Энергетика школы и моей души

Валерий Никитин
  Вы когда-нибудь чувствовали энергию школьных стен, их запахи, их ночной отдых от этой неукротимой детской толкотни и звонких криков на переменах? Попробуйте остаться на ночь в школе и сразу услышите , как они отдыхают. Я, отработав в школе четверть века, и теперь в школьных стенах ощущаю эту энергию.
Пройдя путь от рядового учителя до ректора института, оглядываясь назад, вспоминаю: село, родную Тайдаковскую восьмилетнюю школу, в которой и начинался мой трудовой путь учителя рисования, черчения, труда и воспитателя группы продлённого дня - инженера человеческих душ. Всего набиралось около 20 часов-это практически одна ставка (18 часов). Но,  так как  сначала уроки, а потом группа, то в школе находишься весь  рабочий день, с 8 часов утра до 17 час.30мин.   Коллектив сельской школы, около 15 человек - это, по сути, большая  многодетная семья, в которой все в курсе твоих не только рабочих отношений с учениками и коллегами, но и семейных, домашних дел. Но, что удивительно , буквально все готовы тебе помочь разрешить все твои проблемы бескорыстно и по-доброму.
Учитель  в деревне был в авторитете. С директорами проблем особых не было. Их было трое за время моей работы в деревне. Правда, первый из них иногда совсем не понимал мои педагогические нововведения , но я умел терпеть и слушать. К счастью, он ушёл на повышение, а на его место пришёл чудесный человек, эрудит, просто умница, у которого я многому научился , как педагог. Третий - просто был директором, спокойным и рассудительным. На протяжении всей работы на селе я был классным руководителем и бессменным профоргом.  Во всяком случае, такая школа была полвека назад.
Городская школа - это уже совсем другое дело. Там коллектив  большой - около 40 человек. Обычно образуется  2 или 3 подколлектива. Но, как правило, завучи в городских школах очень сильные личности, всё время держат эти коллективчики на коротком поводке.  Нас, мужиков, эти коллективчики не трогают, не трогают и завучи, не трогают и директора. Нас оберегают. Мы занесены в "красную книгу" школы. В городской школе я также был классным руководителем на протяжении многих лет. Но отношение родителей к педагогам в городе и селе разительно отличается, в городе не встречал с их стороны такой отзывчивости и доброты, как в сельской школе.
В момент перехода в городскую школу  в районе не стало руководителя методобъединения по изобразительному искусству и черчению, им должен был быть человек с высшим художественным образованием. Стало быть, так я стал еще и руководителем методобъединения. Это общественная нагрузка, к тому же, студенты -учителя на практике должны были посещать мои уроки и давать свои под моим чутком руководством. Авторитет рос, ему способствовали  мои многочисленные художественные выставки в городском музее, а так же - преподавание в институте и техникуме курса черчения, на общих районных августовских педсоветах, куда приглашаются все учителя района и где несомненно бывало начальство из области.  Уроки мои были интересны,  даже сейчас, когда прошло столько времени , мои ученики стали бабушками и дедушками, с доброй улыбкой и теплыми словами отзываются о том состоянии души, которое они получали, общаясь со мной в классе.   
Меня заметили и предложили стать ректором филиала института в Туле.  Так я им и стал, правда, открыв институт, проработал им недолго - около 8 месяцев, читал курс продаж. Но  золотой телец сделал своё дело. Надо было поднимать младшего сына, а времена были ой- какие тяжелые. Итальянцы открывали завод соков в Туле и предложили должность со-директора с зарплатой в разы выше. Пришлось расстаться с  профессией учителя, но школа, её запахи, энергетика, любовь к детям  - останутся в моей душе навсегда.
Иллюстрация:работа автора "Перед педсоветом" набросок карандашом (20*27см)