Обычный стакан

Маришка 22
СТАКАН - обычно стеклянный сосуд, близкий по форме к цилиндру или усечённому конусу, без ручки и без ножки.  Старорусская форма этого слова — ДОСТАКАНЪ. Иногда в древних документах встречается ДОСТОКАНЪ. Упоминание этого вида посуды часто встречается в документах XVI–XVII вв.  Как правило, это гладкий или с несколькими гранями (например, шестилопастной) сосуд с небольшим расширением кверху. Чаще всего он упоминается в числе парадной посуды, выполненной из серебра. Начиная со второй половины XVII века русской письменностью фиксируется уже слово СТАКАН.

Предполагается, что это заимствование от тюркской деревянной посуды — TOSTACAN  (низкая круглая посуда типа пиалы). В современном казахском языке ТОСТАГАН представляет собой чашу для питья. Но почему-то вглубь истории этого слова больше уже никто не идёт. А есть ведь еще тюркское слово ДАСТАРХАН (ДАСТОРКАН, ДОСТОРКОН).

ДАСТАРХАН - скатерть, используемая во время трапез в Средней Азии. А также сам сервированный стол обычно прямоугольной или квадратной формы.
В европейской культуре ДАСТАРХАНОМ принято также называть не только сам стол, но и вообще весь среднеазиатский обеденный ритуал. Неправда ли созвучны все эти три слова? Древнерусское ДОСТАКАНЪ, тюркское ТОСТАКАН и опять же тюркское ДАСТАРХАН. И явно ведь два этих тюркских слова связаны между собой! Потеряна всего лишь одна буква! Не лишним, думаю, будет упомянуть, что в современное время особое место в ДАСТАРХАНЕ занимает церемония распития чая. Чай в настоящее время разливают в пиалы. А в прежние времена до основного блюда гостям подавали кумыс.  Первым пил сам хозяин. Он же и заканчивал питье. Тем самым он как бы демонстрировал прибывшим, что кумыс не отравлен. Кумыс пили не спеша, сопровождая это приятное дело долгими разговорами.  Опять же правила приема гостей различались. Это зависело от региона проживания.  Где-то разливали по отдельным чашам, а где-то пили все из одной. Пускали ее по кругу, и каждый делал несколько глотков. Остаток выливали обратно в сосуд.  Делалось это намеренно. Существовало поверье: посуда не должна была пустовать. Так вот деревянные пиалы в которые наливали кумыс назывались ТОСТАКАНАМИ.

А теперь заглянем в русскую историю!
В давние домонгольские  времена был такой вид пирования на Руси - БРАТЧИНА! Пир БРАТЧИНА устраивался, в первую очередь «в честь богов, а затем князя, рода, новорожденного, урожая, нового поселения».  На этом пиру решались также все внутренние вопросы сельского или городского общества. На городских пирах решались многие актуальные проблемы и различные бытовые вопросы: о войне и мире; о выборе невесты и ее сватовстве; о споре богатырей и различных закладах; о делах торговых. На общественных пирах могли заключаться сделки и пари. Общественный пир был подходящим местом, чтобы обмениваться различной информацией, новостями, объявлять о чём-либо. При отсутствии средств массовой коммуникации большое скопление людей способствовало быстрому распространению информации от человека к человеку, потому для горожан и селян времён раннего и высокого средневековья БРАТЧИНА была одним из немногих способов оставаться в курсе происходящих событий. 

На этих БРАТЧИННЫХ ПИРАХ особой известностью пользовался шаровидный сосуд, который назывался БРАТИНА. Этот сосуд, занимавший почетное место на пиру ставился посередине стола. Был он с народом и в горе, и в радости. Верили славяне, что наказывает он за пороки и слабости. С уважением относились к нему, как к символу духовного братства. Наливали в этот сосуд в зависимости от обряда квас, сурыню на молоке и травах, сурью на меду, пиво или вино. Из больших сосудов зачерпывали содержимое ковшами, из маленьких пили так и называли их «братинками». Обряды, связанные с братиной, несли глубокий духовный смысл. В те времена люди из разных деревень, сел и городов собирались на совместные праздники, игрища, считая себя братьями из большой общей русской семьи. После проведения игрищ, например, закрепился обычай пускать братину по кругу, показывая, что и победители и побежденные – все равны. Эта традиция присутствовала и на пирах князей, когда вне зависимости от чина все пили из одной чаши. Суть этого обряда в силе единства. Никого не заставляли пить до дна (исключение заздравная за царя), можно было просто пригубить, но круг не должен был размыкаться.Устойчивость и прочность БРАТИНЫ была своеобразным символом крепости дружеских отношений. Обряд круговой чаши убеждал в добрых намерениях и считался знаком доверия. На таком празднике забывались обиды, ведь вместе с братиной, как утверждали наши предки, передается частица души. Подобные БРАТИНЫ в монастырях выполняли  функцию "заздравных" сосудов для питья опять таки по кругу. Иногда такие БРАТИНЫ были золотые или серебряные, украшались драгоценными камнями, а также простыми узорами или травами и употреблялись для даров, как весьма ценные подарки.

Обычай пить сообща за чье-либо здоровье издавна был знаком многим народам мира. Именно в совместной трапезе нередко проявлялась дружба или родственные связи между людьми, а во многих случаях общее застолье даже способствовало их установлению. Однако независимо от того, что и как пили за праздничным столом, обычай воздвигать бокал или кубок стал традиционным на многих пиршествах. Такую чашу из которой последовательно пьют участники пиршества называли также ЧАШОЙ ДРУЖБЫ.  Викинги,  к примеру, всегда садились за отдельный стол и пили только все вместе из одной чаши.

Заметили сходство употребления БРАТИНЫ и ТОСТАКАНА? И там и там из этих чаш гости угощались по кругу, что символизировало братство и единство приглашенных!
И если вы оказались внимательными, то могли заметить, что от слова БРАТЧИНА (пир) до БРАТИНЫ (чаша) отделяет только одна буква. Точно также, и в словах ДАСТАРКАН и ТОСТАКАН по сути не хватает только одной буквы. Единственно только в настоящее время слово ДАСТАРКАН воспринимается тюрками, не как РИТУАЛ, а просто как СКАТЕРТЬ или СТОЛ. Мне же кажется, что в древности все же у слова ДАСТАРКАН было понятие именно ритуала. И сейчас попытаюсь привести вам весомый аргумент к этому. Слово ДАСТАРКАН явно делится на два значения. ДАСТАР и КАН. В тюркских языках есть слово ДОС (друг) и слово КАН (удовлетворяться, утоляться). ТАР в данном случае является суффиксом множественного числа. К примеру, ДОС (друг), ДОСТОР (друзья). Получается смысл УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ДРУЗЕЙ. Выходит, слова БРАТЧИНА и ДАСТАРКАН это слова кальки! Как впрочем БРАТИНА и ТОСТОКАН.

Есть еще одно схожее слово с ДАСТАРКАНОМ, которое только укрепляет, что эти слова явно связаны со священным ритуалом поглощения пищи. Это слово УСТУКАН.  У кыргызов одной из главных национальных традиций считается ритуал угощения гостей мясом баранины. УСТУКАН — это нечто большее, чем просто кость с мясом, это знак уважения к гостю. Это своего рода священнодействие. Главным здесь в этом ритуале является распределение частей разделанного барана. Каждая часть баранины делится на УСТУКАНЫ (кости с мясом), которые распределяются по большим чашкам строго по старшинству гостей. Оттого в  какой иерархии распределются кости среди гостей, судят об отношении хозяина к тому или иному гостю. По историческим данным и произведениям устного народного творчества известны случаи, когда из-за ошибочного или преднамеренного разложения устуканов не по рангу, во время больших пиров и поминок случались скандалы, а между родами и племенами – войны. Такие случаи красочно описываются, например, во всемирно известном эпосе «Манас», в других произведениях кыргызского фольклора.

Я раньше уже писала, свою предположительную версию, что слова имеют свою глубинную внутреннюю структуру, которая может раскрывать множественные грани слова. Данная вариативность слов скрыта  от нас логичностью нашего мышления. Но тот факт, что эта особенность существует все таки есть. И множественные споры этимологов всего мира по принадлежности исследуемого слова к какому-либо языку или к какому-либо понятию доказывают этот факт, так как отбросив личную предубежденность все-таки можно согласиться одновременно с несколькими точками этимологического предположения слова к тому или иному языку или к тому или иному понятию. На основании этого вырабатанного личного мнения о структуре языка выскажу еще варианты этимологии этого слова.

Итак, ДАСТАРКАН. Как я уже говорила, у разных народов встречаются разные варианты его произношения. Есть слово ДАСТОРКАН. Так вот в этом случае слово ТОР можно рассмотреть не как суффикс множественного числа, а как отдельное слово. В тюркских языках есть слово ТОР (почётное место за столом напротив входа). Это место было предназначено только для почётного гостя! Всё тоже весьма логично получается! )))

От слова ТОСТАКАН скорее всего произошло и слово ТОСТ. Так как на таких пиршествах всегда желали друг друга здоровья и процветания!

А сейчас я попробую пойти еще дальше вглубь этого слова!
У тюркского слова КАН есть еще одно значение. Это КРОВЬ. Неизвестно, какое значение возникло раньше УДОВЛЕТВОРЯТЬСЯ, УТОЛЯТЬСЯ или же КРОВЬ. Но то, что они связаны - это однозначно. И не обязательно, кстати, думать, что те древние люди, которые объединили эти понятия питались кровью. Ведь можно же объяснить этот факт тем, что КРОВЬ по сути УДОВЛЕТВОРЯЕТ наш организм всеми нужными питательными элементами. Кстати, в персидском языке есть слово ХАН, которое переводится, как ЕДА.

Итак, еще одно значение слова КАН это КРОВЬ.
В истории человечества есть такое понятие, как  БРАТАНИЕ КРОВЬЮ.
Клятвы на крови в знак вечной верности существовали во многих культурах. Два воина смешивали свою кровь и братались, после чего им следовало относиться друг к другу как к кровным родственникам. По современным представлениям два человека должны сделать надрезы на коже и прижать их друг к другу, смешивая таким образом свою кровь.

Подобный обряд описан и у славян. Этот обряд заключался также с помощью крови, которая считалась у славян носительницей человеческой души. Данный обряд хорошо подходил, как для укрепления воинской родовой силы и славы, так и для скрепления межплеменных родственных связей между людьми одного и того же народа. Обряд братания у скифов выглядел следующим образом. Скифы сливали свою кровь в одну чашу, а затем вместе выпивали ее.

Как я уже говорила, слово ДОСТОР переводится с тюркского, как ДРУЗЬЯ, ДОСТ -ДРУГ,  далее идет слово КАН - КРОВЬ. Вот и получается ДОСТОРКАН. ДОСТОКАН  это по сути БРАТАНИЕ КРОВЬЮ.

А еще в древности люди клялись на крови! Известен легендарный договор, заключенный вождями семи древневенгерских племен, который так и назывался КЛЯТВА НА КРОВИ. История этого события описывается в хронике "Деяния венгров" 1196-1203 годов. Клятву заключили семь вождей, порезав руки и слив кровь в ОДНУ ЧАШУ. В этом кровном договоре вожди поклялись верности друг другу.

По современным источникам, кочевые племена наподобие венгров или скифов часто скрепляли свои клятвы кровью. Так, Геродот описывал скифские ритуалы следующим образом: Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши. Интересно еще и то, если рассмотреть слово ЧАША. В китайском языке есть слово ЧА и есть слово ША. Значений, конечно, и у того и другого слова много, так как китайский язык тональный, но некоторые значения этого слова очень интересны.
CHA - вставлять, вводить, прививать; скрещивать, переплетать
SHA - приносить клятву, скреплять союз (договор) кровью, клясться на крови (мазать углы рта кровью жертвенного животного); давать клятву верности, скреплять договор клятвой

Но вернемся к наше СТАКАНУ. На основании предыдущей информации весьма прекрасно еще раскрывается наше русское слово УСТАКАНИТЬСЯ (установиться, стабилизироваться, прекратить изменяться, принять окончательную форму, состояние, закрепиться). Ведь люди заключившие ДОГОВОР НА КРОВИ и испив из ОБЩЕЙ ЧАШИ вино смешанное с их собственной КРОВЬЮ клятвенно обещали соблюдать все тонкости этого договора!