Распад

Римма Ромашич
Всё в мире неизбежно стремится к своему концу или полному распаду. Как не повернуть время вспять, так и не остановить силу, превращающую  всё в ничего. Правы были древние философы, говоря, что ничто не вечно под луной. Причём, и сама луна невечная, как и вся вселенная. На этом фоне человек лишь соринка, а все его проблемы это жалкие попытки оставить после себя память. Но сколько бы люди не мечтали о себе, что о них будут помнить потомки, которые непременно должны будут стать покорителями космоса, в реальности, космос тоже исчезнет, как и всё человечество вместе со своей памятью, которая в масштабах вселенной не стоит даже внимания. Остаётся одна надежда на существование Бога, Творца всего сущего, иначе, нет смысла даже рассуждать о мире, а тем более мечтать или верить.

Сущий мир и всё, что в нём, согласно законам природы, вначале формируется, а потом стремится к своему неизбежному распаду, Человек не исключение, как и всё человечество. Но, интересно то, что когда речь идёт о жизни одного человека, то ни у кого не вызывает сомнений, что смерть для него будет неминуема, а когда речь заходит обо всём человечестве, то многие никак не желают верить в неизбежную гибель всего человечества и надеются на вечное продолжение рода, или же верят в некий «эликсир бессмертия», который непременно должны изобрести ученые, чтобы сделать жизнь всех людей вечной, безопасной и счастливой. Другими словами, многие верят в победу над энтропией, то есть в победу человека над законами природы.

Казалось бы, это нелепо мечтать о победе людей над природой, но вера людей в людей, то есть в то, что потомки будут вечно продолжать род людской, у многих остаётся единственной мотивацией к жизни, несмотря на всю абсурдность и противоестественность этой веры. И если древний Авраам, уверовавший в своё многочисленное потомство, имел основанием своей веры –  Бога, чей голос реально слышал, то современные люди верят в космическое будущее человечества без всяких оснований, просто потому, что другого ничего нет и быть не может.

По крайней мере, вера в Бога, хотя бы объясняет смысл происходящего, в отличие от веры в человечество, которая настолько абстрактна и абсурдна, что большей наивности невозможно даже вообразить. Тем не менее, другого ничего не остаётся тем, кто высшей ценностью для себя ставит всё, что угодно, но не мораль. Причем тут мораль? Мораль это суть человека, без которой человек перестаёт быть человеком, как в прямом, так и в переносном смысле. К тому же мораль это именно то, к чему призывает Бог и без чего человек не нужен никому, даже природе.

Человек без морали это изощрённый зверь, но мораль без Бога на фоне атеистической вселенной выглядит настолько несущественной, что даже рассматривать такую мораль, как нечто существующее, нет смысла. Мораль имеет смысл только на фоне веры в Единого справедливого Судью мира, который является Гарантом существования жизни и просвещения. Иначе, все разговоры о морали это только разговоры. Если люди сами себе судьи, то никто не даст гарантию в том, что суд будет справедлив, а без гарантии, нет суда. Но если судья это Бог, то суда не избежать никому, разве только тем, кто примет правила, установленные Богом.

Перспектива, а точнее, вера, или можно сказать, вера в перспективу это единственный мотив к жизни, и поэтому все люди во что-то верят, иначе просто невозможно мыслить, если понимаешь, что перспективы нет.  В итоге, большинство людей на планете верят в замысел Божий и стараются понять своё место и предназначение в жизни, а главное, жить соответственно совести. Другие соблазнились мыслями о бессмысленности существования и уверовали в людей, то есть в некую победу человечества над  силами природы, что даже звучит противоестественно. Таким образом, приверженцы естества, отрицающие Бога, сами не заметили того, что верят в противоестественное, то есть, в то, что можно победить энтропию. И после этого, некоторые атеисты называют веру в Бога, мягко говоря,  бессмысленной? Что правдоподобней: вера в то, что человечество однажды остановит распад во вселенной, или  вера в то, что без Бога человечество даже не появилось бы?

Кроме того, если допустить, что  у людей может хватить разума, если не победить, то хотя бы долгое время противостоять законам распада, то уж никогда не хватит сил и ума, чтобы победить всё зло в мире. А без победы над злом, вся деятельность человечества  сводится к борьбе за власть, к многочисленным войнам и прочей суете ради суеты. Но даже, если представить, что зло вдруг исчезнет само собой, то это всё равно не отменит законы энтропии и ничто не поможет человечеству сохраниться в мире, который неизбежно движется к своему концу.

На самом же деле, люди никогда не победят всё зло в мире, уже потому, что без зла невозможно научиться добру, а без добра не одолеть зла. В итоге, побеждает смерть, можно сказать – распад или энтропия.  Если смерть расценивать, как зло, которое сводит на нет всю деятельность человека, тогда победит зло. Если же смерть расценить, как необходимость преобразования сознания для новой жизни в иной реальности, то победит справедливость.  Проще говоря, победит та позиция, которая превзойдёт смерть. Кстати, Христос так и сделал, когда воскрес из мертвых. И, конечно, без Высшей силы, имеющей власть над всей природой, провернуть такой переход от смерти к жизни невозможно. Но Бог потому и Бог, что Ему подвластно всё, и воскресение мертвых.

Люди, отрицающие Творца, вольно невольно ставят себя на Его место, забывая о том, что все они до единого являются рабами тления, чей конец неизбежен и горестен, потому что после смерти нельзя ничего изменить. А все мечты человечества о бесконечных перспективах человечества  легко разбиваются о две непреодолимые человечеством проблемы: смерть и зло.

Никакое лекарство, никакое питание, никакая гимнастика или здоровый образ жизни не спасёт от смерти и тления. Умрут все. Более того, даже долгая жизнь не страхует от смерти, а напротив, делает жизнь невыносимой от старости, немощи и болезней, причиняющих человеку страдания, от которых он сам захочет умереть. Но даже все проблемы с болезнями уходят на второй план, когда речь заходит о зле и несправедливости, в которой утопают люди, потому что не могут жить в мире со всеми.

Можно вести здоровый образ жизни, страхуясь от многих болезней, можно даже предсказать природные катастрофы, но никто не застрахован от войн, от насилия, от предательства, от «бандитской пули» или от пьяного на дороге и тому подобных проявлений человеческого греха и разгильдяйства. И никакое воспитание не поможет, поскольку люди не роботы, которые работают согласно вложенной в них программе. Каждый человек сам и только сам решает, как ему поступать и какой модели поведения следовать. Миллионы примеров, когда дети из благополучных семей поступают плохо, и также миллионы примеров, когда дети из неблагополучных семей поступают хорошо. И сколько бы люди не пытались управлять другими людьми, внушая определенные нормы или шаблоны  поведения, в итоге, всё равно каждый всегда поступает так, как считает приемлемым для себя, и никто не может этому препятствовать, ни родители, ни друзья, ни власть, ни Бог. Человек рожден с собственной волей в этом прерогатива, в этом и проблема.

Люди, порой, не способны из-за своих амбиций ужиться в одной семье с самыми близкими или же не могут договориться с обычными соседями, какой уж тут мир во всем мире! Абсурд! Мира в мире не будет никогда. И это та правда, с которой нужно смириться, чтобы не мечтать впустую о глобальных проектах по заселению космоса или о построении экологически рационального единого мирового процветающего правового государства. Всё это утопия, которая только провоцирует ещё больше конфликтов.  Очевидно одно, на земле никогда не будет всеобщего мира и справедливости, но гибель всего человечества, как и всего живого, неотвратима.

Вера в победу науки над силами природы также тщетна, как и вера в торжество всеобщей справедливости на земле. Наука состоит из людей. Люди по своей сути, все до одного способны ошибаться и лгать, и делают это каждый день. Разве есть человек, который не врёт? Только если у него есть серьёзные психические заболевания. В основном же, люди, как люди, где-то хитрые, где-то честные, где-то лживые, а где-то простодушные. Есть и те, кто искренне заблуждаются, как есть и те, кто намеренно обманывают или подгоняют под желаемое. Нельзя всем верить на слово, а проверить невозможно уже потому, что не у всех на это есть время, силы, средства или возможности. В целом, всё держится на честном слове людей, которые лгут и ошибаются не меньше остальных.

По сути, наука это набор определенных знаний о законах природы. Что с одной стороны делает жизнь комфортней, а с другой –  создаёт всё больше и больше конфликтов и взаимных претензий между людьми.  Что тут говорить о всеобщей справедливости или о построении единой научной картины мира, если даже самые простые знания о природе зачастую могут вызывать непримиримые споры среди учёных, потому что главное, это вовсе не знания, а трактовка этих знаний. А трактовка напрямую зависит от морали человека, а вовсе не от его степени учёности. Мораль это опять вопрос совести, а не науки. Суть всей науки сводится к одному: чем больше узнаёшь, тем больше возникает вопросов. И не удивительно, что  ученый мир в своём разобщении ни в чём не уступает религиозному миру, где одного бога не могут поделить на протяжении всего существования человечества. Но дело не в дележе и даже не в науке или религии, а в совести лично каждого. Всё можно оспорить, но никакая сила не способна заставить человека думать, хотеть, верить или мечтать против его воли.

Что остаётся? Остаётся только совесть, то есть личная мораль. Насильно отобрать совесть невозможно. Но человек сам может продать свою совесть и потерять свою честь. В этом и суть жизни, чтобы не потерять честь и сохранить совесть. И наука, впрочем, как и религия, тут бессильна. Когда люди забывают о справедливости по совести, то не поможет никакая сила, никакая власть, никакая наука или религия.