Музыкальный ЦИКЛ и Закон ДМ

Кларита Арта
                «ИСТИНУ ВООБЩЕ НЕВОЗМОЖНО ОПРОВЕРГНУТЬ»
                (Сократ)
               
                «НЕ ГЕОМЕТР ДА НЕ ВОЙДЁТ!»
                (слова, помещённые над входом в академию Платона)
               
                «И ПОЗНАЕТЕ ИСТИНУ, И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ»
                (Евангелие от Иоанна)    


РТС с семинотной октавой это отражение понимания на определённом историческом периоде цикла, но неполное понимание, т.е. понимание усечённого цикла. Если столько лет теоретики музыки ищут решение усовершенствования существующего стандарта октавы, а изобретатели предлагают свои музыкальные устройства с новым количеством нот в октаве, то это подтверждает мысль, что история РТС не закончилась и может быть найден оптимальный вариант для октав. Необходимо было найти новое количество нот в октаве, отличное от 7/12. А вот почему существуют матричные циклы с определённым количеством этапов (в музыке нот в октаве) - это посложнее вопрос. Видимо, реальность в которой мы живём имеет, именно, такое самовыражение через определённую цифровую картину цикла.

ДМ - это Матрица цикличных универсальных эволюционных процессов, мировая Константа (по определению А.Эйнштейна) в рамках которой идут постоянные изменения. Закон ДМ как Закон цикла это самый "концентрированный" и, в тоже время, самый широкий и объёмный закон по включённым в него понятиям.

Можно привести пример. В году времена года (зима, весна, лето, осень) это этапы цикла. Циклы ежегодно повторяются, а содержание их (события, трансформации, отношение к явлениям и событиям, погода и т.д.) всегда разные. Принято выделять четыре времени года по три месяца каждый. В музыке принято выделять октавы. Когда-то октава начиналась с ноты ля. Теперь октаву начинают с ноты до. Начинать октаву, в принципе, можно с любой ноты, но есть традиция.

Нам, людям, дано понять, что такое цикл (повторяющаяся постоянная часть в бесконечном пространстве и времени). За пределами этого Закона нет ничего, даже нуля. Бесконечность одна, Вечность одна. В нашей земной реальности, которая нам дана, мы постепенно осваиваем понимание этого Закона. В музыкальной октаве отражается это понимание. ЗВУК (музыка), т.е "международный язык без перевода", должен правильным образом отражать ДМ.

Как символически можно изобразить ДМ? Константу – символом "лук и стрела", изображённых в среднем (стабильном) положении. Стабильное состояние это образное отображение неизменности повторяющихся циклов, в рамках которых идут постоянные изменения. А переход между циклами через Нуль символически можно отобразить движением стрелы: из девятки (из Будущего) стрела лука оттягивается в восьмёрку и выстреливает в десятку, т.е. единицу (новое начало).

В октавном звуковысотном классе фортепиано отражается понимание цикла (хоть и неполного цикла). Для того, чтобы выстроить правильно полный цикл (октаву в новом звукоряде) надо понять цикл как таковой. Когда цикл добавляется нужным количеством нот и становится полным, он естественным образом заканчивается и создаются условия для перехода через Ноль к новому циклу.

С помощью музыкального инструмента тромбона можно извлекать непрерывный звук в его повышении или понижении. Такой инструмент на прямую через звук не показывает цикл. Ноты у фортепиано имеют фиксированные значения, они дискретны. Фортепиано - это типичная гармоника. Гармоники - это общее название большой группы инструментов, в которых звучит какое-то количество независимых физических тел, не изменяющих высоту своего тона. У фортепиано для каждого звука есть своя струна, набор из 2-х - 3-х струн. Ксилофон, клавишные гусли - это гармоники. Гармоники бывают ударные, щипковые, духовые. А тромбон, скрипка, гитара под определение гармоники не подходят. На гитаре, например, можно сыграть большее количество нот, чем 12, но их невозможно отобразить на нотоносце. Октава фортепианного типа имеет только 12 нот.

Цикл имеет этапы, октава - фиксированные значения нот. Между ближайшими нотами нет клавиш и звук извлечь невозможно. Теоретически, между такими ближайшими нотами звуки есть, но их невозможно проявить практически. Это малый ноль.

Так как октавы это повторяющиеся части звукоряда, то они являются основой построения звукоряда. Традиционно октаву в наше время принято начинать с ноты до, в звукоряде фортепиано имеются 7 полных октав, а по краям - 2 неполные по количеству нот или клавиш (СКО и пятая октава). Октавы можно было бы по согласию музыкантов начать с любой ноты, например, ре или ми, это условное принятие. Но традиционно октаву решили начинать с ноты до.

После того, как прозвучал в гамме проигрыш нот октавы, например, от до1 до последней ноты первой октавы, начинается новый цикл через переходный Ноль. Цикл - это дискретные ноты. Ноль это не точка и не сфера, это отсутствие чего-либо. В науке аналогом такого Нуля условно можно назвать вакуум. В вакууме ничего нет, но он считается самым наполненным энергией. Наличие этой сконцентрированной энергии и даёт возможность перехода к новому циклу развития, эволюции.

В переходном большом Нуле между циклами (октавами), который мы не слышим и не видим в написании нот, есть сконцентрированная информация, возникающая после прослушивания нот. В Нуле обрабатывается информация предыдущего цикла, его этапов и только в нём создаются условия для перехода к новому циклу. Только такая информация энерго-информационного характера и даёт возможность выделять повторяющиеся части (циклы в звукоряде).

В звукорядах равномерно-темперированного строя между всеми ближайшими нотами - полутон, т.е. равные расстояния. В этом смысле маленький ноль между нотами и большой Ноль равны. Большим Нулём называется переход между циклами. Во внешнем виде клавиш звукоряда и в нотной записи нули (с маленькой и большой буквы) не проявляют себя. Они вроде есть, и вроде их нет. Это - музыкальный парадокс.

А что в жизни? В жизни нет нулей, вернее, они есть по ощущениям, но всегда чем-то заполняются. Когда возникает чувство, что пройден какой-то важный этап, старого уже нет, а новое ещё не началось, мы находимся в "нуле". В таком нулевом периоде подводятся итоги, происходят переосмысления, рождаются мечты и открываются горизонты новых уровней, принимаются решения, формируются планы. В жизни каждого человека бывают периоды когда мы начинаем с нуля, чистого белого листа.

Существуют самые разнообразные циклы: годовой цикл, лунный цикл, плод созревает за 9 месяцев. В них общим является использование цифр. Самой известной и употребительной является десятичная система счисления. Двенадцатеричная, шестнадцатеричная системы счисления тоже имеют десять цифр, но ещё и буквы. Десятичная система считается универсальной, общеупотребительной. Модуль ДСС можно назвать основой цифровой канвы нашего мира. А ДМ - это универсальный Закон, согласно которому мы понимаем как проявляет себя модуль ДСС в универсальном цикле (подробнее о ДМ читайте в других моих темах).

Музыка на современном этапе неотделима от понимания устройства мира в целом. Можно напомнить старинную истину из китайской философии, что «в мире нет ничего постоянного, кроме циклов». В интернете прочла в одном из текстов следующий фрагмент: «В природе всё движется и постоянно изменяется. Планета Земля, пройдя отрезок пути по своей орбите, не только изменяет свои координаты в пространстве, но и изменяется сама. Она становится другой. Мысленно зафиксировав Землю в какой-либо точке, мы не получим её такой же в любой другой точке. «Той» Земли уже нет. Мы не можем вернуться «во вчера» Земли не потому, что время имеет одно направление, а потому, что «вчерашней» Земли уже нет. Она, как и всё в природе меняется постоянно.»

Но как коррелируется Закон ДМ и время, т.е. как связаны эти понятия и как эта связь отражена в музыке? Это сложный вопрос. Но на него необходимо дать ответ, чтобы правильным образом выстроить музыкальный цикл октавы.

Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. А что мы имеем в звукоряде? В звукоряде отражены главные понятия возможными средствами. В звукоряде есть циклы (октавы) с фиксированными акустическими значениями нот. И мы можем "возвращаться назад" (вниз по диапазону), проигрывая гаммы или ноты музыкальных произведений. Значения нот звукоряда - одни и те же, а "изменения" композитор создаёт всё новым и новым сочетанием нот, новой мелодией. Таким образом, в звукоряде заложена идея постоянного цикла и, в тоже время, использование дискретных значений нот композитором для создания постоянной новизны.

Получается, что вернуться в прошлое (во вчера, в позавчера) мы не можем, а играть на музыкальном инструменте мы можем в обоих направлениях по звукоряду. Является ли это расхождением музыки и жизни? Конечно, нет. Картины и портреты художников, фотографии, мемуары, документальное кино, музыкальные записи, наши воспоминания, эмоции связанные с прошлым всегда присутствуют в нашей жизни. Более того, будущее формируется из прошлого, имеет исток в прошлом и процесс формирования события во времени. Существуют сны, предчувствия, предсказания. Будущее связано с настоящим и прошлым, оно влияет на прошлое тоже, как и прошлое на будущее. В этом смысле можно сказать, что ничего не бывает случайного. Музыка отражает эти философские понятия. Мы не можем вернуться в прошлое физически, его уже нет. Не существует возвращения в прошлое, но существует возвращение к прошлому. И есть мечты о будущем.

Можно подвести итоги.

Музыка - всемирное явление. Октава, как повторяющаяся часть звукоряда, отражает модуль ДСС и Закон ДМ. Модуль - это 10 цифр от нуля до девяти, которые используются в построении "музыкальной единицы" (октавы). Закон ДМ - это 8 нот в октаве и 8 тонов в музыкальном интервале октавы (лактаве) с феноменом "потери" девятки. Число 9 существует лишь в порядковом счёте.

Закон ДМ (закон универсального цикла) в музыке можно выразить двумя формулами ДМ: формулой цикла (цикл - в квадратных скобках, музыкальный интервал 1:2 лактавы - в фигурных скобках) и формулой повторения циклов.

{[1,2,3,4,5,6,7,8],0,(9 = 1)}

…4,5,6,7,8,0,(9 =>1),2,3,4,5,6,7,8,0,(9 =>1),2,3…
 
Музыканты давно стали размышлять на предмет возможностей создания новой музыкальной соразмерности. Осуществить новую октаву возможно только в русле понимания универсального мирового Закона ДМ. ДМ это объективный природный Закон, но он не был представлен как таковой до предложения его отражения в музыкальном ЦИКЛЕ октавы 8/16.
Но надо отметить, что не бывает изобретений без исторических предшественников. Тысячи и тысячи людей веками и тысячелетиями вносили свой вклад в историю науки и музыки. На их достижениях, на их открытиях и плечах держится "здание" новой октавы.