Клуб книгочеев. Царю нельзя быть тишайшим

Виктор Сафран
                Клуб книгочеев               
                Чти отца своего и отечество               
               
               
                ...Царю нельзя быть тишайшим               
               
               
                Цитаты и размышления при чтении  «Курса русской истории» Ключевского В . О. (Сочинения. Том 3. М.,  Гос. изд-во полит.  литературы. 1957).               
               
                В этом курсе лекций русской истории автор  рассматривает период с 1613 по 1655 годы, и особо -  время царствования Алексея -  второго представителя династии Романовых;   первым был его отец  Михаил, ИЗБРАННЫЙ Земским собором  царем в 1613 году,  после великой СМУТЫ…               
               
                Стр. 8.  «… у нас (в России – В.С.) по мере расширения территории вместе с ростом ВНЕШНЕЙ силы народа все более СТЕСНЯЛАСЬ  его ВНУТРЕННЯЯ свобода… Внешние успехи новой России напоминают полет птицы, которую вихрь несет и подбрасывает не в меру сил ее крыльев»… (Здесь и далее выделения прописными мои, - В. С.)
               
                Стр. 9-10. «… демократизация управления сопровождалась усилением социального неравенства…   (Оно)… еще усилилось нравственным отчуждением правящего класса от управляемой массы. Говорят, культура сближает людей, уравнивает общество. У нас было совсем не так. Все усиливающееся общение с Западной Европой приносило к нам идеи, нравы, знания, много культуры, но этот приток скользил по верхушкам общества, осаждаясь на дно частичными реформами, более или менее осторожными и бесплодными. Просвещение стало  сословной монополией господ, до которой не могло без опасности для государства дотрагиваться непросвещенное простонародье»…               
               
                Стр. 10: «Когда пред европейским государством становятся новые и трудные задачи, оно ищет новых средств в своем народе и обыкновенно их находит, потому что европейский народ, живя нормальной, последовательной жизнью, свободно работая и размышляя, без особой натуги уделяет на помощь своему государству заранее заготовленный избыток своего труда и мысли, -  избыток труда в виде усиленных налогов, избыток мысли В ЛИЦЕ  ПОДГОТОВЛЕННЫХ, УМЕЛЫХ и ДОБРОСОВЕСТНЫХ государственных ДЕЛЬЦОВ. Все дело в том, что в таком народе культурная работа ведется незримыми и неуловимыми, но дружными усилиями отдельных лиц и частных союзов НЕЗАВИСИМО от государства и обыкновенно предупреждает его нужды. У нас дело шло в обратном порядке»…
               
                Прим. В. С., - Безусловно, здесь В. Ключевский несколько идеализирует положение дел в странах Европы, не называя их, так сказать, поименно и не «привязывая»  к определенному времени и временам, создавая почти утопию, какие всегда были в мечтах человеческих сообществ. Но такой прием оправдан для дальнейших его рассуждений, показывающих пропасть-провал  в каком находилась недавно народившаяся на свет Российская держава;  такой прием – это пожелание-направление каким можно подняться из этой пропасти… И царствование Алексея Михайловича было великим благом для России. России, можно сказать очень повезло, что дело своего отца (правда, далеко не «тишайшими» методами!) продолжил потом его сын – Петр.               
               
                Стр. 11 - 12: «… просвещение по казенной необходимости, а не по внутренней надобности давало тощие, мерзлые плоды, и эти ПРИПАДОЧНЫЕ  порывы… порождали в подрастающих поколениях только скуку и отвращение к науке, как к рекрутской повинности… Народное образование получило  характер правительственного заказа или казенной поставки подростков для выучки по определенной программе. Учреждались дорогие дворянские кадетские корпуса, инженерные школы, воспитательные общества для благородных и мещанских девиц, академии художеств, гимназии»…               
               
                Прим. В. С. -  и далее Ключевский «бросает» по этому поводу саркастическую фразу, что, мол, таким образом «… разводились в барских теплицах тропические растения…, но на протяжении двух столетий не открыли ни одной чисто народной общеобразовательной… школы. Новая, европеизированная  Россия в продолжение четырех-пяти поколений была Россией гвардейских казарм, правительственных канцелярий и барских усадеб:  последние проводили в первые и вторые посредством  легкой перегонки в доморощенных школах и экзотических пансионатах своих недорослей, а взамен их получали оттуда отставных бригадиров в мундирах. ВЫДАВЛИВАЯ  из населения таким  способом надобных ДЕЛЬЦОВ,  государство укореняло в обществе грубоутилитарный  взгляд на науку как путь к чинам и взяткам и вместе с тем формировало из верхних классов, всего более из дворянства, новую служивую касту, оторванную от народа сословными и чиновными преимуществами и предрассудками, а еще более служебными злоупотреблениями.               
               
                Так случилось, что расширение государственной территории, напрягая в меру и истощая народные средства, только усиливало государственную власть, не поднимая народного самосознания, ВТАЛКИВАЛО в состав управления новые,  более демократические элементы и  при этом обостряло неравенство и рознь общественного состава, осложняло народнохозяйственный труд новыми производствами, обогащая НЕ народ, а казну и отдельных предпринимателей, и вместе с тем принижало политически трудящиеся классы. Все эти НЕПРАВИЛЬНОСТИ имели один общий источник – неестественное отношение внешней политики государства к внутреннему росту народа; народные силы в своем развитии отставали от задач,  становившихся перед государством вследствие его ускоренного внешнего роста…  Государство пухло, а народ хирел»…               
               
                Стр. 13 - 14: «При Петре Первом основная пружина государственного порядка достигла высшей степени напряжения; сословная разверстка специальных повинностей стала еще тяжелее…     К прежним сословным тягостям он прибавил новые, а тягчайшие прежние, рекрутскую и податную, распространил на все классы, … на вольных людей и холопов… Доселе его войны на Западе были в сущности оборонительные, имели целью возвратить земли, недавно у него отторгнутые…   С Полтавы они получают наступательный характер»…               
               
                Стр. 14:  «… Но с половины 18 века в народной массе  пробуждается тревожное брожение особого характера. Мятежами был изобилен и 17 век, и тогда они направлялись против правительства, бояр, воевод и приказных людей. Теперь они… идут против господ.   Сама пугачевщина выступала под легальным знаменем, несла с собой идею законной власти против екатерининской узурпации с ее пособниками  - дворянами. Когда почва затряслась под ногами, в правящих сферах по почину Екатерины    Второй всплывает мысль об уравнении общества, о смягчении крепостного права. Хмурясь и робея, пережевывая одни и те же планы из царствования в царствование отсрочивая вопрос  малодушными попытками улучшения, не оправдывавшими громкого титула власти, довели дело к половине 19 века до того,  что его разрешение стало требованием стихийной необходимости»…               
               
                В. С. – Я не знаю точно, когда Ключевский написал последнее, даже если уже в 20 веке (но не ранее, чем в его начале),  но он, умница,  ярко и внушительно опроверг дурацкое  утверждение, что нет пророков в своем отечестве! На его примере  можно убедиться, что они (пророки) были, есть и будут, только мы их не умеем и не желаем узреть и слушать… Далее Ключевский «бросает» интереснейший взгляд на такие вопросы как, - откуда пошло крепостное право?;  и – бунтарство в народе, точнее – на чем (на какой почве) оно  возникало,  зижделось и откуда получало подкрепление?
               
                Стр. 101: …В 1569 году…  «Польша и Литва  соединились как две равноправные половины единого государства… Постановления Люблинского сейма были для Западной Руси завершением … польского влияния»…        
               
                Стр. 102: «Люблинская уния своим следствием сообщила усиленное  действие,… раньше подготовлявшееся польским влиянием, крепостному праву… успехи крепостного права в Литве поддерживал и усиливал… переселенческий поток (в степную Украину, - В. С.)»…
               
                В. С., - Ключевский, точно указав нам источник крепостного права, не «расшифровывает» за счет чего и как достигнуты его «успехи в Литве».  Но, наверное, они (эти успехи)  БЫЛИ, коль скоро «мода» на такое «право» распространялась по молодому Российскому государству. И тут Василий Осипович уже более конкретен, он «вдается» в этимологию слова-понятия. На стр. 163 он пишет: «КРЕПОСТЬЮ в древнерусском праве назывался акт, символический или письменный, утверждающий власть лица над известной вещью… Предметом крепостного обладания… были и люди. Такие КРЕПОСТНЫЕ назывались ХОЛОПАМИ или РОБАМИ…  холопом назывался крепостной мужчина, рОбой – крепостная женщина;… (слово) РАБ встречается только в церковно-литературных памятниках…
               
                Далее, в данной лекции,  Автор  (давайте будем называть так для краткости В. О, Ключевского)  скрупулезнейшим образом анализирует крепостное право как вид хозяйствования и экономики, о чем ярко говорят подзаголовки лекции, -  «Виды неполного хозяйства», «Кабальное хозяйство»,  «Сближение ссудного крестьянства и кабального хозяйства», «Задворные люди»,  «Крепостная крестьянская запись», «Ее происхождение», «Ее условия», «Государство и землевладельцы», «Отмена урочных лет»,  «Крестьянские животы» (здесь имеются в виду земледельческий инвентарь, деньги, скот, хлеб сеяный и молоченый, «платье всякое и домовой запас» и т. д.,); затем подзаголовки –  «Податная ответственность крепостных»,  «Отличия крестьянства от холопства»…               
               
                Следующая лекция продолжает разбор крепостного права, что опять же характеризуется подзаголовками, - «Господа и крепостные», «Крепостное право и земский собор» и в дальнейшем следуют подзаголовки, разъясняющие суть, плюсы и минусы земского собора…
               
                Как и предыдущие, так и последующие лекции в мелочах и деталях  разъясняют положение дел в Росс.  государстве с окончанием  великой смуты и приходом на царствование  династии Романовых – бояр незнатного рода, вообще-то, по фамилии Захарьевы.  Но самых близких по родству к прежней династии, которая вела свой род от рюриковичей и  великого князя московского Ивана Калиты, к роду которого принадлежали все предшествовавшие великой Смуте российские  цари, заканчивая Иваном Грозным,  женой которого была  Анастасия Захарьева.  У их совместного  сына Федора  появился сын (а для Грозного – внук) Михаил. Он  и был после великой Смуты ИЗБРАН   царем-самодержцем «всея Руси»,  и был им  с 1613 по 1645 год. Хотя поначалу долгое время государственные дела вершил его отец  - архиепископ Филарет,  в миру – Федор Никитич Захарьев, взявший фамилию Романов в честь отца своего и деда, Никиты Романовича и Романа Юрьевича…
               
                …И так, в 1645 году «сел» на царство Алексей Михайлович, потом получивший прозвище ТИШАЙШИЙ. Именно, - потом!  И явно не ОТ народа, а ОТ его элиты – бояр, которых в конце концов перестали гнобить, как гнобил их Иван Грозный, как они гнобили друг друга в борьбе за власть в период самозванцев Лжедмитриев,  в годы правления Годунова, Шуйских и Глинских, в период Смуты… Пока не выдвинули из своих рядов в самодержцы  «заштатных» Романовых. И Михаил, и его сын Алексей вели себя, конечно, ТИШАЙШЕ по отношению к «братьям по классу и братьям по оружию» - боярам и дворянам. Только с их помощью они могли восстановить разрушенную  в годы лихолетья систему управления молодым Российским государством…               
               
                А вот внешние и глубоко внутренние факторы никак не располагали к «тишайшеству», - с юга грозила Турция с остатками татаро-монгол; с запада Польша и крепнущая Швеция; этим врагам   россияне должны были как-то «показать зубы», подпорченные и часто выбитые смутой. Вот и была проведена военная реформа, появились «полки нового строя».  Последнее, - потому, как при Алексее Михайловиче довольно удачно сочеталось почитание старины  с рациональными западными апробациями..   Это помогло в таких делах как перемирие с Польшей и далее -  воссоединение с Украиной; это сказалось на освоении Сибири в продолжение дел Ермака – мужика казацкого рода…               
               
                Кстати, в этой лекции Автор очень подробно останавливается и разбирает вопрос возникновения и существования казачества… Помните, чуть выше мы говорили о «моде» на крепостное право, «пошедшее» из Польши и Литвы? Так вот, такое крепостное право ТАМ ЖЕ и породило КАЗАЧЕСТВО.
               
                Слово это, по мнению Ключевского, имеет татарское происхождение, а «перекочевало» оно в другие языки как понятие, прежде всего, бродячего вольного и вольнонаемного работника, в число которых подавались беглые крепостные, доведенные «до ручки» там – панами, а в России – боярами и дворянами.  Чему способствовал, кстати, и  Алексей Михайлович, своим указом окончательно прикрепив крестьян и посадских людей к месту жительства,  следовательно, к землевладельцам – боярам и дворянам… Народным «откликом» этому стали бунты и восстания. В его царствование чего только стоила передряга, возглавляемая казацким атаманом Стенькой Разиным, закончившим жизнь в 50 с лишним лет на плахе. По повелению Алексея Михайловича…  Вот вам и «тишайший»! Царям-самодержцам категорически нельзя быть таковыми, так как им надо держать постоянно ухо востро как с придворными, так и с холопами;  и те, и другие могут запросто прибить и прихлопнуть…               
               
                Так или иначе, а при Алексее Михайловиче все-таки и кое в чем были  ослаблены государственные вожжи. Вот тогда и появились, как их назвал Ключевский, первые опыты общественной критики; появились, как мы бы нынче их назвали, диссиденты. В их числе оказались в частности и даже (!) князь Хворостинин и патриарх Никон. Первого Автор называет «своеобразным русским вольнодумцем на католической подкладке», второй, поначалу друживший с Алексеем и помогавший ему на церковном поприще,  пошел на раскол и с властью и с догматами церкви…   Но это были, так сказать свои люди, но были и пришлые доброжелатели (без всяких кавычек), как, например Юрий  Крижанич, хорват, католик, немного философ, богослов, а главное – горячий панславист… Потому что, пишет далее Автор,  истинным отечеством для него было… объединенное славянство, т. е. чистая политическая мечта…               
               
                Первые опыты общественной критики, как их назвал Ключевский, породили, так сказать, и конструктивные начала в своем подвижничестве. Самыми известными из  таких подвижников Автор считает по достоинству Федора Михайловича Ртищева и  Афанасия Лаврентьевича  Ордин-Нащекина. Это были два удивительных человека,  скромных, будучи, по существу, советниками царя Алексея; они были,  по уму и прочим положительным человеческим качествам, людьми, опережающими свое время; они заложили основы внешней политики по лучшим европейским образцам, НО…   сохраняя собственные, русские, древние традиции…
               
                Важно отметить, что в это время появляются и первые явные, так сказать, проводники западного влияния  из числа западнорусских православных ученых  монахов. Это были, например, такие как Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий,  призванные в Москву из Киева. По царским заказам они переводили для распечатки и тиражирования  различные образовательные пособия, литературные произведения, обогащавшие в определенной мере  культуру России и русский народ…  А монах Семеон Полоцкий был учителем сыновей царя… Благодаря таким людям в семьях тогдашней российской элиты-знати   стали появляться элементы западной культуры. В том числе и в семье Нарышкиных, откуда и была вторая жена Алексея Михайловича Наталья, родившая ему Петра…
               
                С житейской точки зрения, понятно и оправдано то, что Алексей Михайлович  «не забывал»  жить для своей семьи и (!) -  «для себя»; жил сам, а с его «подачи», по его примеру,  и его дворовые-приближенные, -  достаточно скромно и далеко не по-царски.  Особенно, если сравнить  его быт с бытом его будущих последовательниц-цариц – Анны, Елизаветы и обеих Екатерин; и в поведении был  скромен и прост…  
               
                Как отмечает Ключевский, он, Алексей,  «…был мастер браниться изысканной бранью, какой умеет браниться только НЕГОДУЮЩЕЕ,  НЕЗЛОПАМЯТНОЕ  РУССКОЕ ДОБРОДУШИЕ». (В. С, - Прелестно, не правда ли,  сказано!!!). А еще он любил и умел «изготавливать» детей. Не дожив и до 50 лет, был дважды женат и имел АЖ 16 детей! От первой жены - Марии Милославской – 13,  в том числе и роковую  властолюбивую Софью противницу Петра, в будущем Великого; и еще троих -  от Натальи Нарышкиной, первенцем у которой как раз и был Петр. Ему, его персоне и посвящен Ключевским почти полный четвертый том его лекций…