Дорогой товарищ, навальный!

Максим Оленев
ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ, НАВАЛЬНЫЙ!
В дни школьных каникул нам довелось посмотреть историческую драму «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского. Премьера ее в российском прокате состоялась еще 12 ноября 2020 года, однако, сидеть в масках в душном кинозале нам было противно (пусть Собянин сам так смотрит) и мы решили дождаться выхода киноленты в «свободный прокат».
И вот что я хочу сказать по этому поводу.
Начну, наверное, с хорошего и простого.
Первое. Такие фильмы снимать нужно. Я имею в виду историческую подоплеку. Снимать надо про проблемы и негатив, имевший место в нашей стране, чтобы это не сделали другие. Как, например, произошло с мини-сериалом «Чернобыль» Юзана Ренка.
Этот инцидент, случившийся в позднем СССР и оставивший столь глубокий след в истории вообще, был почему-то полностью проигнорирован нашей киношной общественностью, поглощенной зарабатыванием денег в столь популярных у нынешней власти фильмах про Великую Отечественную войну. В итоге мы дождались, пока иностранцы на свой лад обыграют «наше событие», чтобы потом вопить на всех углах:
- Ах! Они все перевернули! Не было ничего такого! Наглая ложь!
Еще раз. Если мы не хотим, чтобы «Россию порочили», нужно уметь снимать самим. Однако, в нынешнее время, когда бабло полностью затуманило взор всем и вся, а «сеятели звонких монет» наверху охотно раздают подачки всем, кто готов услужить, такое удается не каждому и не всякий раз.
Еще раз! Снимать нужно и снимать нужно нашим, российским режиссерам, чтобы ни у кого никогда не возникал вопрос: «Неужели это все правда? Неужели это все было у нас?».
Второе. Коммерческая сторона. Бюджет фильма обошелся в 151 миллион рублей, которые в основном пожертвовал миллиардер Алишер Усманов (т.е. «придворный кошелек»). Отдача от фильма в прокате – всего 11 миллионов. То есть, бизнес здесь – минус 140 миллионов рублей (т.е. 2 миллиона долларов США были выброшены на помойку). Понятно, что для такого олигарха, как Усманов – это сущие «копейки», а вот режиссеру и исполнительнице главной роли лишние доходы не помешают.
Третье. Поскольку речь зашла об актерах, скажу так. В фильме «слишком много» Высоцкой. Да, безусловно, у нее – главная роль, но все-таки… Хотелось бы побольше иных характеров и персонажей, учитывая, что такое событие в свое время было довольно громким. Да, безусловно, Юлия Александровна – уроженка того самого Новочеркасска, в котором и произошла эта трагедия, так сказать прямая «носительница духа» (хотя и родилась все-таки спустя 11 лет после данного несчастья). Но, увы, Высоцкая не выдающаяся актриса, да и собственно, как таковой драмы-то в ленте у нее и не произошло (дочь-то в итоге осталась жива!) – а ведь были люди, у которых, действительно погибли родные (в дети в том числе).
Неизвестно зачем, режиссер в самое начало фильма вставляет сцены с полуголой главной героиней, тем самым возвращая зрителя в конец 80-начало 90-х годов, когда подобные сцены воспринимались «на ура». Ностальгия по «Маленькой Вере» и ее популярности? Зачем-то показан диалог о бюстгальтере между матерью и дочерью, который выглядит просто абсурдным в СССР начала 60-х годов.
Четвертое. Очередной приз от Венецианского кинофестиваля навел на мысль, что снимался этот шедевр для западной фестивальной публики. Кончаловский уже в третий раз (!) получает в Венеции награду, причем за такие киноленты, которые смело можно выбрасывать на помойку (в данном случае я имею в виду почтальона Алексея Тряпицына). Что ж, в Европе любят откровенно антисоветские сюжеты и попытка угодить европейцам в очередной раз Кончаловскому, думаю, удалась.
Ну, и наконец, пятое - главное. Я этим хочу закончить. А кому, собственно, был адресован этот фильм? Нет, не Западу и не тамошней либеральной общественности. Ведь такие отпетые конъюнктурщики как Михалковы (неважно, Кончаловские ли они или просто Михалковы) просто так фильмов не снимают. В чем выражался основной посыл ленты?
Раз мы «едим дома», то и фильм предназначался российской публике. Это – государственный заказ. И недвусмысленный посыл всякого рода подросткам и молодежи: нечего Вам шляться по митингам. Вот каков будет печальный итог. А родителям – наука, сами будете потом жалеть!
Семейство рациональных проходимцев Михалковых-Кончаловских, которое давным-давно околачивается при дворе и чувствует там любое дуновение, прекрасно понимает, что нынешняя власть стремится разговаривать с народом «посылами», т.е. устами чужих людей, носителей важной информации. Как правило, это всемирно известные люди (а таковыми являются мега-спортивные величины) - будь то звезда хоккея Овечкин со своей «Путин team», Алина Кабаева, Светлана Хоркина или же тот же богатырь Александр Карелин лет 20 тому назад.
То, что народ туп и не понимает этих посылом – проблема не власти, а самого народа. Что ж, сами виноваты и потом сильно жалеть будете! Вас же предупреждали (причем мягко и деликатно).
Фильм этот показали заблаговременно, т.е. еще до «триумфального» возвращения нынешнего политэмигранта номер один на «Финляндский вокзал» (т.е. в Шереметьево). Сам же Алексей Навальный, похоже, фильм этот не смотрел и не понял, что он уже настолько достал двор, что ему лучше было бы тут вовсе не показываться. Он совершил в общем-то героический, но полностью безответственный поступок. Никакие санкции или прочая изоляция тут «военную монархию» не напугают.
Скорее, наоборот, им это и было нужно!