Поленька Катушкина и антреприза

Ольга Гунина-Владимирская
Опубликовано в книге
Ольги Гуниной "БУКЕТ НАРЦИССОВ. Театральные новеллы и не только..."
 г. Владимир, издательство ООО "Аркаим" 2020 г.

Поленька Катушкина служила в театре уже пятнадцать лет. Сразу после окончания института попала в театр. Он ей очень нравился, в нем было тепло, уютно и интересно работать. Душа ее была яркая, звонкая и открытая, она легко делилась со своими зрителями своим талантом.

Длинные ноги, тонкая талия, большая грудь и очаровательное личико. Ну, не героиня, но играла абсолютно все. За пятнадцать лет в театр вросла крепко, надежно и навсегда, любила город, его людей,  своих зрителей и особенно театр.
Театр был с давней интересной, хотя и сложной историей, что вызывало в душе легкий трепет и преклонение перед теми, кто был до нее. Дружила со многими актерами, многими зрителями и с директором Майей Захаровной.

Однажды та позвала ее к себе в кабинет и сказала:

– Слушай, Поленька, вот какая история: к нам из Москвы едет антреприза. Они давно гастролируют, но случилась неприятность дома у одной из актрис, и она возвращается в Москву. Нужно подумать, кто из наших ее может заменить.

– А какая роль, какой спектакль?

– «Женитьба», – ответила Майя Захаровна и ласково посмотрела на Поленьку.
Поленька «Женитьбу» играла дважды: на выпускном экзамене в институте и в театре лет 10 назад. Спектакль на сцене шел недолго, но очень она его любила.

– А сейчас кого играть?

 – Ну, – Майя Захаровна вздохнула, посмотрела в окно, посмотрела на стол, – не главная роль, возрастная. Даже не знаю, кто сможет из наших.

Поленька пожала плечами. Майя Захаровна взяла ее за локоток, притянула к себе:

– Поленька, кроме тебя некому.

Поленька удивилась, открыла ротик, растопырила глазёнки и выдохнула:

– Ну, ладно, сыграю.

Майя Захаровна умилительно вложила ей в ладошку флэшку:

– Мизансцены посмотри.

… На антрепризный спектакль Поленьке дали два места в партере.

Вечером она зашла к маме и спросила:

– Ты на московскую антрепризу пойдешь?

– Да, – с радостью ответила мама.

– А я нет, у меня репетиция.

На другое утро она пришла в хоровой зал, спросила хормейстера, пожилую одинокую женщину:

– Вы хотите пойти на антрепризную «Женитьбу»?

– Ой, с удовольствием пошла бы!

– У меня есть место для Вас, будете сидеть рядом с моей мамой. А я не могу, у меня репетиция в драме.

– Спасибо тебе, дорогая, – хормейстер по-матерински поцеловала ее в щечку.

И вечером в тот же день был спектакль. Мама встретилась с хормейстером:

– Жаль, что Поленька не может прийти на москвичей, у нее репетиция.

– Да-да, я очень благодарна вашей Поленьке, что она позвала меня. Я люблю эту пьесу, мне нравятся московские актеры. А Поленька пусть не огорчается, девушка она молодая и еще увидит москвичей.

Спектакль был приятным, ни таким разнузданным, ни таким развинченным, каким бывает у антрепризы, которая уже давно гастролирует. Смотреть было на кого, слушать было что и даже местами можно было наслаждаться игрой актеров.

Когда старуха вышла на сцену, повернулась в зал, мама напряглась: как эта женщина похожа на её Поленьку!

– Это же надо, – сказала она на ухо хормейстеру, – как она похожа на мою Поленьку!

В это время актриса заговорила. У мамы даже мурашки пробежали по коже:

– Боже, даже голос похож…

Протягивая слова, хормейстер заметила:
 
– Удивительно, как похожа. Наверное, Поленька будет такой же через тридцать лет.

Актриса играла так интересно и убедительно, что зал следил за каждым ее словом. Казалось, что это она главная героиня, это она главный персонаж, это она ведет за собой спектакль.

Мама не дыша смотрела и слушала, тайно сокрушаясь только об одном, что ее дочь при схожести с московской актрисой, не такая яркая, и что особенно обидно – не такая талантливая, как эта.

Хормейстер вздыхала и думала: «До чего же великолепная актриса! Поленька действительно схожа с ней. Ну, куда уж ей до этой москвички...».

Когда спектакль доиграли, зал вскочил, зааплодировал, закричал. Старушка получила больше всех аплодисментов.
 
На сцену вышла Майя Захаровна, вынесла корзину ярких цветов. Она поблагодарила москвичей за удивительный вечер. И добавила:

– Дорогая публика! Уважаемые зрители! Наверное, многие из вас поняли, что в московском спектакле участвовала наша актриса Полина Катушкина.

Поленька шагнула вперед, поклонилась, сняла парик, и ее каштановые волосы красиво стекли на плечи. Она счастливо улыбалась.

Мама ойкнула, схватилась за сердце, смеялась и плакала: «Господи, какая у меня талантливая Поленька!»

Зал грохотал: «Бис!», «Браво!». Все оборачивались к маме и поздравляли с успехом. Хормейстер стыдилась своих мыслей о том, что Поленьке так далеко еще до московских гастролеров.