Сердца четырех. Продолжение. гл. 2 Концерт в поле

Зера Черкесова 2
А тем временем, когда в зале закрытого сверхохраняемого научного института, так называемых сталинских шарашек, денно и нощно ковали победу наши рыцари науки, на другом конце огромной страны Советов, в поле сел самолет.  Колхозники, в эту пору собиравшие первый урожай войны, сбежались поглядеть на диво. На колхозном поле— самолет!
Около двигателей самолета суетились члены экипажа, что-то на ходу ремонтируя и то и дело прикладываясь к радиоприобрам:какой город дают диспетчеры на добро?

В колхозном поле у самолета тут же была организована концертная бригада.
Конферансье в концертном костюме с бабочкой вышел на воображаемую сцену и прочеканил:"Сейчас перед вами выступит  артистка оперы великолепная Дебора Пантофель-Нечецкая. Она исполнит русскую народную песню "Ноченька".
Прошу!"
Колхозники жиденько зааплодировали и на ту же предполагавшуюся сцену, мысленно очерчиваемую прилетевшими и спустившимися на землю небесными ласточками, вышла дородная и красивая какой-то холодноватой северной красотой, не очень молодая женщина в длинном платье с меховой горжеткой и ниткой жемчуга, совсем как на сцене концерта! И запела. Над полями раздался голос такой дивной красоты, свободы полетного звучания, и совершенства, словно пели сами боги, спустившиеся на землю на этом поле.
Будет банальностью сказать, что все вокруг замерли, а по окончании еще миг стояла тишина, тут же взорвавшаяся бурей оваций.

— Восхитительно, Дебора Яковлевна!— воскликнула девушка в платье из модного крепдешина в горошек и в беретке.
— Спасибо, Шурочка!
— Как бы я хотела так научиться петь! — с завистью протянула та, которую назвали Шурочкой.
— Если учиться, то научишься, — с улыбкой ответила Дебора.
— Эх, вряд ли. Для этого надобен ваш талант от бога. А это дело случая.
— Случайностей не бывает, Шурочка, на всё свои причины.
— Вы говорите совсем как моя сестра! — удивленно воскликнула Шурочка.
А она знает толк в случайностях, это ее тема.
Это услышал лётчик из экипажа, снявший пиджак и стоявший в белой рубашке посреди желтеющего поля, и подошел поближе.
— А почему это её тема? — спросил он
— Потому что она занимается математикой и изучает кривые случайностей.
— Какая интересная тема! А вы познакомите меня с вашей сестрой? Она такая же красивая, как и вы?
— Ну что вы. Она-то красивая, но не как я, я-то дурнушка.
— Напрашиваетесь на комплимент, Шурочка.
Она в эвакуации нынче?
— Не знаю. Её вызвали в институт и дали направление, а куда нам не велено знать.
— Понимаю.
В эту минуту другой летчик радостно воскликнул:"Москва дает добро на вылет! Ура!"

  Серебристый самолетик летел по чистому голубому небу, а внизу человечки у снопов с колосьями махали им вслед...

---------------

Примечание.
Сим восстанавливаю историческую справедливость, до сих пор не восстанвленную даже в статьях об актрисе Людмиле Целиковской.
В х/ф "Воздушный извозчик", слегка измененный сюжет начала которого выше заново изложен, народную песню "Ноченька" пела не прекрасная актриса. талантливая, заслуженно любимая до сих пор в плеяде актрис той эпохи, Людмила Целиковская, а Дебора Пантофель-Нечецкая, чье имя ни в "Воздушном извозчике" ни в "Антоне Ивановиче сердится". В этих ретро-фильмах, полных такого восхитительного саундтрека(муз.ряд фильмов) из музыкально-вокально-танцевальных номеров, какого повторить, кажется, не смогли уже никогда в советском кино, а в пост-советском и не пробовали творить таких музыкально-просветительно-формирующих лучшие вкусы у народа саундтреки фильмов —  не указаны исполнители закадрового вокала. И получилось, что Л.Целиковская, вольно или невольно, присвоила себе голос Деборы Пантофель-Нечецкой, самого дивного колоратурного сопрано, какое лично я слышала. Никакие Тоти-даль-Монте и прочие западные дивы в подметки не годятся! Красивейший тембр, филигранная техника. Дебора Пантофель-Нечецкая до самого конца в 1993 году, давая интервью газете, была потрясена несправедливостью неуказания в титрах ее имени, против строчки вокал...и в дальнейшем замалчивания факта того, что в двух популярнейших до сих пор ретро-фильмах звучит ее голос. В интернете до сих пор лишь изредка упоминается факт, и то искаженно:часто пишут, что только один раз  Целиковская взяла напрокат голос Нечецкой, в фильме "Антон Иванович сердится", а  всё  остальное в кинофильмах пела сама. Неправда. Она сама пела и аккомпанировала себе например в "Сердцах четырех", это ее настоящий — приятный эстрадный голос. А вот в "Воздушном извозчике", снятом почти одновременно вслед за "Сердцами четырех", звучат и песня "Ноченька", соло и в дуэте и даже терцете, и дуэт Лизы и Полины, и Сцена у Канавки из "Пиковой дамы". Петь это Целиковская сама, да еще так совершенно, как мне почти не доводилось слышать, — никак бы не сумела.
Л.Целиковская красиво воплотила визуально исполнение песен и арий в тех фильмах— артистично, танцевально и прочее, но это не её голос.
Так же в "Воздушном извозчике" за модного тенора Стекловидова арию Паяца, песню "Ноченька" в ансамбле с Пантофель-Нечецкой за кадром пел не актер, а певец, чье имя также не указано в титрах, и в описаниях к выложенным фильмам, даже в таких специализированных сайтах, как Кино-Театр.

http://proza.ru/2021/01/20/1023
О фильме Сердца четырех, и о ностальгии

http://proza.ru/2021/01/20/1030
Продолжение х ф Сердца четырех. Гл. 1 Введение