трифонов Печенгский монастырь. Мурманск, 2007 год, с. 151).
Иеромонах Паисий управлял обителью до конца 1939 года. Трудной была жизнь братии. Насельники монастыря состарились, а новых молодых послушников уже не было. Рядом - только финны-лютеране. От России братия отрезана, да и православной Империи больше нет, на карте появилась империя зла и безбожия - СССР, у неё не было ничего общего с Российской Империей, а единственной надеждой оставались русские люди, верные Богу, мученики, подвижники, исповедника или тайные христиане. Соловецкий монастырь, монахи которого возрождали обитель на Печенге в 19-20 веке, был превращен коммунистами в концлагерь СЛОН, монахов постепенно изгнали или убили.
В ходе боевых действий во ремя финской войны наши войска вернули Петсамо (Печенгу). Хорошо, что вернулись древние русские земли, но печально, что советские органы начали репрессии против некоторых монахов. Так, арестовали и увезли настоятеля Паисия (Рябова) и послушника Феодора (Абросимова). Послушник Феодор был отправлен в советский  концлагерь, где уже через год умер от цинги, болезней, голода и каторжного труда. Федор (Абросимов) прославлен в лике святых.

Участь настоятеля оказалась еще тяжелее. В архивах сохранилось дело отца Паисия Рябова. Об аресте и ходе допроса есть сведения на сайте Православного Тихоновского университета:
 При обыске к делу были приобщены письма о.Паисию от монахов Валаамского монастыряза 1932–1939гг. (иеромонаха Исаакия, иеродиакона Марка, послушника Иувиана), письмо русского эмигранта Петра Селиверстова, состоявшего в монархической организации "Младороссы" и другая переписка.

В документах о.Паисия были найдены также два листка бумаги, на которых неизвестный корреспондент из России сделал выписки из письма митрополита Киевского Антония о зверствах и бесчинствах большевиков в отношении священнослужителей в первые годы Советской власти. Особенно заинтересовались "органы" фразой из неоконченного письма о.Паисия к некоему о.Макарию:
   "Я все жду освобождения русского народа от коммунистического ига, пусть это
   совершится в этом году по молитвам пострадавших"
На допросе иеромонах Паисий вел себя как настоящий христианин, верный Богу, он гнушался богомерзкой идеологией коммунизма:
 "До 1922г. финнов в Петсамо мало проживало. Перед войной с СССР мы дали белофиннам сена 15 тыс. кг. Они обещали уплатить деньги за сено, но не уплатили. Сено выдавал эконом монастыря с разрешения меня — настоятеля. Белофиннам мы дали 5 лошадей по требованию военных властей. Денег финнам я обещал дать 15 тыс. марок, но не дали — не договорились монахи.
   Селиверстов писал мне о целях организации "Младороссы" и просил у меня   2 шкуры для военного дела, т.к. он собирался идти в поход. Я их послал ему.  Я писал ему, что Россия теперь сильна и его взглядов не разделял, т.к. был против войны. Я считал, что всякая власть от Бога и так смотрел на это...
   Письма мне писали священники и торговцы Финляндии.  Я писал иеромонаху Макарию насчет освобождения русского христианства от коммунистического ига. Я думал, что в России власть не подходящая, и она сама собой изменится.
   Мы делали то, что нам приказывали из церковного управления Финляндии...
   Из Валаамского монастыря мне писал монах Ивиан, с которым я познакомился в 1932г. Финны в монастыре бывали. К нам просились на жительство Шоханев и Вярчев - послушники. Они жили у нас больше года.
   Президент и министры Финляндии у нас в монастыре бывали, т.к. ездили Северному краю. Начальник полиции бывал у нас по хозяйственным делам.  Перебежчикам я давал кров, т.к. монастырь оказывал помощь таким людям
   по велению Божьему... Прямо из Советского Союза к нам пришло сразу человек 5 и затем один, но фамилий не помню, это было в 1935–1936гг.
   До этого пришли из СССР две семьи. Я их спрашивал, почему они пришли. Один сказал, что они раздеты, а другой — что не согласен с Советской властью и потому ушел. В полицию я об этом сообщил, и они забрали от нас беженцев. (Расстояние до границы от монастыря верст 30)...
   Мое враждебное отношение к Советской власти зародилось у меня в 1920г., т.к. мы, монахи, были обижены тем, что у нас забирали скот, материалы и другое.
   С полицией я дела не имел. К помощнику начальника полиции мне приходилось обращаться по делам монастыря. Сливки я ему давал в знак благодарности за оказанные монастырю услуги...
   На службу к нам народ из деревень приходил, но проповедей никто не говорил...
   В праздничные дни народу было человек 100".

Из обвинительного заключения:
   "Рябов в ноябре 1939г. агитировал за оказание материальной помощи белофиннам.
   Оказывал помощь врагам трудящихся предоставлением им убежища... ".
О.Паисий признал все пункты обвинения, кроме связи с белофинской полицией:
   "Шпионажем я не занимался. Связи с полицией не имел. Финнам дал сена, но сочувствия им не было. Прошу дать мне свободу и определить куда-нибудь на жительство, т.к. средств я не имею".

Военный Трибунал Ленинградского Военного округа 19 /11 /1940 обвиненил иеромонаха Паисия в "оказание помощи международной буржуазии, стремящейся к свержению коммунистической системы" по статье ст.58–4 УК РСФСР.
Приговор  высшая мера наказания — расстрел. 
Отец Паисий подал кассационную жалобу.
Военная Коллегия Верховного Суда Союза ССР, рассмотрев в заседании от 13 декабря 1940г. эту жалобу оставила без удовлетворения, и он был расстрелян.
Иеромонах Паисий (Рябов), последний настоятель древнего Печенгского монастыря, основанного святым Трифоном, принял мученическую смерть в Левашовской пустыни под Ленинградом  28 декабря 1940 года в день памяти преподобного Трифона Печенгского. Жители Мурмана надеются, что отец Паисий будет прославлен как новомученик. Реабилитирован иеромонах Паисий 28/08/1992 года Прокуратурой Российской Федерации. 
  Архиерейским собором Финской Православной Церкви на заседании 15.12.2020 принято решение призвать православные приходы и монастыри Финляндской Православной Церкви совершить панихиды за упокой души иеромонаха Паисия (Рябова) в день его смерти 28-го декабря (https://www.ort.fi/ru).
Некоторые прихожане мурманских храмов поминают убиенного иеромонаха Паисия, пишут его имя в записках. Отец Паисий пострадал только за то, что всю жизнь любил Бога, свой Трифонов Печенгский монастырь и своё Отечество - многострадальную, измученную красной чумой Россию. Он надеялся, что по молитвам новомучеников, Россия избавиться от коммунистического ига. Можно предположить, что мученическая смерть настоятеля монастыря привела его в Царство Небесное. Возможно, его молитвами и молитвами других пострадавших Господь избавит Россию от коммунистической идеологии.

Галина Сиротинская, Мурманск